Обобщающий урок по теме "Применение производной. Уравнение касательной". 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Цели урока:

  • повторение, закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме;
  • развитие познавательных умений, интереса к предмету, умения владения математическим языком;
  • воспитание организованности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование урока.

1. Карты с заданиями.

2. Таблицы.

На доске записана тема урока, задания для устного счёта; необходимо знать что такое производная, алгоритм составления уравнения касательной; уметь находить производную, строить графики элементарных функций.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, цель, план. Далее поясняет актуальность данной темы: встречается на вступительных экзаменах, на централизованном тестировании, в вариантах ЕГЭ.

II. Актуализация знаний.

Учитель сообщает цели урока, вызывает к доске ученика с заданием записать алгоритм составления уравнения касательной. Остальные считают устно.

Устный счёт.

1. Касательная к графику функции параллельна оси абсцисс. Найдите абсциссы точек касания. ( ).

2. Касательная к графику функции параллельна прямой . Найдите абсциссы точек касания. ().

3. Касательная к кривой образует с осью абсцисс угол . Найдите абсциссу точки касания. ().

4. Угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой равен 0,72. чему равно значение производной в этой точке? ().

После устного счёта заслушивается ответ ученика, работавшего у доски.

1. Найти значение функции в точке касания.

2. Найти производную функции.

3. Найти значение производной в точке касания.

4. Записать уравнение .

III. Обобщение знаний

Во всех задачах школьного курса на отыскание уравнения касательной, сама касательная задаётся двумя способами:

  • задана точка в координатной плоскости, через которую проходит касательная;
  • задан угловой коэффициент этой касательной.

Первый тип задач включает в себя задачи, в которых точка принадлежит графику функции, и задачи, в которых точка, принадлежащая касательной, графику функции не принадлежит. Второй тип задач также включает в себя два вида. Это задачи в которых касательная параллельна какой-либо прямой, и задачи, в которых касательная проходит под определённым углом к какой-либо прямой.

Рассмотрим примеры и способы решения задач, в которых не заданы координаты точки касания.

Каждому ученику предоставлена карта заданий. Задания подобраны таким образом, что при их решении мы рассмотрим все четыре вида задач на отыскание уравнения касательной.

Карта заданий

1

Напишите уравнения касательных к графику функции , проходящих через точку М(-3;6).

2

Составьте уравнение касательной к графику функции , не пересекающей прямую .

3

Напишите уравнение общей касательной к параболам и .

4

Напишите уравнение касательных к параболе , если касательные пересекаются под прямым углом и одна из них касается параболы в точке с абсциссой .

IV. Применение знаний на практике.

Решения заданий

V. Подведение итогов урока.

VI. Информация о домашнем задании.