Путешествие в страну дроби. 6-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 6


Цели урока:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями.

Развивающие – развивать внимание, зрительную память, речь, смекалку, умение самопроверять и анализировать свои ошибки; расширить представление учащихся о математике, прививать интерес к предмету, развивать познавательную активность.
Воспитательные – воспитывать умение работать в группах, дисциплинированность, честность, взаимопомощь, сопереживание за результаты своего товарища.

Ход урока

(На доске спроецирован слайд 1).

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне исторической, на берегу озера ребусного, отдохнем на поляне театральной, посетим замок кроссвордный, побродим в лесу сказочном, попробуем одолеть горы мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. Итак, в путь!

Попасть в страну дроби, минуя деревню историческую, нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь. В деревне мы отдохнем перед трудным путешествием.

(Внимание на экран. Слайд 2. “Деревня историческая”, “Древний Египет”)

Разминка

1 задание.

У каждой команды комплект цифр (1,2,…,8,9).

Составьте дроби:

  1. Правильную дробь со знаменателем 5;
  2. Неправильную дробь с числителем 6;
  3. Неправ. Дробь со знаменат. 2;
  4. Правильную дробь с числителем 7.

2 задание.

У каждой команды комплект ответов. Учитель показывает по очереди примеры, команды прорешивают и на столах выкладывают ответы. После 7 примеров по указанию учителя переворачивают карточки и из предложенных букв выкладывают слово (анаграмма) - пятерка.

Ребята, наш путь лежит к озеру ребусному (слайд 3,4).

Озеро ребусное

Здесь ребятам предлагается решить ребус (слайд3) и расшифровать две анаграммы (слайд4).

Ответы: 1. Числитель; 2. Сокращение.

Устный опрос

  1. Что такое числитель?
  2. Что такое знаменатель?
  3. В чем заключается основное свойство дроби?
  4. Как сравнить дроби с одинаковыми (разными) знаменателями?
  5. Как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями?
  6. Как сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями?
  7. Как выделить из неправильной дроби целую часть?
  8. Как представить смешанное число в виде неправльной дроби?
  9. Как умножаются дроби?
  10. Какие дроби называются взаимно обратными?
  11. Как разделить дробь на дробь?
  12. Как найти дробь от числа?
  13. Как найти число по его дроби?

Задача с незнайкой (слайд 5)

Как-то раз незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки: (см. слайд). Сможете ли вы помочь незнайке и сказать, выполним ли его план?

(Нет, 29 ч)

Физкультминутка (слайд 6)

Замок кроссвордный (слайды7,8,9)

Горы мозгодром (слайд 10)

Каждая команда получает карточку с заданием.

Поставьте знаки действий так, чтобы равенства были верны.

Учитель. Ребята, а вы знакомы с творчеством детского писателя г.остера?

***

Если вас поймала мама
За любимым делом вашим,

Например, за рисованьем
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это
Ваш сюрприз к восьмому марта.
Называется картина:
Милой мамочки портрет.

***

Папа вазу опрокинул:
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью,-
Всё семейство скажет.
Ну а если бы к несчастью,
Это сделал я!
Ты разиня, ты растяпа!-
Скажут про меня.

Решение задач-шуток Г.Остера (слайд 11).

(Три мальчика и две девочки; должна родиться одна девочка)

Сказочный лес (слайд 12)

Каждая команда получает по 2 набора карточек (с заданиями и ответами).

Задание 1. Выполните действия по порядку и расшифруйте фамилию детской писательницы.

Ответ: Линдгрен.

Задание 2. Расположите дроби в порядке возрастания и вы узнаете имя одного из её героев?

Учитель. К нам сегодня пришло много гостей и среди них магистр рассеянных наук. Сейчас он покажет и расскажет, что однажды с ним произошло. А вы постарайтесь найти ошибку в его рассуждениях.

Учитель. Однажды с магистром рассеянных наук произошел такой случай. Собрался он в путешествие, вышел на улицу и увидел на скамейке двух плачущих детей.

Магистр. Что случилось? Вы, наверное, потеряли деньги?

Девочка. Нет. Мне мама велела купить ровно три четверти литра квасу.

Мальчик. А мне поллитра, а бутылку я разбил. Куда мне теперь налить квас?

Девочка. В бидон входит только один литр.

Магистр. Вам, дети, повезло, что вы встретились со мной. А арифметика нам поможет. Тебе, девочка, нужно купить три четверти литра - это , а тебе, мальчик, поллитра – это . Теперь сложим эти дроби: , а в бидон входит 1л, или л, так что л квасу вы нальете, а бидона останется пустой.

Учитель. После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?

Ответ. Магистр неправильно сложил дроби. На самом деле , т.е. Это больше 1л на .

Учащиеся вместе с магистром разрешают эту ситуацию.

Письменные упражнения.

Ребятам в 3 группах предлагается выполнить тестовую работу и её результаты представить на компьютере в программе paint.

  • Форма и цвет дома:

Вычислите .

А) – квадратная, серый; в) – прямоугольная, серый;

Б) – квадратная, коричневый; г) – прямоугольная, коричневый.

  • Крыша дома и её цвет:

Вычислите .

А) – полукруглая, оранжевый; в) – треугольная, оранжевый;

Б) 1 – полукруглая, красный; г) – треугольная, красный.

  • Форма окон, их количество и цвет:

Вычислите .

  • Расположение трубы и её цвет:

Упростите выражение и найдите его значение при .

А) 8 – справа, черный; в) справа и слева, чёрный;

Б) слева, серый; г) трубы нет.

  • Форма двери, её расположение и цвет:

Решите уравнение: .

А) округлённый прямоугольник, справа, бордовый;

Б) прямоугольник, справа, бордовый;

В) округлённый прямоугольник, слева, зелёный;

Г) прямоугольник, слева, зелёный.

У каждой команды должен получиться домик <рисунок1>.

Поляна театральная (слайд 13)

Инсценировка стихотворения

Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха, увидев надпись: “очень плохо”,
Узнав, что сын такой лентяй, отец воскликнул: “шалопай!”
- Чем заслужил ты единицу?- Спросила старшая сестрица.
- Я думал, что гипотенуза- река советского союза.
- Ну, а вторая-то за что? - спросила мать, раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас, решал её я целый час.
И вышло у меня в ответе 2 землекопа и .
- Ты очень скверный ученик,- вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник и отправляйся спать.
Ленивый сын поплелся прочь, улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь увидел сон такой.
Жужжали пчелы на кустах в июльскую жару,
Цвели, качаясь на стеблях, цветочки на ветру.
И где-то меж звериных троп, среди густой травы
Лежал несчастный землекоп без ног, без головы.
На это зрелище смотреть никто не мог без слез.
- Кто от него отрезал треть? - послышался вопрос.
Вскочил с постели ученик в шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник
На стуле как вчера.

Если останется время, то показать скрытый слайд 15. (Решение задачи г.остера про мужика и медведя).

Ответ: 1000кг=1т.

Учитель. Да, путь познания нелегок, но знаем мы со школьных лет: загадок больше, чем разгадок и поискам предела нет. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Успехов вам в изучении трудной, но очень интересной науке, которая зовется математикой. (Слайд 14)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3