Урок самостоятельной работы по химии на тему "Соединения железа. Качественные реакции на ионы"

Разделы: Химия


Форма урока: организация самостоятельной работы по изучению нового материала.

Цели урока:

  • Изучить химические свойства важнейших соединений железа (II, III).
  • Отработать навыки определения ионов Fe2+ и Fe3+.

Оборудование и реактивы:

  • Коллекция "Минералы и горные породы".
  • Пробирки, пластмассовые штативы.
  • Растворы: FeCl2, FeCl3, NaOH, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KSCN.

Девиз: "Стать химиком-аналитиком можно уже в школе".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

Первый этап

- Найдите в учебнике (параграф 14, стр. 65.) абзац в котором говорится о железе в природе. Изучите его и заполните таблицу в тетради с последующей проверкой.

Таблица.

Железо в природе, применение соединений железа

Формулы соединений железа

Названия соединений железа

Применение

1

Fe3O4 Магнитный железняк Используются в чёрной металлургии для производства чугуна и стали.

2

Fe2O3 Красный железняк

3

2Fe2O33H2O Бурый железняк

4

FeS2 Железный колчедан Применяется для производства серной кислоты.

5

FeSO4 · 7H2O Кристаллогидрат сульфата железа (II). (Железный купорос). Применяется для борьбы с вредителями растений, для приготовления минеральных красок.

6

FeCl3 Хлорид железа (III). Используется в качестве протравы при крашении тканей.

7

Fe2(SO4)3 · 9 H2O Кристаллогидрат сульфата железа (III). Применяется при очистке воды.

После проверки заполнения таблицы, рассмотреть коллекцию "Минералы и горные породы" (Магнитный, бурый, красный железняки, железный колчедан).

Второй этап

- Найдите в учебнике абзац, в котором говорится о двух генетических рядах соединений железа (II и III). Изучите его.

К доске приглашаются 2 ученика и выполняют задания по карточкам:

Задание-карточка №1

Выпишите из учебника генетический ряд соединений железа (II). Составьте уравнения реакций. Рассмотрите превращение 2 в свете ТЭД.

Ответ:

Fe - 1 --> FeCl2 - 2 --> Fe (OH)2 - 3 --> FeO

  1. Fe + 2HCl --> FeCl2 + H2
  2. FeCl2 + 2NaOH --> Fe(OH)2+ 2NaCl
    Fe2+ + 2OH- --> Fe (OH)2
  3. Fe (OH)2 - t --> FeO + H2O

Задание-карточка №2

Выпишите из учебника генетический ряд соединений железа (III). Составьте уравнения реакций. Рассмотрите превращение 2 в свете ТЭД.

Ответ:

Fe - 1 --> FeCl3 - 2 --> Fe (OH)3   - 3 --> Fe2O3

  1. 2Fe + 3Cl2 --> 2FeCl3
  2. FeCl3 + 3NaOH --> Fe(OH)3 + 3NaCl
    Fe3+ + 3OH- --> Fe (OH)3
  3. 2Fe (OH)3 - t --> Fe2O3 + 3H2O

После проверки заданий у доски третий ученик выполняет демонстрационный опыт - получение гидроксидов железа (II и III). (Смотри предыдущие превращения под цифрой 2).
Затем четвертый ученик отвечает на вопрос. Чем объяснить, что раствор гидроксида железа (II) имеет зеленоватый цвет, постепенно принимает бурую окраску? Составьте соответствующее уравнение реакции, показав переход электронов стрелкой.

Ответ:

+ 2Н2О --> 4Fe3+(OH)3

Третий этап

- Разбираем качественные реакции на распознание ионов Fe2+ и Fe3+. Проводим лабораторные опыты и составляем уравнения в ионной форме.

  1. Для обнаружения иона Fe3+ удобно применять сложное комплексное соединение железа, называемое жёлтой кровяной солью K4[Fe(CN)6]. В растворе эта соль диссоциирует на ионы: K4[Fe(CN)6] 4K+ + [Fe(CN)6]4 -
  2. При взаимодействии ионов [Fe(CN)6]4- с ионами Fe3+ образуется тёмно-синий осадок - берлинская лазурь: 3 [Fe(CN)6]4- + 4 Fe3+ --> Fe4 [Fe(CN)6]3 (Гексацианоферрат (II) железа (III))

  3. Второй реактив для обнаружения иона Fe3+ роданид калия KSCN. В растворе эта соль диссоциирует на ионы: KSCN K+ + SCN-
  4. При взаимодействии ионов SCN- с ионами Fe3+ весь раствор приобретает интенсивно-красный цвет: 3 SCN- + Fe3+ --> Fe(SCN)3 (Роданид железа (III))

  5. Для обнаружения иона Fe2+ применяют сложное комплексное соединение железа, называемое красной кровяной солью K3[Fe(CN)6]. В растворе эта соль диссоциирует на ионы: K3[Fe(CN)6] 3 K+ + [Fe(CN)6]3-

- При взаимодействии ионов [Fe(CN)6]3- с ионами Fe2+ образуется тёмно-синий осадок - турнбулева синь: 2 [Fe(CN)6]3- + 3 Fe2+ --> Fe3[Fe(CN)6]2 (Гексацианоферрат (III) железа (II))

- Таким образом, K4[Fe(CN)6] и K3[Fe(CN)6] являются важными реактивами соответственно на ионы железа Fe3+ и Fe2+.

Четвёртый этап

  1. Делаю вывод по основным этапам 1-3.
  2. Подвожу итог - ставлю оценки и комментирую их.
  3. Задаю домашнее задание: параграф 14, упр. 2.