Тема: "Формирование понятия прямоугольника. Квадрат – особый прямоугольник"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Познакомить с понятием прямоугольник.
  • Сформировать в сознании учащихся понятие квадрата – особого прямоугольника. Закрепить понятие многоугольник, четырехугольник.
  • Развивать математическую речь, пространственное воображение, формировать логическое и геометрическое мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к математике.

Оборудование. Учебник “Математика. 1 класс” (автор И. И. Аргинская); счетные палочки, “Волшебный квадрат-5”, карандаш, линейка, тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Царица наук приглашает нас в увлекательное путешествие по стране Математика в область Геометрию. Геометрия – это гео (земля) + метрия (измерение). В прямом смысле измерение земли. Нам геометрия поможет узнать много нужного. Мы продолжим знакомиться с населением ее страны. Встретим наших знакомых, а кого не знаем – познакомимся.

В путешествии нам понадобятся: ручка, карандаш, линейка, тетрадь, счетные палочки, волшебный квадрат.

В добрый путь!

2. Актуализация знаний.

Учитель. Карта страны Математики у нас есть.

Дети смотрят форзац учебника.

У. Но где же здесь область Геометрия? Найдите дорогу. Что о ней можете сказать?

Дети. Она прямая.

У. Если мы будем идти по дороге, то по левую руку будет солнце. Покажите, в какую сторону мы идем.

Д. Можно повернуть карту и определить.

У. Посмотрите направо, что заметили?

Д. Озера.

У. Они возникли очень давно. И связано это было с такими фигурами.

Учитель показывает треугольник и квадрат. Дети называют их.

У. Давайте разгадаем закономерность, заданную в узоре.

Детям предлагаются карточки с закономерностью.

У. Возьмите карточку и продолжите.

Дети выполняют работу.

У.

Когда-то здесь, на озерах,
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре”.
Но квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат”.
И сказал ему нежней:
“Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Ребята, посчитайте углы.

Дети считают.

У. Как Вы думаете, если мы обрежем углы у треугольника, у него их сколько станет?

Д. Шесть углов. У квадрата все равно больше.

У. Проверим наши ответы.

Вывешиваются фигуры с обрезанными углами.

У. С тех пор они так и живут, а как их назвать одним словом?

Д. Многоугольники.

У. Выложите из счетных палочек модель треугольника и квадрата (выполняют). Сколько углов у треугольника?

Д. Три.

У. А у квадрата?

Д. Четыре.

У. Посмотрите на заданные фигуры.

На доске: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм.

Если согласны с утверждением – встаньте. Нет – сидите.

– Это замкнутые линии.

– Эти фигуры – многоугольники.

– Это линии.

– Все фигуры – замкнутые линии.

– Здесь четырехугольники.

Какое из утверждений подходит более точно? Что объединяет данные фигуры?

Д. Эти фигуры четырехугольники.

3. Введение нового материала.

На доске фигуры: квадрат и прямоугольник.

У. Какую из этих фигур вы знаете?

Д. Квадрат.

У. Как называют другую?

Д. Не знаем, сомневаемся, хотелось бы знать точно.

У. Значит, нам нужно с ней познакомиться. Для этого мы и в геометрии. Чем похожи эти фигуры?

Д. Это четырехугольники, у них все углы прямые.

У. Чем отличается квадрат от данного четырехугольника?

Д. У квадрата все стороны равны.

У. Попробуем дать определение первой фигуре. Квадрат – это …

Д. (хором) …четырехугольник.

У. У которого …

Д. …все углы прямые.

У. И …

Д. …все стороны равны.

У. А эта фигура – …

Д. …четырехугольник.

У. У которого …

Д. …все углы прямые.

У. Как назвать фигуру, если у нее все углы прямые? Вспомните, у нас есть треугольник с прямым углом. Он – …

Д. …прямоугольный треугольник.

У. А это, что за фигура?

Д. Прямоугольник.

У. Квадрат – это особый прямоугольник. Почему особый? Чем отличается?

Д. Отличается тем, что у него все стороны равны.

У. Давайте еще раз повторим определение, но теперь более точно.

Д. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

4. Первичное закрепление.

У. Начертите в тетради четырехугольник, у которого все стороны равны и углы прямые.

Несколько учеников выполняют индивидуальную работу по карточкам.

Задание. Найди лишнюю фигуру и заштрихуй ее.

У. Какую фигуру начертили?

Д. Квадрат.

Работа в парах. На парту раздаются разные части геометрических фигур, которые

при соединении образуют одну фигуру.

У. Встаньте те, у кого:

– Круг;

– Квадрат;

– Треугольник;

– Прямоугольник.

Физкультминутка.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
Опять правою ногой,
Опять левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

У. Закройте глаза. Тихо сядьте. Что заметили?

На доске чертеж из деталей “Волшебного квадрата-5”

Д. На доске появился чертеж, он похож на дом.

5. Самостоятельная работа.

Игра “Волшебный квадрат – 5”

У. Выложите из волшебного квадрата такой многоугольник, и мы окажемся дома.

6. Итог урока. Рефлексия.