Классный час "Испытание на человечность". 6-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 6


Цели:

  • продолжить привитие ребятам навыков анализа и оценки поступков;
  • обсудить гуманное поведение людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам.

Оборудование: Обращение с военнопленными (третья Женевская конвенция 1949 г., первый дополнительный протокол 1977 г.) – текст для каждого ученика.

На доске эпиграф:

Гуманность невозможна без
чуткости к человеку.
Любить человечество
проще, чем одного человека.
(В.А. Сухомлинский.)

Разработка этого классного часа была отмечена Департаментом образовательных программ Московской делегации МККК в 2005 году.

На классном часе дети сидят по кругу для того, чтобы было удобнее принимать участие в беседе.

I. ОРГМОМЕНТ:

  • приветствие;
  • предложение начать беседу, сообщение целей классного часа.

II. БЕСЕДА С РЕБЯТАМИ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ.

1. Вопрос коллективу учащихся.

Классный руководитель. Вспомните и дайте характеристику таким человеческим качествам, как гуманность, доброжелательность. Какие поступки мы можем назвать гуманными? (Ответы детей.)

2. Чтение эпиграфа учащихся, обсуждение его.

Классный руководитель. Помочь одному человеку труднее, чем заявить: “Я люблю народ”. Прокомментируйте высказывание великого педагога, вынесенное в качестве эпиграфа к беседе. Поясните, в чём смысл трудности, о которой говорит Сухомлинский.

3. Слово классного руководителя.

Классный руководитель. С особенной силой человеколюбия проявляется в экстремальных, тяжёлых ситуациях. Вот несколько примеров:

В одной из своих военных статей Илья Эренбург писал, что “война без ненависти аморальна, бесстыдна... Эту священную ненависть наш солдат выстрадал, она у него была. Но случаев, подобных тому, о котором рассказала военная медсестра Нина Васильевна Ильинская, встречалось немало. Только не могло это быть всепрощением, когда рядом убитые, раненые, замученные, когда детские трупы вытаскивали из глубоких деревенских колодцев”. Послушайте воспоминание военной медсестры Н. В. Ильинской.

4. Рассказ ученицы (пересказ близкий к тексту).

Ученица. “...В этом бою захватили очень много пленных. Были среди них раненые. Мы перевязали их. А жара сильная. Нашли чайник, дали попить. А место открыто. Нас обстреливают. Приказ: срочно окопаться, сделать маскировку. Мы стали копать окопы. Немцы смотрят. Мы им объясняем: мол, помогите копать, давайте работать. Они, когда поняли, что мы от них хотим, с ужасом на нас оглядывались, они так поняли, что когда выкопают ямы, мы их поставим там и расстреляем. Они ожидали, что мы с ними поступим, как они с нашими пленными. Надо было видеть, с каким ужасом они копали ямы. А когда увидели, что мы перевязали, что мы их напоили водичкой, они не могли в себя прийти, они растерялись...”

5. Вопросы для обсуждения:

  • Почему растерялись пленные?
  • Что их удивило в поведении советских солдат, медсестёр?
  • А как вы оцениваете поведение наших солдат и медсестёр?

6. Слово классного руководителя.

Классный руководитель. В борьбе с лютым врагом советский человек не хотел забывать в себе человека. И эта нравственная победа оказалась самой великой нашей победой в эту страшную войну, казалось, не оставляющую других чувств к тому, кто был одет в фашистскую форму, кроме ненависти. Но факты свидетельствуют о великом милосердии советского человека. Послушайте, что вспоминает Тамара Степановна Умнягина, санинструктор военных лет.

7. Пересказ воспоминаний ученицей.

Ученица. “Никогда не забуду и не хочу забыть, как было со мной в Сталинграде... Самые - самые бои. Тащу я двух раненых, одного протащу - оставляю. Потом другого. И так их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это вам проще объяснить,... высоко отбиты ноги, они истекают кровью. И вдруг, когда я подольше от боя отползла, меньше стало дыма. Вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца... Я была в ужасе: там наши ребята гибнут, а я немца тащу. Там, в дыму, не разобралась, одежда у них полусгоревшая, они оба стонут, они же не разговаривают. Никак не разберешь. А тут я разглядела, что чужой комбинезон, всё другое. Что делать? Я притащила нашего раненого и думаю: “Возвращаться за немцем или нет?” А уже близко осталось тащить. И я не знаю, что, если я его оставлю, то он умрет. Он истечёт кровью... И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих...

Теперь, когда вспоминаю этот случай, не перестаю удивляться сама себе. Это же самые страшные бои были. Когда я видела фашистов мертвых, я радовалась, была счастлива, что мы их столько побили. А тут? Я - врач, я женщина... И жизнь спасла. Человеческая жизнь нам очень дорого стоила. Мир спасала...”

(Алексеевич С. У войны не женское лицо... .296-298, 315).

8. Обсуждение прослушанного рассказа:

Оправдываете ли вы поступок санинструктора Умнягиной?

А как бы вы поступили в подобной ситуации?

Как вы думаете, как её поступок оценили товарищи, работавшие и медсанбате?

Чем вы можете объяснить то человеколюбие, которое проявилось у наших измученных войной людей к врагам, попавшим в плен?

Соответствуют ли действия советских медсестёр по отношению к военнопленным гуманистическому духу Женевских конвенций?

Найдите в известном вам “Обращении с военнопленными” те положения, которые соблюдались советскими людьми, хотя этот международный документ был принят уже после Великой Отечественной войны.

9. Слово учителя.

Классный руководитель. “Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать”, - так говорил полководец А.В.Суворов.

Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм гуманитарного права. Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех невоюющих.

Можете ли вы поступки медсестёр, чьи воспоминания сегодня услышали, назвать подвигами во имя гуманизма?

III. ИТОГ КЛАССНОГО ЧАСА.

Слово классного руководителя.

Классный руководитель. Ребята, обращаю ваше внимание ещё раз на слова В.А.Сухомлинского, взятые эпиграфом к нашей сегодняшней беседе.

Как это высказывание педагога связано с тем, о чём мы с вами говорили сегодня на классном часе?

(Ответы детей).

Обращение с военнопленными (Третья Женевская конвенция 1949 г. Первый Дополнительный протокол 1977 г.)