Тема урока: "Они могут исчезнуть"

Разделы: Биология


Ход урока

Учитель. Ребята! Многие тысячелетия живет на земле человек, и все время пользуется благами природы. Природа дает нам пищу, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды. Природа дает все необходимое для нашей жизни, поэтому её надо охранять и беречь. Природные ресурсы постепенно исчерпываются. Появилась “Красная книга”, в которую вписываются исчезающие виды животных и растений. Охрана природы - одна из основных. обязанностей каждого гражданина нашей страны, нужно всегда помнить, что в природе всё теснейшем образом взаимосвязано, всё нужно, и уничтожение одного компонента природы повлечёт изменение всего природного комплекса.

Ученики.

Всё-всё, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд!-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-токи очень друг другу нужны.
А если нам кто-то лишним покажется,
То это конечно, ошибкой окажется.

Б. Заходер.

Учитель. Все-все. Все на свете нужны!

И это всё дети запомнить должны!

Ребята! Какая огромная, красивая наша Земля. (Показывают по глобусу нашу страну)

Но, что это? Ветер принёс нам записку! Слушайте внимательно, я прочту её: “Дорогие ребята! Я существую несколько миллиардов лет. Неоднократно изменялся мой облик. Суша покрывалась водой, равнины превращались в горы. Одни виды растений и животных заменялись другими. Но вот появился человек - самое разумное существо планеты. Планета стала кормить, одевать и украшать его жизнь. А человек стал брать от природы всё и очень часто забывал, что богатство природы не бесконечно. Всё чаще и чаще я стала слышать стоны, крики, мольбу о помощи. Пришлось мне завести книгу жалоб. Мои юные друзья! Я вручаю вам эту книгу. Надеюсь, вы на всю жизнь запомните, что в ней написано, и другим передадите. Помните, что вы и природа - одно целое. Поднимать руки против всего живого – это все равно, что поднимать руку против самого себя. Ваша планета Земля”.

Книга жалоб.

Дети одеты в костюмы, выходят на сцену по одному и представляют свою жалобу.

Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте, ну только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь, совсем перестанем расти! Грибы.

Была я красивая, была я пригожая, стала на себя не похожая! Траву на мне вытоптали, кусты поломали, берёзку на дрова срубили, ёлочку – на подстилку, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь. Бывшая лесная полянка.

Мы – первая зелень, за что нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают, очень! Ваши зелёные друзья: ива, черёмуха, лесная сирень.

Учитель. А вы слышали какие-нибудь жалобы, стоны, просьбы о помощи? (заслушиваются рассказы детей о жалобах природы)

Я – маленький воробей, я гибну. Дети, спасите! Я летом всегда подавал сигнал, чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите! Зимой мне совсем нечего есть, все кругом замёрзло, застыло, покрылось снегом. Негде мне найти корм. Помогите! Воробей.

Помогите, спасите! Мы зацветаем одними из первых, наши жёлтые головки можно встретить не только на полянках за городом, но и в огороде. Но мы боимся распускать свои зелёные листочки, ведь нас все равно сразу сорвут, и мы завянем. Помогите! Одуванчики.

 Ох, тяжело мне. Когда-то я считалась самым чистым, прозрачным, светлым веществом в мире. А сейчас на мне ходят пароходы, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда и совсем её не очищают, а многие люди берут и кидают в меня всё, что захотят. Моя поверхность покрылась грязной плёнкой, а моим обитателям нечем уже дышать. Помогите мне. Ваша речка.

Все жалобы, рассказанные детьми, обсуждаются, и выясняется, какую помощь могут оказать дети сейчас, сами. Все эти жалобы собираются и подклеиваются в книгу жалоб.

Ученик.

Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать нечего.
И поползёт проказа запустенье.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растения.
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти, не ищите,
Кокой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.

С. Островой. Красная книга.

Учитель. У меня есть ещё одна жалоба, очень серьёзная. Но сначала я хотела бы узнать, знакомы вам эти книги? (Показывается Красная книга Кемеровской области и России)

Это Красные книги. В эти книги заносятся те животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, т.е. если не поддержать их, не принять меры по распространению и размножению этих видов растений и животных, не запретить их добычу, то они совсем исчезнут с земли. А мы имеем печальный опыт, что много различных видов растений и животных уже нельзя встретить на планете. Вот и просят о помощи все те, кто сюда записан. И наша задача, задача всех людей мира – сберечь их. Ребята, вы сейчас сами посмотрите Красную книгу и скажите, какие растения и животные нашей области в неё записаны. (В классе две группы. Первая группа смотрит растения и называет их. Вторая группа смотрит животных и называет их). К ним относятся растения, около 40 видов: адонис весенний, кандык сибирский, кувшинка белая, жёлтая лилия, родиола розовая (золотой корень), кедр и многие другие. Животных 20 видов: чёрный аист, беркут, могильник, орлан белохвостый, балобан, сокол – сапсан, рысь, бурый медведь другие. Но в мире к числу наиболее известных из уничтожённых человеком животных относятся морская корова, дикая лошадь тарпан, зебра квагга, странствующий голубь, дронт, бескрылая гагарка

(У ребят на столе лежат книги, они с ними работают).

Учитель. Мы с вами познакомились с растениями и животными. И сейчас мы с вами попробуем отгадать загадки: есть в нашем лесу различные растения и животные, посмотрим ,как вы их знаете.

Возле леса на опушке
Украшая тёмный бор
Вырос пестрый, как Петрушка
Ядовитый мухомор.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её лиса.

Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой,
Голодный? Волк.

По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.
Белка.

Думал кошка,
Крикнул: “Брысь!”
Оказалось, это…Рысь.

В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется медведь.

Учитель. Наши фотокорреспонденты должны были сфотографировать тех исчезающих животных и растений, которые занесены в эту книгу, а так же охраняемые. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Дети показывают свои рисунки. Рисунки расставляются на доске или прикрепляются к планшету. (После занятия все рисунки собираются и оформляются в Красную книгу).

Учитель. Молодцы. Все эти рисунки мы соберем в свою Красную книгу. Эта книга будет храниться в школе. Но сначала мы сделаем выставку в рекреации, чтобы все видели и знали об этих растениях и животных.

А сейчас обратите внимание на доску (на доске развешены рисунки и картинки редких растений и животных, а также картинки природных ландшафтов) и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. К чему приводит нарастающие воздействие человека на живую природу?
  2. Что люди делаю для спасения живой природы?
  3. Сейчас уже, кажется, всем ясно, что разрушать природу дальше недопустимо. Однако это разрушение продолжается.… Какими качествами, на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожающие редкие растения, исчезающих животных.

Домашние задание.

Нарисуйте растение или животное, судьба которого вас особенно тронула.