Урок зоологии в 7-м классе по теме "Особенности строения и многообразие животныхтипа кишечнополостные, реализация деятельностного подхода через личностно-ориентированное обучение

Разделы: Биология


Задачи:

  1. Образовательная: раскрыть особенности строения кишечнополостных, выявить их общность в строении и процессах жизнедеятельносги, доказать родство многоклеточных с одноклеточными животными, познакомившись с многообразием кишечнополостных в связи с разнообразием условий обитания.
  2. Развивающая: продолжить формирование общеучебных умений и навыков, работать с микроскопом, сравнивать и обобщать, работать по разноуровневым заданиям с программированными картами и задачами развивающего обучения.
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к красотам животного мира океанов и морей.

Планируемые результаты: Учащиеся предъявляют знание материала и обсуждают значимость изученного, узнают особенности организации кишечнополостных, знакомятся с их многообразием.

Оборудование: Таблицы: “Тип простейшие”, “Тип кишечнополостные”, Приложение 1.

Микроскопы, микропрепараты “Поперечный срез гидры”, “Продольный срез гидры”, фрагмент кинофильма.

Основные понятия и термины урока: Двухслойные, лучевая симметрия, полип, эктодерма, энтодерма, базальная мембрана, пищеварительная полость, эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные, железистые, чувствительные промежуточные, половые клетки, регенерация, диффузная нервная система, безусловный рефлекс, дробление, гаструляция, гермафродиты, раздельнополые, мезоглея.

Содержание и структура урока:

1. Проверка домашнего задания.

(Вводный контроль: выполнение тестов по выбору учащихся для минимального, базового, творческого уровней. Тесты в заданиях для самостоятельной работы на странице 24-26. Тест №1 - минимальный уровень. Тест №2 - базовый уровень. Тест №3 - творческий уровень.

Проверка теста проводится путём В/О, С/О учащихся.

2. Изучение нового материала.

  • Объявление учителем целей урока.
  • Прослушивание сообщений учащихся, подготовленных заранее. (Оценка выносится учащимися творческого уровня).
  • Самостоятельная работа учащихся по группам, по разноуровневым заданиям, с программированными картами. (Материалы прилагаются).
  • Работа с дополнительной литературой по ходу изучения материала. (Творческий уровень).
  • Работа с задачами развивающего обучения. (Творческий уровень - оценка учителя.

Базовый - оценка в группе учащимися творческого уровня).

Итог работы – оценка группы.

Итоговая отметка и рефлексия.

3. Домашнее задание.

Страницы 108-113, закончить выполнение лабораторной работы, просмотреть материал темы, готовиться к коррекции знаний по заданиям выбранного уровня.

Программированная карта к модулю № 2.

Тип Кишечнополостные.

1. Среда обитания, строение гидры;

а) познакомьтесь со средой обитания, особенностями внешнего строения и
жизнедеятельностью пресноводного полипа гидры;

б) изучите текст учебника на странице 29-30, рассмотрите микропрепараты
“Продольный срез гидры”, “Поперечный срез гидры”, выполните в тетрадях
лабораторную работу № 2, стр. 31;

в) устно ответьте на вопросы:

  • какова форма и размеры тела гидры?
  • какие части тела можно различить у гидры?
  • из скольких слоев состоит её тело, как они называются?
  • какая симметрия тела называется лучевой?
  • где обитает и чем питается гидра?
  • какой способ добывания пищи у животного?

2. Изучите особенности строения наружного слоя клеток тела гидры;

  • продолжить изучение текста;
  • в заданиях для самостоятельной работы - стр.17, задание №1, ответьте
    на вопросы 1,2,3.

3. Выясните, как гидра реагирует на изменения окружающей среды и на
различные раздражения;

  • запишите в словарь определение понятия “рефлекс”;
  • расскажите, как проявляется рефлекс у гидры.

4. Изучите стрекательные клетки гидры, прочитав статью учебника и,
используя рис. 15, стр.17 (задание для самостоятельной работы), ответьте
устной на вопросы:

  • где находятся у гидры стрекательные клетки?
  • каковы особенности их строения в связи с функциональным значением?
  • объясните, почему многие рыбы, захватив гидру ртом, выбрасывают её?

5. Изучите внутреннее строение гидры, используя просмотренный фрагмент фильма и рис. 18, стр.19 (задание для самостоятельных работ), ответьте на вопросы (устно):

  • функции клеток внутреннего слоя;
  • где происходит процесс переваривания пиши?
  • разберите названия клеток тела гидры, заполните таблиц), стр. 19, зад. № З.
    (2-ой вопрос заданий для самостоятельных работ);
  • (вопрос для творческого уровня) сравните строение гидры и амёбы; найдите у них черты сходства; подумайте, чем различаются многоклеточные и одноклеточные животные; сформулируйте вывод о родстве этих животных, обоснуйте его (письменно).

6. Выяснить особенности размножения и развития гидры:

а) прочтите статью учебника, рассмотрите рис.23-24, стр. 21 в заданиях для самостоятельных работ, составьте рассказ по плану:

  • благоприятное для размножения время;
  • сущность процесса почкования;
  • значение бесполого способа размножения для гидры;

б) разберитесь со схемой стр. 21 (самостоятельной работы) полового размножения гидры, ответьте на вопросы:

  • о чём свидетельствует наличие одноклеточной стадии в развитии гидры?
  • что общего можно найти в размножении гидры и растений?
  • какой вывод можно сделать на основе сходства?

в) (вопрос для творческого уровня) подумайте, почему гидру используют в качестве лабораторного животного для изучения особенностей процесса регенерации животных?

7. Познакомьтесь с многообразием кишечнополостных, выясните их значение в природе:

  • составьте общую характеристику животных данного типа;
  • прослушайте сообщения о многообразии животных этого типа;
  • закончите чтение текста и заполните таблицы (см. задание для самостоя-
    тельных работ):
  1. Минимальный уровень: стр. 18, табл.№2;
  2. Базовый уровень: стр. 20, табл. №4;
  3. Творческий уровень: стр. 22, табл. №2.
  • подумайте, чем различаются почкование гидры и образование кораллами коло-
    ний?
  • (вопрос для творческого уровня) рассмотрите схему эволюции животного мира в кабинете биологии, найдите там местоположение кишечнополостных; составьте характеристику типа, отметив существенные признаки (устно);
  • подумайте и скажите, какую роль играют кишечнополостные в природе и жизни человека?

Итоговые оценки работы в группах занести в рабочую карту урока.

Рабочая карта урока.

УРОК ____________________________________________________________________

КЛАСС____________________

ДАТА ____________________

ЦЕЛЬ_____________________

Ф.И. УЧЕНИКА ________________________________

ТЕМА ________________________________________

______________________________________________

 

______ЭТАПЫ УРОКА___________________

ВРЕМЯ_____________

ОТМЕТКА_____

1. Проверка домашнего задания: выполнение теста

10-12мин.

самооценка _____ взаимооценка _____

2. Изучение и закрепление нового материала:

самостоятельная работа в группах по программируемым каргам

23мин.

самооценка ____ оценка группы ____

итоговая отметка и рефлексия 1-2мин. Усвоил: 5, 4, 3, 2,

причины неусвоения:

  • трудный материал;
  • мало времени;
  • невнимательность;
  • другие причины.