Урок химии "Галогенопроизводные предельных углеводородов"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Продолжить формирование понятий о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ, о зависимости физических и химических свойств вещества от его строения.
  • Закрепить навыки логического преобразования информации.
  • Продолжить воспитание экологической культуры.

Подготовка к уроку:

  1. Справочные материалы: таблица с характеристиками ковалентных связей(Приложение 1).
  2. Графики с температурами плавления и кипения галогенопроизводных предельных углеводородов (Приложение 2).
  3. Магнитные карточки с формулами веществ: СН4, СН3Cl, CH2Cl2, CHCl3, CCl4, CCl3F, CCl2F2 и ключевыми вопросами (даны в тексте).
  4. На открытых частях доски:

Задание 1. Перечень понятий и терминов: s-связь, sp2 , гетеролиз, свободные радикалы, p-связь, неполярная, нуклеофилы, ионная, гомолиз, sp3 , ковалентная, слабополярная, sp ,электрофилы, сильнополярная.

Задание 2. Осуществите схему превращений (в структурном виде):

C3H8 > C3H7Cl > C3H6Cl2

Задание 3. Осуществите превращение, назовите продукт реакции:

CH3-CHBr-CH3 > Реакция Вюрца

Задание 4. Получите в реакции Вюрца 2,3-диметилбутан из соответствующего хлорпроизводного алкана.

Задание 5. Осуществите схему превращений:

C2H6 > C4H10

Задание 6. Изобразите структурную формулу вещества, которое используется в медицине для наркоза: 1-бром-2,2,2-трифтор-1-хлорэтан

5. На крыльях доски формулы и технические названия фреонов :

 

Ход урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Актуализация знаний по теме “Предельные углеводороды”.
Предлагает вспомнить признаки и свойства изученного класса органических веществ – алканов: К доске приглашаются уч-ся для выполнения заданий №2-6, остальные работают на своих местах. Выполняют задания у доски. Сидящие на месте выбирают из перечня №1 понятия, связанные с алканами, вносят в таблицу из двух столбцов (один из них озаглавлен “алканы”, другой пока не озаглавлен).
Организует проверку выполненных заданий, просит найти общее в заданиях №2-6. Называет цели урока (для учащихся): познакомиться с галогенопроизводными алканов, понять причину их существенных отличий. Совместно с учителем формулируют и записывают тему урока: “Галогенопроизводные предельных углеводородов”.
2 этап. Приобретение новых знаний проблемным обучением.
Предлагает продолжить обсуждение заданий, прикрепив на доску листы с вопросами:

к № 5: “Почему нельзя обойтись без стадии галогенирования?”,

к №3 и №4: “Какая из этих реакций идет с большей скоростью?”,

к № 2: “Как проходит замещение второго атома водорода?”.

Решают проблему, используя справочные материалы (Приложение 1). Приходят к выводу о наличии в галогенопроизводных качественно иной связи С-Галоген. Озаглавливают и заполняют второй столбик таблицы в тетради, используя перечень №1.

Продолжают работу с таблицей, выдвигают гипотезы, пытаются учесть факторы полярности и прочности связей, приходят к выводу о большей реакционной способности бромопроизводных.

Рассматривают смещение электронной плотности в молекуле 2-хлорпропана, обращают внимание на затухающий характер индуктивного эффекта, делают вывод о том, что дальнейшее замещение идет направленно и более активно.

Предлагает зафиксировать выявленные причинно- следственные связи между строением галогеналканов и их химическими свойствами в виде блок-схемы. Составляют блок-схему, (например, Приложение 3), обсуждают, записывают выводы.
Ставит вопрос о влиянии химического строения на физические свойства веществ.

Прикрепляет на доску магнитные карточки с формулами (в беспорядке): СН4, СН3Cl, CH2Cl2, CHCl3, CCl4, CCl3F, CCl2F2. Предлагает найти способ для сопоставления свойств этих веществ.

Сообщает об использовании галогеналканов в качестве фреонов, приглашает поделиться знаниями о роли фреонов в технике и экологии, уточняет и дополняет знания учащихся.

Предлагают рассортировать формулы, используют приемы классификации и систематизации. Выдвигают гипотезы о температурах плавления и кипения этих веществ. Проверяют гипотезы, работая с графиками (Приложение 2). Формулируют выводы и представляют их в виде блок-схемы (например, Приложение 4).

Привлекают знания, полученные в курсе физики, биологии.

3 этап. Самостоятельная работа.

(Планируемый результат: выдвижение гипотез не только на основе интуиции, но с использованием приемов научного мышления)

Напоминает о способах, которые применялись для решения проблем, обсуждаемых в ходе урока. Открывает крылья доски с формулами фреонов и просит найти логику построения их технических названий.

Следит за продвижением учащихся.

Работают парами. Классифицируют и систематизируют материал. (О своем продвижении сразу же тихо сообщают учителю). Выдвигают обоснованные гипотезы, проверяют их, находят решение (Приложение 5),
Подведение итогов урока. Выставление оценок

 Список литературы

  1.  Чертков И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. – М.: Просвещение, 1990, с.72.
  2. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999, с.81.
  3. Химический энциклопедический словарь под ред. Кнунянц И.Л.. - М: Советская энциклопедия, 1983, с. 696.