Методическая разработка творческого объединения "Соломка"

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Глава 1. Живое искусство народа

1.1. Сказочные превращения соломки

1.2. Обычаи и традиции народа

Глава 2. Художественная обработка соломки

2.1. Заготовка соломки

2.2. Обработка соломки

2.3. Тонирование соломки

Глава 3. Методическая разработка занятий детского творческого объединения “Соломка”

3.1. Единство эстетического и трудового воспитания на занятиях декоративно-прикладного искусства

3.2. Организация работы творческого объединения

3.3. Организация учебного процесса в творческом объединении “Соломка”

3.4. Цели и задачи обучения

3.5. Организация образовательного процесса

3.6. План работы творческого объединения

3.7. Планы-конспекты занятий

3.8. Основные знания и умения к концу первого года

Заключение

Список литературы

Глава 3, Заключение, Список литературы см. файл pril1.doc

Приложение

Введение

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые связаны с художественной обработкой широко распространенных растительных материалов.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины, России. Они изготовляли из неё различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определённом положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру – блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы – приятный подарок. Это могут быть панно, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Соломкой может заняться каждый человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навык работы с ней.

Постоянные и систематические занятия с природным материалом развивают ребят, по существу, всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественного ремесла, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Ребята воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и – что особенно важно – они проходят подлинную школу труда и творчества.

Экскурсии и походы раскрывают перед учащимися глубокие взаимосвязи в природном мире, помогают постигнуть в нём прекрасное. Такие формы учебной работы должны преследовать практические цели: знакомство с народными умельцами, разведка новых мест, необходимых для работы растительных материалов, заготовка сырья. Оказывается, даже заготовка сырья, процесс вроде бы не такой уж творческий, имеет на ребят достаточно сильное влияние – приучает их быть рачительными, по-хозяйски относиться к природным богатствам родного края.

На основе вышеизложенного нами была выдвинута следующая гипотеза: если обучать учащихся работой с соломкой как с декоративным материалом, то это помогает:

Осваивать приёмы и навыки художественного ремесла.

Раскрывать целостность и своеобразие народной культуры.

Развивать чувство прекрасного и творческой инициативы.

Воплощать замысел в своём творчестве.

Цель: выполнить творческую работу декоративного панно из соломки “Кижи” на высоком уровне.

Задачи:

  • повысить свой теоретический и практический уровень знаний и умений;
  • разработать композиционное и цветовое решение;
  • предложить способы технологического процесса работы с соломкой при выполнении данного дипломного проекта;
  • разработать учебно-методическую программу для организации творческого объединения по соломке.

В данной дипломной работе рассматриваются психолого-педагогические и методические основы работы творческого объединения, а так же технологические особенности художественной обработки материала. Методические рекомендации, содержащиеся в теоретической части могут быть использованы при организации занятий с учащимися в творческом объединении. Рекомендации даются с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики школьных программ по труду.

Дипломная работа даёт возможность узнать об истории архитектуры на основе изученной литературы. При разработке темы нами были использованы следующие методы научно-психологических исследований:

Изучение литературы по физиологии, психологии, педагогике, методике преподавания ИЗО, социологии и специальной литературы.

  • Беседы.
  • Наблюдение.
  • Посещение музеев.

Глава 1. Живое искусство народа

1.1. Сказочные превращения соломки

Хлеб – одна из самых важнейших основ нашего благосостояния. Можно себе представить, насколько важным был хлеб в прошлом – от урожая зависела сама жизнь земледельца и его семьи. Естественно, что и солома всегда максимально употреблялась в хозяйстве земледельческих народов.

Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья – солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельца. Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

Хотя теперь стены изб утепляют соломой довольно редко, сама идея использования этого замечательного теплоизоляционного материала не забыта.

В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый соломит – теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы. Несколько лет назад одна английская фирма приступила к производству соломенных досок. В мелко нарезанную солому добавляют синтетическую смолу, тщательно перемешанную массу прессуют. Полученные доски имеют высокую прочность и влагонепроницаемы. К тому же они в три раза дешевле обычных досок.

Сеченую солому раньше добавляли в глину, из которой сбивали кирпичи-сырцы. Их не обжигали в печах, лишь хорошо просушивали на солнце. Точно так же солому добавляли в связующий раствор при строительстве саманных домов в Средней Азии.

Солому использовали при оштукатуривании стен как снаружи, так и изнутри. Знаменитые фрески в христианских храмах древние художники писали на штукатурке, в состав которой входила солома.

Хотя гончары не добавляли в глину солому, но в их мастерской можно было встретить запасы рубленой соломы. Предназначалась она для чернения обожженной керамической посуды. Извлеченные из печи и еще не успевшие остыть горшки, кринки и прочую керамическую утварь сразу же зарывали в рубленую солому. Тлея, солома выделяла густой дым, жадно впитываемый пористым черепком. После чернения матовые поверхности керамических изделий приобретали бархатистый черный цвет, а участки, выглаженные еще до обжига на гончарном круге специальной гладилкой, имели интенсивный блеск.

В скульптурной мастерской солома порой находит самое неожиданное применение. В глину добавляют не саму солому, а ее отвар. Старые мастера считали, что глина, замешанная на соломенном отваре, при высыхании почти совсем не садится и не дает трещин. К тому же соломенный отвар не позволяет глине быстро высыхать, а это дает возможность в течение продолжительного времени спокойно работать, не боясь, что она потеряет пластичность.

Не обошли вниманием соломенный отвар даже медики. В средневековой медицинской энциклопедии, написанной армянским врачом Амирдовлатом Амаснаци и названной “Ненужное для неучей”, есть такой рецепт: “А если сварить пшеничную солому и отваром вымыть отмороженные ноги или тело человека, в которого ударила молния, тоже поможет”. Здесь же говорится и о лечебных свойствах соломы: “Если сжечь пшеничную солому, примешать к ее золе в половинном количестве соль, замешать на уксусе и приложить к сыпи на голени, то поможет”.

Солома обладает не только лечебными свойствами, но и содержит достаточно большое количество питательных веществ. В крестьянских домах она была одновременно строительным материалом и надежным запасом корма, выручавшим домашний скот в годы лихолетий. Как только ближе к весне кончалось сено, лошадям и коровам скармливали соломенное утепление и даже часть крыши. Солома помогала дотянуть до первой травы.

В наши дни рачительные животноводы считают, что солома годна не только на подстилку скотине. В хороших современных хозяйствах соломенная сечка широко используется для приготовления питательного силоса.

И, наконец, солома использовалась как топливо, чаще всего в безлесных районах страны. Рыбаки Ростова Великого, хотя и не испытывали недостатка в дровах, разжигали на льду озера Неро соломенные костры.

На Украине, где было мало леса, солома долго оставалась одним из основных видов топлива. Как топливо солома не утратила своего значения и по сей день. В Западной Европе из соломы даже стали производить брикеты для отопления жилых домов. Топливо оказалось выгодным во многих отношениях: во-первых, кубометр соломенного брикета дает столько же тепла, сколько 30 литров дизельного топлива; во-вторых, солома не выделяет при сжигании вредных для человеческого организма газов и, наконец, намного дешевле, чем дизельное топливо, голь и дрова.

Солома, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск, постоянно привлекала народных умельцев. Из нее плели многие необходимые в быту изделия – кубелы для хранения муки и зерна, корзины, формы для выпекания хлеба, чаши для овощей и фруктов, всевозможные циновки, а также плетежки, из которых сшивали головные уборы, сумки и другие изделия. Жилища часто украшали декоративными фигурками, сплетенными из пучков соломы. Завораживающая красота природного материала способствовала возникновению инкрустации соломкой, получившей широкое развитие в Беларуси, России и на Украине.

В начале XX века в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в XVIII веке (ил. 1, 2). Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера сумели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, – это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетеные детали орнамента, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

В последнее время не редкость увидеть светящиеся шкатулки. Они горят золотом, переливаясь зеленоватыми, розовыми и серебристыми оттенками. Приглядевшись, можно различить на их поверхности розетки и ромбы, веточки и даже изображения Спасской башни Московского Кремля, спутников Земли, органично включенных в орнамент.

На выставках самодеятельных художников все чаще появляются панно-картины (илл. 3). На некоторых расцветают сказочные цветы, на глубоком темном фоне других несутся, распустив паруса, фрегаты и бригантины (илл.4). Неповторимое своеобразие придает этим работам солнечный колорит изображений, набранных или инкрустированных соломкой 2.

Инкрустация? Но, как известно, инкрустирующий материал образует единую: ровную плоскость с поверхностью вещи, а соломка находится на поверхности вещи.

Если взять в руки инкрустированную соломкой коробочку и рассмотреть ее со всех сторон, то становится понятным столь необычный и сильный оптический эффект (илл. 5). На ней выложен хитроумный узор из кусочков самой обычной соломки, вырезанных в виде полосок и простейших геометрических фигур – ромбов, квадратов, кругов, полукружий. Поверхность соломки состоит из продольно расположенных волокон, максимально отражающих свет в одном определенном положении. Естественно, что узор, собранный из элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету по-разному отражающих лучи, создает эту неповторимую игру переливающегося световыми всплесками рисунка.

Такое декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемых злаков издавна используется для художественного оформления самых различных вещей. Еще в XVIII веке в Европе обильно оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы, покрывая орнаментом нее их плоскости. И в паше время инкрустацию соломкой широко используют в украшении бытовых и декоративных предметов.

В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно из лака и дерева, а также при изготовлении игрушек и декоративной скульптуры. В Польше, Чехословакии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную н ржаную соломку. В нашей стране, в Горьковской, Калининской и Кировской областях, золотистой ржаной соломкой украшали самые разнообразные предметы – прялки, ларцы и шкатулки, рамки и всевозможные детские игрушки – коней, игрушечную мебель, погремушки. В Белоруссии соломку окрашивают анилиновыми красителями, что придает орнаменту на коробках яркость и многоцветность. В одном случае соломка полностью закрывает поверхность предмета, как в кировских и белорусских шкатулках, в другом – плоскости ограничены контуром изображения, например корабля или цветка в панно. Соломка превращает простой материал, древесину или фанеру, из которых сделана вещь, в сказочный, неведомый, сравнимый по получаемому эффекту только с перламутром.

Нередко тонкие линии светлой соломки на темном фоне обрисовывают какое-либо изображение. В таком случае неплохо получаются прямоугольные формы памятников архитектуры, пейзажи (илл. 6).

В последние годы инкрустация соломкой получает все более широкое распространение благодаря доступности и простоте обработки, а также его большим декоративным достоинствам. Происходит подчинение техники художественным задачам. И как следствие появляются новые способы ее использования. Например, кировские мастера открыли и стали применять

новый декоративный прием, сочетая в оформлении матрешек многоцветную роспись анилиновыми красками с последующей инкрустацией мелкими элементами из соломки (илл. 7).

Соломка – очень интересный материал, раскрывающий большие возможности каждому, кто захочет с ней работать. Чтобы делать правильный выбор, следует предварительно ознакомиться основными способами ее обработки: изготовлением скульптуры, разными видами плетения, сшиванием из плетежков утилитарных объемных вещей и, конечно, с инкрустацией.

1.2. Обычаи и традиции народа

Солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли хлебных растений особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия, считалось, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать воздействие на благополучное течение крестьянской жизни.

Солома всегда была незаменимым пластическим материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений ярко проявились фантазия и мастерство крестьян.

“А.П. Паниченко подмечает в легенде: люди всегда любили красоту и умели ее творить. Из века в век в работах мастеров полезное всегда сочеталось с прекрасным, художественным началом. Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную ими красоту. Обычная соломка у мастеров становилась драгоценностью. Она имела приятную янтарную окраску и мягкий, мерцающий блеск, и постоянно привлекала народных умельцев. Никто и не думал о том, что это искусство. Оно создавалось для себя и незаметно существовало с человеком от его рождения до смерти”.

Зарождение этого искусства связано с праздниками начала и окончания жатвы. Начало жатвы на Руси называлось “зажинками”.

В поле выходили все: молодые женщины и пожилые, ловкие в работе и не очень, неумехи и рукодельницы. Первый и последний снопы затейливо и искусно украшались. Они были символами урожая, труда и счастливой жизни. Существовал даже такой обряд: прежде чем поселиться в новом доме, крестьяне вносили в него праздничный сноп, и этим, как бы освещали жилище, он служил оберегом.

Сноп–именинник или сноп –“дед”, украшенный красным поясом, первый сноп торжественно приносился в деревню и хранился весь год до следующего посева. Соломой первого снопа кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп–именинник ставили под иконы в красный угол. Высокий, в человеческий рост толстущий сноп олицетворял изобилие. Сноп несли на голове, украшали его полевыми цветами. Каждый хозяин, заботясь об урожае, считал обязательным хорошенько угостить засевальщиков. Считалось, что это обеспечивает хороший будущий урожай.

Окончание жатвы – “дожинки” или “оспажинки”, было тоже праздником. Справляли его иногда в течение всей недели: чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник. На плечах рубаха украшалась полетами, нашивками из цветных лент. Сарафан на это время снимали. А если не снимали, то поднимали подол к поясу, чтобы была видна узорная рубаха – покосница. Жнеи катались на спине по полю, считалось, что мать–Земля вернет утраченную силу. Кроме этого по старинному русскому обычаю пять не срезанных колосков оставляли на поле и завязывали их ленточкой, свивали в венок, пригибали его к земле и слегка прикапывали. Под это стебли клали хлеб с солью, крестились, низко кланялись и просили об урожае ржи да овса на будущий год.

Последний “мирской” сноп пользовался особым почетом: его наряжали в сарафан и обвивали ситцевыми платками и с песнями несли на мир частной, называемыми братчинами или складчинами, так как устраивался он на собранные со всего мира деревенские деньги.

Последний сноп овсяной жатвы поутру в Покров скармливали домашним животным и птицам: давали курам, овцам, коровам – всем по горсточке, чтобы живность не зябла и не худела. Закончив жатву, люди друг друга поздравляли.

На поле зажигали огни и плясали по горячим углям. Устраивалось пиршество, на него выпекали хлебы и караваи из нового урожая. Затем этот хлеб применяли в лечебных целях.

Рожь, сжатая серпом, не теряла в поле ни одного колоска. Ни мышам, ни птицам на полосе делать было нечего. Девять снопов колосьями вверх прислонялись друг к другу, образуя некий шалаш, называемый суслоном. Сверху, как шапку, надевали десятый сноп. Детям всегда хотелось забраться под этот теплый соломенный–хлебный кров. Каждый суслон кормил 3–4 недели семью средней величины. Рожь дозревала несколько дней в суслонах. Затем ее развозили по гумнам. В настоящее время хлеба убирают комбайном.

С течением времени обрядовые атрибуты жатвы приобрели символическое значение, стали украшениями, которые выполняли по традиции.

Венками из колосьев (илл. 8) украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. Наряду с круглыми венками, которые возлагают на голову, известны и более поздние по происхождению декоративные жатвенные венки, имеющие сложные формы. Венгры и поляки, например, искусно плели венки в форме колокола или короны, а также изготавливали большие, сложно украшенные “венки урожая”, которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов также имеет свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетали между собой, украшали их лентами и цветами. Славяне называли этот пучок колосьев “бородой” или “божьей бородой”.

Представления крестьян о том, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека, нашли свое воплощение в соломенных чучелах. Многообразные приемы изготовления жатвенных чучел зафиксированы этнографами на территории Германии. Крестьяне вязали чучело “матери хлеба” или “старухи” из трех-четырех снопов или делали двойное чучело, внутрь которого помещали маленькую куколку из колосков. А в Шотландии из последнего сжатого снопа сплетали снопики-чучела от 8 до 30 см длиной, которые называли “дева” или “дева урожая”.

Крестьяне верили, что дух хлеба, изгоняемый с поля во время жатвы, может принять облик собаки, волка, зайца, петуха или других животных. Поэтому в Германии жница, вязавшая последний сноп, делала из него “хлебного волка” – небольшое чучело, туловище которого было сделано из крепких стеблей, а хвост и грива – из колосков.

В XIX веке в Европе повсеместно обрядовые атрибуты жатвы имели уже стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в достаточно сложных приемах плетения. Так, например, последний сноп стали заменять на подвесное украшение, сплетенное из его стеблей. Народы Польши, Венгрии, Югославии, Шотландии делали жатвенные подвески в виде сосулек с колосками. По своей форме они напоминают снопик сжатого хлеба, перевязанный лентами, или куклу. Не случайно в Англии эти украшения носят названия “зерновых кукол”, “пшеничных баб”. Своеобразная форма таких жатвенных украшений обусловлена техникой их изготовления. Они выплетаются по способу витой объемной плетенки, который известен многим народам и относится к основным самоплетениям.

Венгры и чехи художественно сплетали из соломы беседку или домик,

который подвешивали под иконами в “красном углу” вместо дожиночного снопа. Получили распространение жатвенные букеты, которые устанавливали в домашних алтарях и церквях как символы плодородия. В Англии и Ирландии их оформляли в виде венка из колосьев, центр которого украшали ромбом или крестом, выплетенным из соломы.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие аграрные ритуалы и праздники. Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. На более высокой стадии общественного развития человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде антропоморфных изображений. Материалом для их изготовления преимущественно стала служить солома. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Этнографы, описавшие народные обряды с соломенными чучелами, отмечали, что зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуныш, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их “смерть” символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Нужно вспомнить еще об одном народном обычае – ряжении в солому. У восточных славян оно приходилось на период зимневесенних праздников – Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов оно было непременным элементом народных карнавалов. Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами и называли их “соломенник”, “соломенный дед”. Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы. Особенно интересны шапки польских ряженых – “драбы”, замысловато сплетенные, украшенные колосками.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов. Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства.

Соломка в умелых руках превращается в удивительное произведение искусства. Ей, непосредственно связанной с зерном, хлебом, в земледельческой обрядности отводилась важная роль. Оно имела большое значение в зимней святочной обрядности всех славянских народов. С наступлением весны уже отслужившую свою функцию солому сжигали, как бы возвращали ее земле, чтобы она снова возродилась и принесла плоды. Поэтому костры нередко жгли на озимом поле, а головешки или пепел разбрасывали по полю или зарывали в снег.

Глава 2. Художественная обработка соломки.

2.1. Заготовка соломки

Для аппликации пригодны как злаковые культуры – рожь, пшеница, овес, ячмень, так и пустырные травы – мятлик, тимофеевка, а так же болотные. Заготовку производят на любой стадии развития растения. В период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленоватый цвет, или в стадии созревания зерна за три – четыре дня до покоса, когда стебель начинает золотиться, и, конечно, в конце лета, когда он наливается янтарем. Пшеницу и овес можно собирать перед самой перед самой уборкой. Зеленоватого цвета бояться не надо, так как впоследствии, под действием дневного цвета зелень исчезает. Сортов пшеницы великое множество: одни растут на равнинах, другие на горных полях.

Пустырные травы созревают позже, в сентябре – октябре, когда травинки станут белыми, сухими. Пригодны те травинки, которые имеют круглую форму и при сдавливании на расщелкиваются, мягкие. В отличие от злаков, городская трава серебристо-серого цвета. Болотная трава – осока – имеет розово-бордовую окраску и хорошо сочетается с любым цветом соломки.

Заготовка соломы – дело трудное, для работы годится не вся. Ячменная, например, твердая да ломкая. Ржаная – имеет довольно высокую прочность, пшеничная – менее прочная. Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичные и имеют красивый оттенок. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая – серебристый, а перезрелая – красноватый. Для работы пригодна средняя, нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами, или разрезают на части по узлам – так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты, лучше использовать свежую, ровную, несмятую комбайном, не подгнившую солому. Собирают такую солому вручную на обочинах полей.

Хранить лучше соломку в пакетиках или в пеналах, разложив по тональности. Подготовленная таким образом соломка может храниться очень долго и пользоваться ею можно по мере надобности.

2.2. Обработка соломки

Существует три способа обработки соломы:

Холодный - этот способ не сложный: соломенные трубочки разрезают резаком повдоль, раскрывают стороны и проглаживают кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом соломенные лент, приобретают еще больший блеск и эластичность, чем при горячей обработке.

Горячий. В банку наливают воды столько, чтобы она покрыла соломку, и кипятят ее минут пятнадцать – двадцать, при температуре 60 –80о затем необходимо разрезать соломенные трубочки резаком или острыми ножницами и прогладить горячим утюгом на твердой основе (на фанере или чистой доске). Теплую, еще не совсем высохшую соломку лучше всего завернуть во влажное полотенце и доставать по мере надобности. Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск.

Горячий способ без замачивания в воде. Этим способом обрабатываются мягкие зрелые травы, например, овес, рожь, ячмень. Пшеница – жесткая, она используется только при замачивании. Соломины разрезаются резаком вдоль и проглаживаются утюгом. После проглаживания соломенные ленты наклеивают на тонкую бумагу или кальку, получая соломенное полотно, соблюдая, при этом, цвет соломинок, их длину.

2.3. Тонирование соломки

Соломка имеет различные оттенки: желтый, зеленоватый, сиреневый, розовый, фиолетовый и т. д., если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию соломенных лент. Анилиновые красители лучше не употреблять, они быстро выцветают и аппликация приобретает неприглядный вид. Для получения полноценной красивой аппликации, следует использовать соломку различного цвета. Применяя различные оттенки, следует избегать ярких окрасок соломки, они выглядят не естественно, гораздо приятнее работа из приглушенных оттенков.

Белый цвет соломки можно получить подержав ее в растворе перекиси водорода. После окрашивания тщательно промыть водой, пять – шесть таблеток на 0,7 – 0,8 литра воды.

Желтый цвет можно получить кипячением с содой. Чем дольше держать в содовой воде, тем гуще будет окрас. На один литр воды при кипении высыпать не полную одну столовую ложку питьевой соды.

Коричневый цвет зависит от температуры утюга или духового шкафа и от того, сколько времени соломенные ленты находятся под тепловой обработкой.

Серый цвет соломка приобретает в конце августа, когда колосья перестоят на корню. Можно срезать стерню, она тоже со временем становится серой от дождей.

2.4. Инструменты и оформление

Планшетом могут служить ровные тонированные поверхности ДВП, ДСП, картона, фанера, срез дерева, бархатная бумага. Самый выразительный фон – ткань. Используют хлопчатую и льняную ткань, бортовку, шифон, шелк, микрофибр, бархат на хлопчатобумажной основе. Ткань не блестит, соломка хорошо наклеивается на основу (ткань) и прочно держится, не отщелкивается. Для этого берется планшет и обтягивается тканью. Это могут сделать дети даже младшего школьного возраста. Единственное требование – аккуратное использование клея, чтобы не было пятен от излишек клея и подтеков. Аппликацию на деревянной поверхности желательно покрыть лаком. Лаки используются бесцветные, чтобы не исказился цвет соломки.

Клей используется ПВА, (поливинилацитатный), Единственный клей пригодный для работы детям, не токсичный и разрешен министерством здравоохранения. Он хорошо крепит соломку к любой основе, легко смывается с рук, при высыхании водостоек. Все остальные клеи содержат вредные токсичные примеси и требуют особой осторожности. Для наклеивания объемных изображений использовать лучше всего момент, он быстро склеивает поверхность и быстро исчезает вредный запах. Инструменты: для работы необходимы ножницы, резак или хирургический скальпель, клей ПВА, пинцет, утюг, гладильная доска, кисточки для клея, картон, емкость для кипячения соломки, плита.

Использованные источники информации

  1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – С.75.Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М.: Издательство “Культура и традиции”, 2000. – С.10.
  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – С.76.
  3. Федотов. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С.43.
  4. Федотов. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С.44-45.
  5. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. - М : Детская литература, 1980. – с. 118.
  6. Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой. //Школа ремесел. – 1999. – № 8. – С.11.
  7. Паниченко А.П. Соломенная сказка: Детское объединение Сувенир. – Белово, 1998. – С. 25.
  8. Лобачевская О. Плетение из соломки. - М.: "Культура и традиции", 2000. - С. 11.