Урок в 7-м классе "Многообразие животных"

Разделы: Биология


“Многообразие животных”. Урок в 7 классе.

С 1999 года работаю по концентрической программе, созданной авторским коллективом в составе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина и др. В 7 классе по данной программе изучается курс “Животные”. Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации.

В своей статье хочу предложить вариант проведения заключительного урока по теме “Многообразие животных”. На изучение данной темы отводится 34 часа.

Форма проведения: урок – состязание. При планировании урока учитывались возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности, стремление познать самого себя, сравнивать себя с другими сверстниками, выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому, яркому; желание включаться в познавательные игры, демонстрировать свое “Я”.

Урок “Многообразие животных”

Цель: повторить и систематизировать знания школьников о многообразии животных, их систематическом положении; продолжить формирование умения распознавать изученных животных; характеризовать их значение в природе; продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

Ход урока.

Организационный момент.

  • Постановка целей и задач.
  • Объяснение правил игры.

Правила игры.

Право выбора первой клетки на игровом поле получает команда, ответившая первой на вопрос. Команда – победитель выбирает свой знак (+) или (0) после ответа на вопрос.

Каждая из девяти клеток игрового поля имеет название, соответствующее названию конкурса, в котором предстоит принять участие командам.

Команда, выигравшая данный конкурс, ставит в клетке свой знак (+) или (0). Право выбора следующего конкурса принадлежит команде, проигравшей предыдущий конкурс.

Победителем игры становится та команда, которой удастся выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака. Если ни одной команде это не удастся, то победит та команда, у которой после розыгрыша всех девяти конкурсов будет больше знаков на игровом поле.

Игровое поле

“Дальше, дальше, дальше...” Любовь с первого взгляда Черный ящик
Четвертый лишний Защита проекта “Срочно выдана охранная грамота” Видеозагадка
Конкурс капитанов “Отгадай–ка !” Обычное в необычном Справочное бюро

 Основная часть урока.

  • Визитка команд.
  • Выбор знаков.
  • Игра.

Вопрос:

С буквой “С” живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой “Ф” за красоту
Меня жар-птицей называют.

(Сазан – фазан)

Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”

Выбор пакетов с вопросами. В течение 3 минут командам требуется ответить правильно на максимальное количество вопросов.

Первый пакет.

  • Животное, у которого уши расположены на ногах (Кузнечик, на голени передней пары)
  • Паук, который строит себе дом под водой из пузырьков воздуха (Паук – серебрянка)
  • Рыба, которая вьет гнездо (Колюшка)
  • Летучая мышь с большими ушами (Ушан)
  • К самым крупным паукам относятся тропические пауки (Птицееды)
  • Спутники акулы (Рыбы лоцманы и прилипалы)
  • Для гидр, медуз и актиний характерна симметрия (радиальная или лучевая)
  • Эвглена зеленая передвигается при помощи (жгутика)
  • Какая рыбка разводится для борьбы с малярией (Гамбузия)
  • Тело членистоногих покрыто (хитином)
  • Какая рыба плавает быстрее всех других рыб (Меч-рыба, до 36 м\сек)
  • Дождевой червь относится к классу (Кольчатые черви)
  • Самая крупная из жаб (Жаба – ага)
  • Личинка амбистомы (Аксолотль)
  • Безногая ящерица (Желтопузик, веретеница)
  • Слепни и оводы относятся к отряду (Двукрылых)

Второй пакет.

  • Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла (Молот)
  • Какой город носит название хищной птицы? (Орел)
  • Аквариумная рыбка и оптический прибор для наблюдения небесных светил (Телескоп)
  • Опасный морской хищник (Акула)
  • Инфузория – туфелька передвигается при помощи (Ресничек)
  • Оружием защиты и нападения у гидры служат клетки (Стрекательные)
  • Бычий цепень относится к классу (Ленточные черви)
  • Кожная складка, покрывающая тело моллюска (Мантия)
  • Возбудителем чесотки является (Чесоточный клещ)
  • В отличие от других паукообразных не кусают, а жалят (Скорпионы)
  • Рыба, которая мечет наибольшее число икринок (Луна-рыба, 300млн икринок)
  • Наука о насекомых (Энтомология)
  • Муравьи относятся к отряду (Перепончатокрылые)
  • Осевым скелетом у ланцетника является (Хорда)
  • Раздел зоологии, изучающий рыб (Ихтиология)
  • Самая крупная ящерица мировой фауны (Комодосский варан или Ора)

Конкурс “Любовь с первого взгляда”.

Капитаны выбирают карточки, раздают игрокам девочкам и мальчикам. Используются слова – “синонимы” (одинаковый смысл). Двойные названия животных, отгаданные участниками конкурса, помогут образовать пары.

Карточки:

1 команда 2 команда
Белый журавль – стерх Снежный барс – ирбис
Морская выдра – калан Землеройка - бурозубка
Синий кит – блювал Сплюшка – сова
Пантера – леопард Кугуар – пума

 Конкурс “Черный ящик”.

В “черном ящике” находятся фотографии животных. Дается небольшая характеристика животного. Следует отгадать, какой зверек изображен на фотографии.

В “черном ящике” находится фотография полуводного зверька, которого К.Линней назвал “мускусным бобром”. Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20- 22 см, а хвоста – 18- 20 см. Высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали белье в комодах для придания ему приятного запаха.

  • Какой зверек изображен на фотографии? Какими особенностями обладает хвост этого зверька?

Ответ: Выхухоль. Хвост выхухоли чешуйчатый, плоский и сжат с боков. У основания хвоста располагается крупная кожная железа, которая вырабатывает маслянистую жидкость с сильным мускусным запахом. Одна особь, если надавить на железу, выделяет 1 г секрета. Выхухоль секретом смачивает мех и метит территорию. В старину секрет использовали в парфюмерии, как закрепитель духов. ‹Рисунок 1›.

В “черном ящике” находится фотография самого “непотопляемого” сухопутного зверька, нашедшего отражение в “Гамлете” В.Шекспира. Встречается он в восточном Закавказье, в предгорных районах Средней Азии, США, Канаде, Африке и Индии. Проявляет активность ночью, днем спит. Питается это животное корой, ветками, корнями и плодами.

  • Какое животное изображено на фотографии? Почему это сухопутное животное “непотопляемо”?

Ответ: Дикобраз. Длина тела животного 80- 100 см, вес около 13 кг. Тело покрыто многочисленными иголками. Длина иголок составляет 18 см. Каждая иголка имеет поперечную исчерченность: чередуются черные и белые полосы. Иголки внутри полые и заполнены воздухом. Они – своеобразный поплавок, который удерживает тело дикобраза на поверхности воды и делает его “ непотопляемым”. ‹Рисунок 2›.

 Конкурс “Четвертый лишний”.

Предлагаются списки животных, сгруппированных по определенному признаку, но одно животное в каждом ряду не имеет этого признака и потому является лишним. Задача: определить, кто лишний в каждом ряду, и объяснить свой ответ.

1 команда 2 команда
малярийный плазмодий

инфузория – бурсария

циклоп

лямблия

сенокосец

уховертка

скорпион

тарантул

мокрица

омар

лангуст

медведка

жерлянка

голец

севрюга

латимерия

Защита проекта “Срочно выдана охранная грамота”.

Презентация своего проекта (не более 3- 4 минут). Творчество команды может быть в виде плаката, рисунка, слайда. Домашнее задание.

Конкурс “Видеозагадка”.

На экране изображены конечности позвоночных. Вопрос: Конечности каких позвоночных изображены на рисунке? ‹Рисунок 3›.

Ответ: 1 – тюлень (класс млекопитающих); 2 - кот (класс млекопитающих); 3 – крот (класс млекопитающих); 4 – ленивец (класс млекопитающих); 5 – поганка (класс птицы); 6 – квакша (класс земноводные); 7 – индийский слон (класс млекопитающих); 8 – африканский страус (класс птицы); 9 – верблюд (класс млекопитающих); 10 – болотная черепаха (класс пресмыкающиеся).

Конкурс капитанов “Отгадай–ка!”

Капитанам необходимо ответить на ряд вопросов.

Решите головоломку: каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных?

Ответ: Носорог.

Какая рыба из семейства акуловых имеет название древнего холодного оружия?

Ответ: Меч.

К названию какой русской реки надо прибавить впереди одну букву, чтобы получить название лесной птицы?

Ответ: Река Волга, птица иволга.

Какая из воробьинообразных зимующих птиц повисает на деревьях зимой вверх ногами и вниз спиной? Почему?

Ответ: Синицы. Зимой ветки сверху покрыты снегом, поэтому птицы добывают насекомых, их яйца и личинок снизу веток.

Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая?

Ответ: Сытнее корова с хвостом, которым она отгоняет назойливых насекомых.

Кожа зайца тонкая и непрочная, бедна кровеносными сосудами. Почему?

Ответ: Такие особенности кожи зайца имеют приспособительное значение. Хищник, схватывая зайца за кожу, легко вырывает из нее кусок и упускает самого зверька. Ранка почти не кровоточит и быстро заживает.

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон (Про змей, когда они линяют)

Этот маленький, черный с красными точками на брюшке, паук крайне ядовит. Его название переводится на русский язык как “черная смерть”. (Каракурт)

 Конкурс “Обычное в необычном”.

Для каждой команды предлагается на экране изображение фантастического животного. Задание: определить из каких частей каких животных оно составлено?

На экране появилось изображение фантастического животного. Из каких частей каких насекомых оно составлено?

Ответ. Фантастическое насекомое: голова мухи, усики жука- навозника, хоботок бабочки, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья бабочки махаона

На экране появилось изображение фантастического животного. Из частей каких зверей оно составлено?

Ответ. Фантастическое млекопитающее: голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади.

Конкурс “Справочное бюро”.

Работа с сигнальными карточками “Красный – зеленый”. Задание на “правильное суждение”. Участники игры поднимают зеленую карточку, если суждение верно, красную – неверное суждение.

Переносчиком сонной болезни является муха Цеце.

Крестовичок - самая крупная медуза (диаметр зонтика до 2м, а длина щупалец до 10- 15 м).

Печеночный сосальщик относится к типу Кольчатые черви.

Явление восстановления утраченных частей тела у животных называется регенерацией.

Каракатица относится к классу двустворчатых моллюсков.

Острица ведет свободный образ жизни.

Планарии относятся к классу ракообразных.

У китовой акулы отсутствует плавательный пузырь.

Наука, изучающая амфибий и рептилий, называется герпетологией.

Дрофа не обладает способностью к полету.

Крупнейшими змеями мировой фауны являются анаконда и сетчатый питон.

Моли относятся к отряду Чешуекрылые.

Правильные суждения: 1, 4, 8, 9, 11, 12.

Заключение.

Завершая урок, учащиеся и учитель оценивают работу команд.

Происходит подведение результатов состязания.

Литература.

  1. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1988.
  2. Резанов А.Г. Зоология. Тесты. - М.: Издат - Школа, 1998.
  3. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.- Тула: Родничок, 1999.
  4. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М.: Просвещение, 1996.
  5. Игорь Акимушкин. Причуды природы.- М.: Мысль, 1981.
  6. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М.: Просвещение, 1973.