Внеклассные мероприятия по формированию нравственных взглядов у подростков "Свой путь мы выбираем сами"

Разделы: Классное руководство


Цель беседы: подвести учащихся к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы, и от выбора поступков, интересов, профессии зависит его дальнейшая судьба.

Уважай себя, будь самим собой,
и люди воздадут тебе должное

(А.Маркуша)

Беседа для подростков

Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Р. Рождественского: “Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: “У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?”

Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.

Ребята, как вы понимаете: “поступать нравственно”, “поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным?

Что нужно для того, чтобы поступки не шли вразрез с нравственными нормами?

Послушайте рассказ В.Шукшина “Охота жить”.

Вопросы к рассказу:

  • Почему рассказ назван “Охота жить”;
  • О чем повествует автор;
  • Как писатель передает состояние парня? Каким оно было, что он испытывал;
  • Почему он испытывал страх;
  • На что и на кого был обозлен парень;
  • Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
  • Согласен ли он с утверждением парня, что добра нет;
  • Как вы оценивает поступок парня, когда он забрал у деда ружье;
  • Догадывался ли Никитич, что перед ним беглый заключенный;
  • Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
  • Был ли благодарен парень за оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
  • Осуждаете ли вы поступок парня;
  • Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
  • На вашем счету чего больше – добрых или злых дел;
  • Как вы считаете, на чем держится мир – на добре или зле;
  • Нужно ли делать добро?

Беседа: “Я среди людей”

            Худой мир лучше доброй ссоры.
                                                           
(русская пословица)

Цель беседы: убедиться в важности общепринятых норм и правил межличностного общения, узнать о возможных последствиях их нарушения;рассмотреть понятия “правило”, “договор”, “конфликт”, “терпение”;научиться анализировать конфликтные ситуации, моделировать способы их разрешения:повторить выработанные правила поведения, существующие в спецшколе.

1. Игра “Нарисуй здание”

1. А сейчас, ребята, мы проведем игру “Нарисуй здание”. Для этого нам необходимо разделиться на две группы, каждая группа выбирает художника. Остальные внимательно наблюдают за их рисованием. Можно давать художникам советы.

Художники начинают рисовать, через некоторое время психолог останавливает игру и просит начать сначала, так как рисование нужно было начать с фундамента здания. Так игра останавливается несколько раз, выдвигаются все новые претензии к рисованию: здание должно быть объемным (плоским), крыша черепичная и т.д.

Затем воспитатель дает возможность закончить рисунок и сообщает, что художники все равно неправильно выполнили рисунок, они нарисовали, к примеру, жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Затем необходимо проанализировать игру:

  • Удалась ли игра?
  • Почему?
  • С какими проблемами вы столкнулись в игре?
  • Что не было сделано в начале игры?

Ожидаемый результат: игра не получилась, так как не были оговорены правила рисования здания, то есть правила не выработаны.

  • Какие требования мы предъявляем к правилам игры?
  • В каких видах человеческой деятельности мы не можем обойтись без правил? (учеба, труд, общение)
  • Существуют ли правила поведения в школе?
  • Вспомнить и повторить эти правила.

А теперь давайте дадим определение понятию “правило”.

Правило – это положение, устанавливающее порядок, норму поведения.

Вывод: ни один вид деятельности не может существовать без правил.

2. А сейчас послушайте стихотворение А.Барто “Про один квартет”

Басню выбрали давно,
Распределили роли..
Решило выступать звено
На утреннике в школе.
Решили девочки прочесть
“Квартет” (такая басня есть)
Светлане роль не подошла:
- Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволяет мама! –
Артистки начали шуметь.
Одна кричит – она медведь,
А вовсе не мартышка!
Кричит другая: - Чур-чура!
Сказала я еще вчера:
Я – косолапый мишка! –
Проходит день, и два денька,
Потом проходит пять –
На репетицию никак
Артисток не собрать.
Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
- Ну, если так, - сказал козел, -
Тогда уйду и я! –
Проказница мартышка
Умчалась на каток,
И косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.
То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой…
“Когда в товарищах согласья нет,”
Не прочитать им и “Квартет”.

А теперь вы должны самостоятельно дать определение понятию “соглашение”.

Соглашение – это взаимное согласие, договор, ставящий какие-нибудь условия взаимоотношений между людьми, права и обязанности сторон.

  • Нужны ли соглашения в повседневной жизни?
  • О чем люди могут договариваться в повседневной жизни? (о правилах игры, помощи, о приобретении покупок, прогулке и т.д.)
  • Какими могут быть последствия того, если люди не могут договориться? (конфликт)
  • Что вы испытываете, если не смогли договориться?
  • Что вы испытываете, если смогли договориться о чем-либо? ( грусть – радость, удовольствие – досада, огорчение, скука, ссора, одиночество)
  • Сделайте вывод: нужно ли договариваться друг с другом или нет?
  • Давайте теперь с вами попробуем выработать правила, например, поведения в кабинете русского языка, т.е.в кабинете, где мы с вами учим уроки, занимается в свободное от уроков время. (учащиеся предлагают правила)
  • Существуют ли какие-либо правила и нормы поведения в нашем обществе?
  • Какие существую правила поведения в школе?
  • Зачем они нужны?
  • Что влечет за собой нарушение этих правил и норм поведения?
  • Нарушали ли вы эти правила?
  • Кроме общепринятых правил поведения, существуют ли правила, которые регулируют поведение в конкретной ситуации (правила поведения в семье, в классе, на улице, в магазине, во время похода и т.д.)
  • Идет обсуждение этих правил.
  • Вывод: в жизни нельзя обойтись без правил.

4. Обращение к эпиграфу занятия.

5.  Итог занятия.

Беседа Я сам строю свою жизнь

Цель беседы: усвоение учащимися основных нравственных принципов, которыми должны руководствоваться все люди, формировать у воспитанников потребность следовать нравственным нормам поведения, требованиям общества.

Давайте остановимся на таких качествах, как трудолюбие и лень. Русская пословица гласит: “Лень – мать всех пороков”. Как вы ее понимаете? Перечислите пороки, которые порождает лень.

(ответы детей: вредные привычки, безделье, …)

Давайте “спроектируем” жизненный путь лентяя.

Представьте себе мальчика, которому лень ходить в школу. Он не любит учиться, он не любит читать книги, не любит заниматься спортом. Он ничего не любит и не хочет делать. Представьте, что все дети ушли в школу, а он…

(дети “проектируют” дальнейший путь лентяя)

Итак, мальчик остался дома, когда все дети пошли в школу. От нечего делать он посмотрел несколько передач по телевизору. Стало скучно. Пошел гулять по улице. На улице через некоторое время он встречает себе подобных, таких же изнывающих от безделья подростков. Чтобы как-то “убить” время, они продолжают бесцельно слоняться по улицам, от скуки пробуют курить, выпивать. Но где взять деньги на подобные “развлечения”? Украсть у родителей или залезть в чужую квартиру? Подростки пробуют все способы.

Но вскоре становится и это скучно. Они начинают пробовать наркотики, ведут себя вызывающе, совершают антиобщественные поступки. Ведь от наркотиков появляется состояние эйфории, радости, счастья. Подросток уже не владеет собой, в измененном состоянии сознания он легко может совершить противоправные поступки, которые приводят к чему? Правильно, к судимости.

Скажите честно, ребята, кто себя узнал в этой ситуации?

(дети отвечают)

Спасибо, вы честно признались, что большинство из вас начинали именно так.

Вы сами теперь видите, сколько человеческих пороков рождает лень. Все негативное, отрицательное начинается с нее.

Послушайте стихотворение А.Барто “Муха”.

Алеша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела,
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеенке поползла,
Забралась за счеты.
У нее свои дела
И свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе –
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи!
А разве Леша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то…
Когда вину свою признать
Не хватает духа,
Можно муху обвинять:
“Виновата муха!”

  •  Кто узнал себя в Алеше?
  • Все ли у нас в классе умеют признавать свои ошибки?
  • Как это проявляется?
  • Что нужно сделать для того, чтобы не быть таким, как Алеша?

А давайте возьмем другой пример, другую ситуацию. Мальчик учится в школе, учится хорошо, с увлечением. После занятий он спешит в спортзал, где занимается тяжелой атлетикой. После спортзала он спешит домой – надо успеть выучить уроки, маме помочь или младшему братишке сделать самолетик. А самому хочется вечером посидеть за компьютером, да еще непрочитанная книга ждет…

Скажите, будет такой подросток колоть себе вены, бродить по улице или выпивать? Почему?

Правильно, у него очень интересная жизнь. Он сам ее себе выбрал, он выбрал трудолюбие вместо лени. Он постоянно занят. Он не ленится учиться, заниматься спортом, помогать родителям, ходить в турпоходы…

Скажите, почему один стал нарушителем общественно порядка, а другой хорошим человеком?

(ответы детей)

Значит, свобода выбора есть? Мы вправе выбирать, какими стать?

Великий педагог А.С.Макаренко писал: “Это самая трудная вещь – требование к себе. Но именно с этого и начинается процесс совершенствования и самосовершенствования человека, перестройка самого себя”.

Макаренко основным нравственным качеством считал трудолюбие: “…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек…”.

А какой основной труд у вас, ребята?

(ответы: учеба, работа в мастерских, на подсобном хозяйстве, занятия в кружках)

Скажите, какие качества необходимы вам для учебы, для труда в мастерских и других дел?

(учащиеся выбирают)

 Качества личности

Аккуратность

Воспитанность

Жизнерадостность (оптимизм)

Исполнительность

Независимость (самостоятельность)

Твердость (решительность)

Искренность

Чуткость

Смелость

Организованность

Общительность

Активность

Раскованность

Целеустремленность

Сила воли

Трудолюбие

Небрежность

Невежество

Уныние (пессимизм)

Безответственность

Зависимость

Нерешительность

Лживость

Безразличие

Трусость

Несобранность

Замкнутость

Пассивность

Скованность

Импульсивность

Безволие

Лень

(ответы детей: сила воли, желание….)

Воля, чувство долга, ответственность – без этих суровых, мужественных черт характера невозможно представить себе настоящего человека, без них невозможен никакой труд.

Скажите, какое значение имеет труд в вашей жизни? Что он вам дал?

(ответы детей)

Да, хорошо, что вы понимаете значение труда. В жизни человечества труд всегда играл, играет и будет играть огромную роль. Писатель Виталий Закруткин сказал: “Труд создал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут творцом”.

Вы, наверное, заметили, что в книгах писатели труд ставят во главу угла жизни? Кто из вас вспомнит пословицы о труде?

(дети отвечают, называют пословицы)

Ребята, все знаете русского царя Петра I? Знаете, каким он был трудягой?

Послушайте отрывок из книги А.Ишимовой “Петр I”.

“Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: “Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству”. Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев, но ПетрI сказал: “Я не лучше других работал, дай мне то, что следует”. Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын – монета в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам:

“Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку”. Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день”.

Скажите, что заставило Петра I трудиться?

(ответы детей)

Для чего вообще трудится человек?

(ответы детей)

Вольтер сказал: “Работа спасает от трех великих зол: скуки, порока, нужды”. Как вы понимаете это изречение?

От каких зол спасает работа вас?

(ответы детей)

Какая работа приносит вам радость? Почему возникает эта радость?

(ответы детей)

Ребята, а можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени и пусть каждый из вас предложит свой рецепт.

(дети по очереди высказываются)

Вот, ребята, вы изобрели свое лекарство от лени, а это значит, что вы сделали свой выбор в эту минуту. Вы поняли, осознали, что свою судьбу творите именно вы, и никто другой не сделает за вас этот выбор.

Напоследок мне хочется пожелать вам творческих успехов в сотворении самого себя, своей судьбы.

Послушайте стихотворение Николая Доризо “Закон сохранения веществ”

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ –
Ничто не проходит бесследно
И значит, добро – это то вещество,
Уж если ты ближнему даришь его,
К тебе возвратится ответно
Пусть ближний окажется подлым плутом
Неблагодарно забывшим притом
Добро, до цинизма мгновенно, -
Его не кляни, и на жизнь не сердись,
Поскольку добром за добро твое жизнь
Отплатит тебе непременно.
Пускай не сейчас, а когда-то потом,
Но все же добром, осенившим твой дом,
Тебе непременно отплатит.
Закон сохраненья веществ, он таков:
Чтоб жизнь продолжалась во веки веков
Она свой закон не утратит

 Используемая литература

  1. А.Барто. Твои стихи. Детгиз.1968.
  2. Н. Доризо. Синий ветер. Детгиз. 1970.
  3. Воспитание школьников. № 1 - 12. 2003.
  4. Б.Р.Матвеев. Развитие личности подростка. Санкт-Петрбург. Речь. 2005.
  5. Искусство властвовать собой. Грачева Г.В.- С-Пб.: “Питер” 2003.
  6. Мудрость веков – молодым/Сост. Гавриков В.А., Гавриков Н.А.- Краснодар. 1987.
  7. Русские народные загадки, пословицы и поговорки/Сост. Круглов Ю.Г.- М.: Просвещение. 1990.
  8. В.Шукшин. Собрание сочинений в 5 томах. Т.4. Екатеринбург ИПП
  9. “Уральский рабочий”. 1992.
  10. В.И.Писаренко. Педагогическая этика. Минск. Народная асвета. 1977.