Развитие навыков контроля и самоконтроля в процессе формирования звукопроизношения и письма у детей с ЗПР

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков Ч-Ц в словах, предложениях, тексте.

2. Формирование сложных форм фонематического анализа.

3. Развитие внимания, речевой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков контроля и самоконтроля.

5. Обогащение словаря по теме “Весна”.

6. Закрепление умения различать и правильно читать повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.

7. Воспитание заботливого, уважительного отношения к птицам.

Оборудование: профили звуков, индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, таблицы, картинки, учебники для чтения 4 класса, песок, аудиозапись птичьих голосов, журчания воды.

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: - Я очень рада вас видеть. Начинаем занятие.

- Сядет тот, кто назовет все звуки в словах: врач, заяц, скворец, грач.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: - Вспомните слова, которые я называла и выделите в нем последний звук.

(предполагаемые ответы детей: “врач” - последний звук “Ч” и т.д.)

- Кто догадался, какая тема занятия? (согласные Ч и Ц)

- Будем учиться различать эти звуки в слогах, словах, предложениях и красиво их произносить.

Запись числа и темы занятия с предварительным их прочтением у доски: “Различай Ч-Ц”.

3. Сравнение звуков Ч-Ц по артикуляции.

(используются профили звуков Ч-Ц и индивидуальные зеркала)

Учащиеся дают характеристику артикуляции звуков:

Звук “Ч”: Губы слегка вытянуты вперед и округлены. Зубы чуть приоткрыты. Кончик языка касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята под напором воздуха, кончик языка отходит от неба.

Звук “Ц”: Губы слегка в улыбке. Зубы чуть приоткрыты. Кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка – касается неба за верхними зубами. Под напором воздуха спинка отходит от неба.

а) Определение общего в артикуляции звуков.

  • Зубы слегка приоткрыты.
  • Спинка языка приподнята.

б) Определение отличий в артикуляции.

  • Положение губ.
  • Кончик языка.
  • При звуке “Ч” отрывается кончик языка, а при звуке “Ц” отходит спинка языка.

в) Характеристика звуков.

Звук “Ч” - согласный, глухой, мягкий.

Звук “Ц” - согласный, глухой, твердый.

(используется таблица “Гласные, согласные”.

4. Соотнесение звуков “Ч” и “Ц” с рукописными буквами.

Логопед: - А теперь сравним строчные буквы “Ч” и “Ц” (на доску вывешивается рисунок).

- Какая буква слева? Какая буква справа?

- Обратите внимание на некоторую схожесть нижнего элемента буквы “Ц” со звеном цепи и верхнего элемента буквы “Ч” с крылом чайки.

- Запомните! Нижнее положение кончика языка на звуке “Ц” и нижний элемент буквы. Верхнее положение кончика языка на звуке “Ч” и верхний элемент буквы.

5. Упражнение по дифференциации “Ч-Ц” в слогах.

Логопед: - Повторим слоговые цепочки.

Таблица на доске:

ча-ца-ча

ча-ца-ча-ца

ца-ча-ца

ца-ча-ца-ча

- Как должны прочитать запись? (Читаем то тихо, то громко.)

(Чтение учащимися по одному, хором)

- Где различали звуки и буквы? (В слогах.)

6. Знакомство с лексической темой. Развитие фонематического анализа.

а) Шифрование слов с буквами Ч и Ц.

Логопед: - Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова с буквами Ч и Ц, указывая цифрой их место в слове. (задание дифференцировано)

Слова: пчела, птицы, ручей, цветок, почка, черемуха.

Запись в тетрадях: Ч2, Ц4, Ч3, Ц1, Ч3, Ч1. (для проверки на доску вывешивается табличка.)

- Вспомните слова, которые вы шифровали.

- О каком времени года они вам напомнили? (О весне.)

б) Сообщение лексической темы.

Логопед: - Сегодня мы будем говорить о весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете? А какой сейчас месяц?

7. Развитие внимания и слуховой памяти.

Логопед: - Какие приметы весны вы знаете?

(предполагаемые ответы детей: Все сильнее греет солнышко. Становится тепло. Природа просыпается. Тает снег.)

- Какие звуки можно услышать, когда тает снег?

8. Релаксация с использованием песка.

Логопед: - Прослушайте, как шумит вода (аудиозапись), а вы с помощью песка представьте, как она течет.

- А теперь закройте глазки и послушайте, какие еще звуки можно услышать весной.

(звучит аудиозапись птичьих голосов).

- Кого вы услышали? Что делают птицы весной? (показ слайда “Птицы на гнездах”)

- Посмотрите: слева – гнездо иволги, а справа – гнездо пеночки, в котором сидит кукушонок.

- А можно ли трогать птичьи гнезда? Почему?

- Ребята, весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран.)

- Путь их нелегкий, с препятствиями и бедами. (Открывается картина “Схема препятствий”. По ходу выполнения заданий – птичка перемещается.)

9. Развитие звуко-буквенного анализа. Буквы Ч-Ц в словах.

Логопед: - Прочитайте, какие препятствия встречают птицы на своем пути.

а) Беседа о первом препятствии.

(Учащиеся на “карточках-тучках” читают предложения, а один – вслух)

“Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, могут разбиться о невидимые скалы”.

Логопед: - Ребята, давайте поможем птицам. Чтобы они не разбились о скалы, обозначим их словами. (на схему вывешиваются картинки скал, а на партах у каждого – карточки. Задание дифференцировано.)

- Записывайте слова около первой скалы или около второй в зависимости от буквы в слове: Ч или Ц.

Слова: цветы, почки, птенцы, ручьи.

Проверка: дети читают свои записи.

- Молодцы! Справились с заданием!

10. Развитие навыков образования словосочетаний.

Беседа о втором препятствии.

Логопед: - Прочитайте, какое следующее препятствие.

Дети: - “Морские бури ломают птичьи перья, уносят далеко от берега”.

Логопед: - Преодолеем и это препятствие. Составьте словосочетания. Для этого используйте слова первого и второго столбиков. Определите схему словосочетания (устно).

Кузнечики
Солнце
Разноцветные
Чужие
печёт
бабочки
стрекочут
птенцы

- Что составляли? (словосочетания.)

11. Развитие зрительной памяти.

Беседа о третьем препятствии.

Дети: - “Перелетные птицы становятся добычей хищников”.

Логопед: - Итак, чтобы этого не случилось, выполним задание. Откройте учебники для чтения по закладке. Прочитайте название рассказа. Знаком ли он вам? О ком говорится в рассказе? Где читали? Найдите и прочитайте, чему учил дедушка мальчика.

Дети: - “Птицу на гнезде нельзя тревожить. Иначе она улетит навсегда”.

Зрительный диктант.

Логопед: - Прочитайте про себя несколько раз и постарайтесь запомнить. (задание дифференцировано).

Запись по памяти.

Проверка по учебнику.

- Молодцы, и в этот раз помогли птицам. Наверное, устали? Давайте отдохнем.

12. Физминутка.

На коротких своих ножках утка ходит по дорожке.

Вперевалочку похаживает, куцым хвостиком помахивает.

Утка плавать мастерица: доберется до водицы,

Ловко лапками гребет, по воде легко плывет.

13. Дифференциация Ч-Ц в тексте. Упражнение в выразительном чтении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.

Беседа о четвертом препятствии.

Дети: - “Из-за внезапного холода птицы могут умереть от голода и стужи”.

Объяснение учащимися смысла слов: внезапные, стужа.

а) Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы (задание дифференцировано).

Гра..и вьют гнёзда на деревьях. Весной выводят птен..ов.

Гра..и приносят птен..ам ..ервей.

Какую пользу приносят пти..ы? Они уни..тожают ..ервяков и гусени.. . Берегите пти..!

Проверка: дети читают предложение и поясняют, какую букву вставили.

б) Беседа по содержанию.

Логопед: - Где вьют гнёзда грачи?

- Чем полезны птицы?

- Как надо относиться к птицам?

в) Упражнение в выразительном чтении предложений.

Логопед: - Все ли знаки одинаковы в конце предложений? Какие вы видите знаки?

- Для чего эти знаки? (Чтобы читать выразительно).

- Прочитайте выразительно повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения.

14. Домашнее задание.

Логопед: - Ребята, дома вы попробуйте составить устный рассказ о трудном перелете птиц.

Помогут в этом слова. (таблица)

Чтение про себя.

Чтение вслух.

- Давайте подберем название к будущему рассказу, используя схемы.

- Какое название вам понравилось больше?

Густые туманы Морские бури Хищники Внезапные холода
теряют дорогу

невидимые скалы

могут разбиться

уносят

далеко

добыча умереть

голод

15. Итог занятия.

Логопед: - Чему научились на занятии?

Дети: - Различать звуки Ч и Ц, писать, читать правильно слова с буквами, обозначающими эти звуки.

Логопед: - Для чего вам это нужно?

- По вашим ответам я поняла, что вы правильно произносите звуки Ч и Ц, различаете буквы Ч и Ц. Надеюсь, верю, что вы будете также правильно говорить, читать и писать и на других уроках.

- Я уверена, что вы никогда не обидите птиц, не бросите их в беде.

Спасибо за работу.