Урок-практикум "Экспериментальные данные и вероятности событий"

Разделы: Математика


«Всем правит случай.
Знать бы еще, кто правит случаем»
Станислав Ежи Лец

Цели:

  1. Рассмотреть связь между экспериментальными данными и вероятностями событий, между классическим и статистическим определением вероятностей.
  2. Отрабатывать навыки обработки статистических данных, построения таблиц распределения частот выборки; навыки работы по алгоритму.
  3. Организовать экспериментальную деятельность учащихся.
  4. Расширить математический кругозор учащихся.

Урок проводится в компьютерном классе.

Мы умеем вычислять вероятность события по классическому определению вероятности, а также научились обрабатывать данные, полученные в ходе исследований, экспериментов.

На уроке мы рассмотрим связь между экспериментальными данными и, вероятностью, найденной с помощью формулы классической вероятности.

Как вы думаете, подтверждается ли вероятность, найденная по формуле, опытным путем?

Это и предстоит нам выяснить.

Блиц опрос по определениям (закончите определение):

1. Достоверное событие

Его вероятность равна………

2. Случайное событие

Его вероятность изменяется…..

3. Невозможное событие

Его вероятность равна …….

4. Вероятность

Для вычисления вероятности используют классическое и статистическое определения вероятностей.

5. Классическое определение вероятности.

6. Статистическое определение вероятности.

Сравним вероятность, найденную по формуле, со статистической вероятностью выпадения орла при подбрасывании монеты.

Решим задачу:

Определить вероятность выпадения орла при подбрасывании монеты.

Решение (учащийся решает на обороте доски, остальные на зачетных листах, с последующей проверкой)

(Образец зачетного листа в приложении 4)

1. При подбрасывании монетки возможны только два случая – «орел» или «решка», эти случаи равновозможные между собой.
2. Число всех возможных исходов данного опыта равно 2.
3. Количество благоприятных исходов, в данном случае выпадение «орла», равно 1
4. Вероятность события А равно 1\2 = 0.5.

При подготовке к уроку каждый из Вас выполнил 50 подбрасываний рублевой монетки и подсчитал число и частоту в процентах выпадения «Орла». Данные были собраны в таблицу:

Фронтальная беседа с учащимися с использованием презентации (презентация, выполненная в программе Power Point, приложение 1)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
k 29 24 31 26 29 20 26 20 29 21 25 22 26 26 30 26 25 22 27 24
% 58 48 62 52 58 40 52 40 58 42 50 44 52 52 60 52 50 44 54 48

где k – число выпадений орла, % - частота в процентах выпадения орла.

Как изменяется число и процентная частота выпадения орла?

Анализ полученных результатов проводят ученики по схеме:

-Как меняются полученные результаты?

-Как изменяется процентная частота выпадения орла?

(Мы видим, что встретились довольно разбросанные результаты: от 20 до 30 Процентная частота выпадения орла меняется от 40% до 60 %.)

Объединим полученные результаты в более крупные группы:

1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20
k 53 57 49 46 46 47 52 56 47 51
% 53 57 49 46 46 47 52 56 47 51

Как изменяется число и процентная частота выпадения орла?

Анализируют полученные результаты учащиеся.

(Число выпадения орла изменяется в опытах от 46 до 57. Процентная частота выпадения орла изменяется от 46% до 57 %.)

Продолжим укрупнения:

1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
k 110 95 93 108 98
% 55 47,5 46,5 54 49

К какому числу приближается частота появления орла?

(Мы видим, что при увеличении количества бросаний монетки частота появления «орла» приближается к половине от общего числа бросаний.)

Всего в проведенных 20 *50=1000 бросаниях монетки «орел» появился в 504 случаях. Процентная частота появления «орла» равна 50,4% и отклонение от половины, составляет 0,4%

При проведении опыта были проблемы: монеты падали на ребро, терялись из поля зрения и т.д. Было потрачено достаточно большое количество времени на проведение опыта и обработку полученных результатов. В век компьютерных технологий, эти вопросы решаются более качественно и с меньшей потерей времени.

Используя электронное учебное пособие «Вероятность и статистика» по книге Е.А. Бунимовича, В.А. Булычева (Издательский дом Дрофа, 2002 г) можно провести эксперименты по подбрасыванию монет, с картами, с игральными костями и т.д., решить задачи по различным темам теории вероятностей.

Используя ЭУП «Вероятность и статистика», предлагается повторить на компьютере (инструкция в раздаточном материале) опыт по подбрасыванию монеты 1000 раз.

(Учащиеся работают в парах за компьютером.)

Итак, какую частоту выпадения орла получили вы?

(Фронтальный опрос нескольких учащихся.)

Этот вопрос в разное время интересовал ученых (презентация, выполненная в Power Point, приложение 1), так французский ученый Ж.. Бюффон (XYIII в.) бросал монету 4040 раз, и «орел» выпал 2048 раз; частота выпадения «орла» равна 0,50693…

Английский математик К. Пирсон (конец ХIХ в.) бросал монету 24000 раз, и «орел» выпал 12012 раз; частота выпадения «орла» равна 0,5005. (Презентация, приложение 1)

Во всех проведенных экспериментах мы получили частоту выпадения орла близкую к числу 0.5. Это число 0.5 и является значением статистической вероятности события.

Вывод: Мы видим, что данные, полученные по формуле классической вероятности, были подтверждены экспериментально.

Другой великий французский ученый Даламбер вошел в историю теории вероятности со своей знаменитой ошибкой. (Презентация, приложение 1)

Ошибка Даламбера: Какова вероятность, что подброшенные вверх две правильные монеты упадут на одну и ту же сторону?

Решение, предложенное Даламбером: Опыт имеет три равновозможных исхода:

1) обе монеты упали на «орла»
2) обе монеты упали на «решку»
3) одна из монет упала на «орла», другая на «решку».

Из них благоприятными для нашего события будут 2 исхода, поэтому искомая вероятность равна 2/3

-Давайте проверим полученный результат с помощью опыта:

Используя ЭУП «Вероятность и статистика» на компьютере, проведите эксперимент по подбрасыванию 2 монет.

Количество подбрасываний 500. (Инструкция в раздаточном материале)

Проведенный эксперимент не подтвердил результат, полученный Даламбером, почему?

-Давайте правильно решим задачу на зачетных листах (самостоятельно).

Решение:

Общее количество исходов 4

Число благоприятных исходов 2

Вероятность наступления события, что подброшенные верх две правильные монеты упадут на одну и ту же сторону, равна 2\4=1\2.

-В чем же заключалась ошибка Даламбера?

(Ответ: Даламбер объединил два разных исхода в один.)

Статистические исследования проводят по разным направлениям в зависимости от заказа общества. Так, например, для расположения букв на клавиатуре, или установления авторства произведения проводят исследование частоты появления той или иной буквы.

Мы проведем исследование частоты появления буквы О в литературных текстах.

Как вы думаете, какая буква русского языка наиболее часто используется в тексте?

-А какая наименее часто?

-Проверим ваши предположения:

Проведем статистическое исследование рассказа хакасского писателя Николая Доможакова «В далеком ауле». Данные внесем в таблицу и с помощью проектора спроецируем таблицу на экран.

(Учащиеся работают в мини группах, у каждой группы свой отрывок (Приложение 3), получив результат, подходят к компьютеру и заносят его в заранее заготовленную таблицу, которая проецируется на экран. Приложение 2)

В предложенном отрывке просчитайте частоту появления буквы О.

Данные внесите в таблицу, а затем в компьютер.

В каких пределах изменяется число появления буквы О в тексте?

В каких пределах изменяется частота выпадения буквы О в тексте?

№ строки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Объем выборки 250 248 243 223 218 236 254 303 227 249
кратность О 32 20 28 22 21 25 28 32 24 25
частота О                    

Мы видим, что встретились довольно разбросанные результаты. Как изменяется частота появления буквы «О»?

Объединим полученные результаты в более крупные группы:

№ строки 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 1-10
Объем выборки 498 466 454 557 476 2451
кратность О 52 50 46 60 49 257
частота О            

Всего 2451 букв, буква О появляется в тексте 257 раз, тогда частота появления буквы О в тексте равна 0.1108.

Статистические исследования большого количества литературных текстов показали, что частота появления той или иной буквы русского языка (или пробелы) стремятся к определенным значениям. Эти значения собраны в таблицы частот русского языка. (Приложение 1)

Таблица частот русского языка.

А 0.062 З 0.016 О 0.090 Х 0.009 Ь 0.013
Б 0.014 И 0.062 П 0.023 Ц 0.004 Э 0.003
В 0.038 Й 0.010 Р 0.040 Ч 0.012 Ю 0.006
Г 0.013 К 0.028 С 0.045 Ш 0.006 Я 0.018
Д 0.025 Л 0.035 Т 0.053 Щ 0.003
Е 0.072 М 0.026 У 0.021 Ъ 0.001
Ж 0.007 Н 0.053 Ф 0.002 Ы 0.016

Полученные данные расходятся с данными таблицы частот русского языка, так как проведено малое количество испытаний.

Также существуют таблицы частот русского языка отдельных писателей. Проведя сравнительный анализ можно установить авторство произведения.

Сообщение ученика: До сегодняшнего дня не утихают споры об авторстве «Тихого Дона». Многие считают, что в 23 года такую глубокую и воистину великую книгу М.А.Шолохов написать просто не мог. Выдвигались разные аргументы и разные аргументы и разные кандидаты в авторы. Особенно жаркими были споры в момент присуждения ему Нобелевской премии по литературе (1965 г.). Статистический анализ текстов и сличений, подтвердили все же гипотезу о нем как об истинном авторе «Тихого Дона».

Вывод: В данном случае вероятность появления той или иной буквы русского языка можно вычислить только с помощью эксперимента.

Рассмотрим следующее событие (вероятность того, что родится девочка.)

Решим задачу: Определить вероятность того, что родится девочка (считается рождение девочек и мальчиков равновозможными).

Решение (Ученики решают задачу самостоятельно на зачетных листах с последующей проверкой):

Исходы рождения девочек и мальчиков равновозможные.

общее число исходов 2

Число благоприятных исходов 1.

Вероятность равна 0.5

А теперь проведем небольшое статистическое исследование на примере нашей школы:

Используя статистические данные по годам рождения учащихся школы № 30 г Абакана, определим вероятность рождения девочек. Данные были собраны в таблицу:

(Учащиеся работают в мини группах, каждая группа вычисляет частоту рождения девочек, определенных годов рождения, получив результат, подходят к компьютеру и заносят его в заранее заготовленную таблицу, которая проецируется на экран, приложение 2)

Года рождения 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Всего учащихся 1 10 46 65 56 57 48 41 53 50 38 36
девочек 0 6 26 33 26 22 23 22 23 22 19 13
частота (девочки)                        

Анализ полученных данных.

Объединим полученные результаты в более крупные группы.

  1988-1991 1992-1995 1996-1999 1988-1999
Всего учащихся 122 202 177 501
девочек 65 93 77 235
частота (девочки)       0.4691

Проанализировав полученные частоты, можно сделать вывод:

Всего в школе обучается 501 учащийся, в том числе девочек 235

Частота рождения девочек равна 0.4691, что отличается от 0.5 на 0.0309

Вывод: Статистические исследования подтвердили вероятность рождения девочек, вычисленную по формуле классической вероятности. Но в жизни мальчиков рождается больше. Это вызвано условиями жизни.

Дома: $ 21 № 627 или (при наличии электронного учебного пособия) № 628.

Подведение итогов: Сдать рабочие листы, оценки за урок будут выставлены с учетом самооценки и устных ответов.

Самооценка учащихся:

3 балла – все понял, могу этот материал объяснить другому;

2 балла – я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

1 балл – для полного понимания мне нужно повторить тему;

0 баллов - я ничего не понял.

Давайте ответим на вопрос, который был задан в начале урока:

-Как вы думаете, подтверждается ли вероятность, найденная по формуле вычисления классической вероятности, опытным путем?