Открытый урок "От живого созерцания – к научному познанию"

Разделы: Физика, Химия, Биология


“Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, вступающий на корабль без компаса”.
Леонардо да Винчи

Одна из актуальных проблем, решаемых в педагогической мастерской, – это объединение наук для решения общей задачи. Мы пытаемся решить данную проблему через интегрированные уроки. Примером такого урока является урок “От живого созерцания к научному познанию”.

Вся последовательность урока отражена в технологической карте

Тема урока “От живого созерцания – к научному познанию”
Планируемые результаты Продолжить формирование естественно-научного представления о единстве окружающего мира.

Научить обобщать законы физики, химии.

Определять значимость научных открытий XVI века для дальнейшего развития естественных наук.

Развивать умение проводить наблюдения в живых объектах.

Развить навыки ведения эвристической беседы.

Научить использовать исторический метод при изучении естествознания.

Личная значимость изучаемого для школьника Научиться объединять открытия разных наук вместе.

Научиться прогнозировать, обобщать, делать вывод.

Закреплять навыки выполнения лабораторного эксперимента.

Расширить кругозор с целью развития логического мышления в предварительно созданной ситуации поиска

План и содержание урока 1. Приборы для наблюдения.

2. Очевидные открытия.

3. Понятие “Растворы и их значение в природе”.

4. Лаб. эксперимент “Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки”.

5. Физические и химические явления “Диффузия и осмос”.

6. Выводы.

Методы обучения Эвристический метод, метод синтеза и анализа, поисковый.
Формы организации учебной деятельности Работа по информационным листам.

Выполнение лабораторного эксперимента.

Участие в обсуждении.

Приемы деятельности учителя Составление сценария урока.

Разработка информационного листа.

Подготовка лабораторного эксперимента.

Подготовка медиосопровождения.

Работа с дополнительными источниками информации.

Банк учебных задач 1.Что такое астрономические линзы, и к каким результатам привело их усовершенствование?

2. Как открытие очков и контактных линз повлияло на развитие биологии?

3. Сходство телескопа и микроскопа.

4. Какие законы физики и химии можно применить при изучении биологических явлений.

Организация деятельности учащихся 0 - энергизатор.

1 - работа по информационным листам.

2 - лабораторная работа.

3 - подведение итогов урока и составление общих выводов.

0 - энергизатор.

Развитие умений учащихся Анализ и синтез.

Сопоставление и обобщение.

Составление прогнозов.

Формулировка выводов.

Наблюдение.

Умение работать с информативными картами.

Умение работать с лабораторным оборудованием (Соблюдение техники безопасности).

Основные понятия и термины урока Диффузия, растворы, концентрация, плазмолиз, деплазмолиз.

Осмос (впервые встречаемое понятие).

Источник информации Энциклопедия “История открытий” “Росмэн” “Биологическая энциклопедия”, энциклопедии “Астрономия”, “Физика”.
Домашнее задание См. в информационном листе.
Оценки за урок Обратная рефлексия.

Для учащихся был составлен информационный лист.

“Недостаточно только иметь хороший разум, но главное – это хорошо применять его”.
Р. Декарт

1. Основные понятия к уроку:

Диффузия, осмос, раствор, концентрация, плазмолиз, деплазмолиз

2. Проанализируйте следующие данные.

  • В 1280 г. Итальянский физик Сальвино дельи Армати (1245 – 1317), как предполагают, изготовил первые очки. Они состояли из двух выпуклых линз, увеличивали предметы так, чтобы люди могли их лучше видеть.
  • Леонардо да Винчи (1452 – 1519) выдвинул идею о контактных линзах и подробно описал их устройство в “Кодексе о глазе”.
  • Галилео Галилей (1564 – 1642) построил первый телескоп.
  • Роберт Гук (1635 1703) создал микроскоп, через который рассмотрел срез пробки бузины. В 1665 г. опубликовал книгу “Микрография”.
  • В 1933 г. Немецкие ученые Макс Кроль и Эрист Руска создали электронный микроскоп

3.Выполнение лабораторной работы ““Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке” (инструкция прилагается)

4. Обобщение наблюдаемых явлений

1 Физические явления - движение частиц в воздухе и жидкостях.

2. Химические явления - влияние растворов разной концентрации на картофельные полоски.

3. Биологические явления – плазмолиз и деплазмолиз.

4. Проверка приобретенных знаний.

Тест
“Понимаю ли я”

Инструкция: Вам необходимо ответить на все вопросы теста, не пропуская ни одного. Выпишите номера правильных утверждений.

Например: 1, 2, 3. ……

Осмос идет только при наличии;

1 – наличие полупроницаемой мембраны.

2 – наличие двух растворов разной концентрации.

3 – наличие двух растворов одинаковой концентрации.

4 – молекулы (или ионы) растворителя могут проникать через мембрану.

5 – молекулы (или ионы) растворенного вещества проникают через мембрану.

6 – идет процесс диффузии.

7 – диффузия идет из области высокой концентрации раствора в область более низкой концентрации.

8 – идет процесс адсорбции.

9 – процесс диффузии управляем.

5. Выводы к уроку.

1. Движение частиц из области высокой концентрации в область низкой концентрации называется ……………… – это явление можно пронаблюдать …….. в растительном и животном мире в ………….

2. На биологические системы распространяются законы ………., ………., что подтверждает взаимосвязь ……….. и …………… природы.

4. Для изучения живой природы необходимо знать ……… наук.

6. Домашнее задание.

1. Привести примеры диффузии, которые можно наблюдать дома.

2. Объясните, почему заквашивается капуста, выделяется сок с кусочка лимона, посыпанного сахаром, почему вянут растения, если их не поливать.

Домашнее задание можно выполнить в творческом варианте (мультимедийный показ, эксперимент, нарисовать комиксы, опорные схемы и т. д.)

План проведения урока

I. Интегрированные уроки своим необычным сочетанием создают определенный стресс для учащихся, поэтому перед уроком проводился один из приемов здоровьесберегающих энергизатор.

Ведущий объявляет, что на урок приглашены два ученых XVII века.

II. Беседа двух ученых

1 ученый “Здравствуйте, коллега. Я слышал интереснейшую новость. В ученых круга поговаривают, что вы создали уникальный прибор из линз”.

2 ученый “Да. Я могу им гордиться. Посмотрите: теперь мы увидим Луну в полной красоте, движение планет и, наконец я защищу взгляды старика Коперника”.

1 ученый “Да, это прекрасно. А посмотрите в мой прибор. В каплю воды, вот на этот срез”.

2 ученый “О! Что это?”

1 ученый “ Я думаю – это клетки и микромир”.

Ведущий. Как вы думаете, какие это были ученые, и какие приборы они изобрели? (слайдовый показ, использование информационных листов). [Приложение]

III. Учителя физики и биологии рассказывают о современных увеличительных приборах

Ведущий ставит перед учениками цели и задачи урока. А можно ли изучить процессы, идущие в клетке, только при помощи биологии, только химии, только физики? Как можно объяснить эксперимент с брусочками картофеля, помещенными в растворы разной концентрации? Пояснение после дискуссии проводит учитель физики (используя понятие “диффузия”) и учитель химии (используя понятие “разность концентраций растворов”) [Приложение]

IV. Учитель биологии предлагает для объяснения данного явления заглянуть в клетку. Проводится лабораторный практикум “Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке” [Приложение]

Ведущий обращается к информационному листу и проводит закрепление изученного материала и составляет общие выводы. [Приложение]

Для снятия напряжения после интенсивной работы проводится новый энергизатор.