Урок математики по теме "Сложение многозначных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе;
  • выработать умение и навыки выполнять действие "сложение" с многозначными числами;
  • развивать логику мышления, вербальную память, умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • способствовать сохранению здоровья через рациональное чередование видов учебной деятельности;
  • воспитывать культуру труда.

Содержание: (слайд 2 приложения)

  • Должен знать и уметь
  • Устные упражнения
  • Изучение новой темы
  • Закрепление
  • Тест
  • Занимательная страница

Должен знать и уметь: (слайд 3 приложения)

  • Знать разряды чисел
  • Уметь раскладывать числа по разрядам
  • Знать компоненты сложения
  • Уметь находить сумму многозначных чисел

Оборудование: карточка, применение информационно-цифровых технологий - урок презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устные упражнения.

1. Найди значение суммы и выбери правильный ответ: (слайд 4-7 приложения)

327 + 9 =

284 + 6 =

153 + 7 =

238 + 3 =

(336, 241,160, 290)

2. Какое число стоит в конце цепочки? (Слайд 8 приложения).

3. Сколько чисел из данного ряда уменьшатся, если их прочитать справа налево: 1991, 2323, 3131, 2332, 5252?

а) 0;

б) 1;

в) 2;

г) 4;

д) 5.

III. Изучение темы .

Учитель: Прочитайте число, помещенное в "Таблицу разрядов": (слайд 9 приложения)

Класс миллиардов Класс миллионов Класс тысяч Класс единиц
Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы
2 7 8 3 9 0 3 0 5 0 4 0

278 390 305 040 – двести семьдесят восемь миллиардов триста девяносто миллионов триста пять тысяч сорок

Учитель: Задумывались ли вы над тем, почему удобно складывать многозначные числа "столбиком"? Чтобы объяснить причину удобства такого способа сложения, давайте внимательно посмотрим, что мы делаем, когда применяем его. Поместим слагаемые в "Таблицу разрядов". Назови, что означает каждая цифра данного разряда в числе? Сложение чисел выполняется поразрядно, для этого представим данные числа в виде суммы разрядных слагаемых и применим сочетательный и переместительный законы сложения. Получим: (слайд 10 приложения)

Класс миллиардов Класс миллионов Класс тысяч Класс единиц
Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы
                  3 6 2
                  7 4 3
                1 1 0 5

Учитель: При этом нужно учитывать каждые 10 единиц любого разряда дают единицу более высокого (следующего) разряда. При записи "столбиком" следи внимательно за тем, что бы одноименные разряды были точно подписаны друг под другом. Итак, сложение натуральных чисел выполняют поразрядно, начиная с разряда единиц.

IV. Физкультминутка. Если математическое предположение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаете, и кто-то из вас объясняет, почему ложное. ("истенно-ложно")

  1. В записи числа "Одна тысяча" три нуля.
  2. В записи числа "Один миллион" пять нулей.
  3. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу.
  4. В записи числа " Один миллиард" девять нулей.
  5. Вам известно только три класса многозначных чисел.

V. Закрепление.

Выполните задание по карточке, с использованием образца.

КАРТОЧКА № 1. Сложение многозначных чисел.

ПРАВИЛО ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ
Складывай числа по одноимённым разрядам 2537 + 51 343 =? Найти сумму:
  1. 4801 + 15 100;
  2. 18 321 + 1544;
  3. 35 347 + 24 252;
  4. 786 245 + 13 754;
  5. 3828 + 2132;
  6. 43 321 + 5486;
  7. 19 989 + 1002;
  8. 7357 + 2848;
  9. 3541 + 52 152;
  10. 836 243 + 34 557;
  11. 1644 + 21 628;
  12. 943 568 + 754 126;
  13. 135 658 + 326 241;
  14. 156 004 + 888 539;
  15. 458 153 +45 721.
  Дес. тыс. Тыс. Сот. Дес. Ед.
    2 5 3 7
+ 5 1 3 4 3
  5 3 8 8 0
2537

+51343

53880

VI. Проверка знаний.

Тест по теме: "Действия с натуральными числами."

Выполните в тетради вычисления, обведи в кружок номер правильного ответа, заполни таблицу:

Вычислите: 7324 + 2545=

1) 5889
2) 9869
3) 9869
4) 4889

Вычислите: 4789 + 37395=

1) 23494
2) 1394
3) 29501
4) 42184

Какое действие выполняется последним: 830 -62 :2 + 12*3

1) умножение
2) деление
3) сложение
4) вычитание

Выразите данную величину в см:

2 м 3 см - это

Вычислите: 8ч 16 мин + 4ч 21мин=

1) 4ч 35 мин
2) 11ч 37мин
3) 13ч 55 мин
4)12ч 37 мин.

Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 см. и 12 см.

1) 17 см
2) 60 см
3) 34 см
4) 14 см

№ задания 1 2 3 4 5 6
№ ответа            

VII. Дополнительные задания (по времени).

Занимательная страница: (слайд 11 приложения).

Вставь вместо звездочки цифру:

VIII. Подведение итогов урока.

Ответить на вопрос: Чему научились на уроке? Что нового узнали на уроке?

Сообщение оценок.

IX. Домашнее задание. Дополнительное задание: Разгадать Чайнворд.

Чайнворд.

Вопросы:

1.Многоугольник. 2. Четырехугольник. 3.Четырехзначное число. 4. Старая русская мера длины. 5.Соотношение между числами. 6.Геометрическая фигура.7. Группа цифр в записи числа. 8.Математическое действие. 9.Отрезок координатного луча.