Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Проект по теме “Ferien und Bjucher. Gehoeren sie zusammen?” в 9 классе.

Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой, предлагаемый проект не содержит упражнений по введению и отработке лексических явлений, т.к. эта работа была уже проведена. Понятно, что при выполнении заданий ученик неизбежно выходит за рамки имеющихся знаний и сталкивается с трудностями лексического и грамматического характера, поэтому учащиеся могут обратиться к учителю за консультацией. Восполнение недостающих знаний осуществляется с учётом наличных знаний и индивидуальных способностей школьника.

Таким образом, проект называется “Bjucher in unserem Leben”. (Книги в нашей жизни)

Цель проекта: Привлечь внимание школьников к значимости чтения и его роли в нашей жизни.

Задачи проекта

1. Развить у учащихся творческие способности, навыки исследования, умения работать со справочной литературой.

2. Воспитать у учащихся дух сотрудничества и взаимопонимания.

3. Учить применять знания, умения и навыки по предмету в реализации проекта.

I этап – Разработка проектных заданий.

- Исследование “Что мы читаем. Жанры произведений”.

- Исследование “Что читают мои одноклассники?”

- Сообщение “Моя любимая книга”.

- Исследование “А что читают наши учителя?”

- Стихотворения русских поэтов в переводе немецких авторов.

- Русские и немецкие пословицы.

- Исследование-обобщение “Книги в нашей жизни”

- Иллюстративный материал к проекту: плакаты, рисунки, компьютерная распечатка работ.

Приступая к изучению темы “Ferien und Bucher. Gehoeren sie zusammen?”, школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер будущего проекта, выбирают понравившиеся им темы, которые они должны разработать и представить на заключительном уроке по теме. Здесь обсуждаются способы сбора и виды необходимой информации (интервью, работа со справочной литературой, использование межпредметной связи- литература, ИЗО).

II этап – Выполнение работы.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью у своих одноклассников и учителей, обрабатывают предложенный учителем информационный материал, готовят иллюстрации и распечатки. В задачу учителя входит помощь детям в организации данного процесса. Им нужно определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать и оформить полученные данные, как преподнести информацию группе.

III этап - Оформление проектной работы.

В ходе всей подготовительной деятельности к заключительному этапу – презентации проекта - ученики могут обратиться к учителю с просьбой проверить их на правильность оформления материала с грамматической и лексической точки зрения. С каждым школьником такая работа должна вестись индивидуально: находить ошибки и пути их устранений. Проанализировав и откорректировав собранный материал, работа оформляется как единое целое.

IV – Презентация проекта.

Один из способов презентации проекта – выступление участников проекта с результатами своих исследований перед учащимися 9-х и 10-х классов, изучающих немецкий язык.

Подготовка к презентации ведётся с каждым учеником индивидуально. Устная презентация всегда включает определённую долю риска для учащегося, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

На презентации ученики видят конечный результат разработок и исследований одноклассников, что вызывает несомненный интерес к проекту. Они могут задать дополнительные вопросы и получить на них ответы, т.е. узнать что-то новое и интересное. Следует отметить, что ученики, которые имеют слабые учебные возможности в изучении немецкого языка, с удовольствии готовят

иллюстративный и печатный материал к презентации проекта. Очень важно, чтобы ребята смогли увидеть положительный опыт в процессе презентации.

V этап – Рефлексия

Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Проект “Die Berufswahl”. (Выбор профессии)

Тема “Die Berufswahl” - одна из самых актуальных, включённых в школьную программу по иностранным языкам в 9 классе – “Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?”

Работая над этой темой ученики ищут ответы на следующие проблемы:

  1. Поиск рабочего места выпускниками школ.
  2. Наиболее популярные профессии в Германии и в России, профессии, о которых мечтают подростки.
  3. Кумиры молодёжи и их воздействие на выбор профессии.
  4. Что нужно, чтобы стать хорошим специалистом?

Подводя итоги изучения темы “Выбор профессии”, девятиклассникам предлагается проектная работа “Das Interview mit …”.

Цели проекта:

1. Привлечение внимания учащихся к выбору своей будущей профессии.

2. Умение систематизировать свои знания, а также осуществлять перенос приобретённых знаний, умений и навыков на другие ситуации общения.

3. Развитие личности школьника, его самостоятельности и творчества.

Задачи проекта:

1. Использовать навыки и умения диалогической речи.

2. Применять специальные учебные умения, в частности работы со словарём.

3. Оформить и презентовать свой проект “Интервью с …”.

I этап – Разработка проектного задания.

Прежде чем работать с интервьюируемыми, школьники составляют вопросы, которые они могли бы задать участнику разговора. Также оговаривается, что они могут задать ещё и другие интересующие их вопросы.

  • Stellen Sie sich vor!
  • Wie lange arbeiten Sie in diesem Berufsbereich?
  • Was ist bei der Berufswahl wichtig?
  • Ist dieser Beruf Ihr Traumberuf?
  • Wo haben Sie studiert? (Was haben Sie absolviert?)
  • Wofjur interessieren Sie sich in der Freizeit?
  • Macht der Beruf Ihnen Spass?
  • Moechten Sie Ihren Beruf verendern?
  • Was sind Ihre Verwandten von Beruf?
  • Haben Sie eine Familiendynastie?
  • Warum haben Sie diesen Beruf gewehlt?
  • Womit bescheftigen Sie sich bei der Arbeit?

Ребята сами решают у представителей каких профессий брать интервью.

II этап – Разработка проекта.

Для проведения интервью ученики отправляются к своим родителям, родственникам, знакомым. Надо полагать, что беседа проходит на русском языке. Для предъявления конечного результата – интервью на немецком языке - ребята реализовывают вышеперечисленные задачи. Ученики с низкими учебными возможностями, которые не справляются с задачами данного проекта, могут выполнить следующую работу: выяснить, какие профессии востребованы в нашей стране и подготовить на эту тему коллаж.

 III этап – Защита проекта.

Так как ученики работают над проектом индивидуально, то защита проектов проводится на уроке следующим образом:

  1. Представить творчески оформленные работы.
  2. Рассказать в третьем лице о своём собеседнике, о его профессии.

Проект “Das Buch der Nationen”. (Книга наций)

Этот проект осуществляется учащимися при изучении темы “Nation” в 10 классе.

Цель проекта:

1. Исследовать социокультурный портрет некоторых стран, их национальное достояние и культурное наследие: достопримечательности, историко-культурные национальные центры и памятники, крупные представители национальной литературы, национальное искусство и его представители с мировым именем, знаменитые учёные, изобретатели, национальный фольклор.

2. Реализовать межпредметные связи

3. Развивать личность школьника, его самостоятельность, творчество.

Задачи проекта:

1. Обозначить страны для социокультурного исследования.

2. Разработать параметры исследований.

3. Определить источники разработок проекта.

4. Выбрать форму презентации проекта.

5. Принять участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Режим работы - индивидуальный. Практический выход – “Книга наций”.

I этап - Разработка проекта

После того как перед ребятами были поставлены цели и задачи проекта, они сразу предложили форму презентации проекта, т.е. его конечный результат - создание “Книги наций”.

В ходе обсуждения отбираются по желаниям учеников страны для исследований, например, Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Англия, Франция. Однако некоторые учащиеся могут исследовать страны и республики, которые являются их Родиной. Совместно с учениками разрабатываются параметры исследований, как то:

  • народность
  • географическое название страны, столица
  • знаменитые люди страны, национальные герои
  • история
  • культура, праздники
  • достижения страны
  • природные богатства
  • типичные национальные черты характера
  • национальная еда

II этап - Исследовательская работа.

Учащиеся обращаются к разным источникам информации: энциклопедиям, научно-популярным книгам, журналам и газетам, учебникам по истории, географии и немецкому языку. В поисках нужных сведений ребята могут консультироваться с учителями-предметниками. Именно таким образом на данном этапе осуществляется межпредметная связь.

III этап – Выполнение проектных работ.

Через несколько уроков ученики “возвращаются в класс”, т.е., накопив достаточную информацию о своей нации, им необходимо систематизировать её, отобрать самое важное и нужное и представить результат своей исследовательской работы на немецком языке. На этом этапе процесс контролируется учителем. Учитель помогает им подобрать правильное немецкое слово, решить некоторые грамматические проблемы, а также проблемы в правописании иноязычных реалий. Ученики также сами решают, как оформить свою работу. Кто-то выполнит работу от руки, другие прибегут к помощи компьютера.

При изучении темы “Нация” учащиеся могут написать мини-сочинение, где выражали бы своё отношение к другим народностям, о своих друзьях другой национальности. Эти размышления станут приложением к исследовательской работе.

IV этап – Презентация проекта.

Форма презентации – круглый стол. Каждый ученик представляет своё исследование, происходит обмен мнениями.

V этап – Рефлексия.

Оценка ученических работ учителем, самооценка и взаимооценка работ учащимися.

Проект “Die Umwelt im Jamalo-Nenetzki Bezirk”.

(Окружающий мир в Ямало-Ненецком Автономном Округе)

Данный проект разрабатывается учащимися 10 класса при изучении темы “Oekologie”.

Цели проекта:

1. Способствовать развитию экологической культуры уча