Урок-игра "Полет на планету МИФ"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Конкурс « Путешествие на планету

М атематика
И
Ф
изика »

Добрый день, дорогие семиклассники, уважаемые гости!

Сегодняшняя наша встреча посвящена любителям точных наук: математики и физики. На уроках мы часто используем игровые ситуации, занимательные задачи и видим, с каким интересом вы участвуете в различных конкурсах, эстафетах и соревнованиях. Сегодня вам тоже предлагается поиграть. Мы приглашаем вас в Путешествие на планету МиФ (математика и физика). В этом году вы начали изучать новые предметы : алгебру, геометрию и физику. О значении каждого из них в отдельности можно говорить очень много. Изучение законов математики и физики помогает человеку объяснить явления физические, биологические и др. Поскольку при помощи математических методов можно исследовать свойства реального мира, то справедливо выражение великого Карла Гаусса: «Математика-царица всех наук».

Явления природы, изучаемые естественниками, подчиняются определённым закономерностям, которые описывают соответствующие законы. Чаще всего эти законы связывают физические величины формулами, которые записываются с помощью знаков и математических действий. Т.е слова «Слеп физик без математики» доказывают взаимосвязь этих двух наук. Сегодня вам будут предложены вопросы из разных областей знаний, из сказочных и литературных произведений, занимательные задачи. Для игры от каждого класса команды – экипажи приглашаются на сцену (игра проводится в актовом зале школы). Зрители будут участвовать в конкурсах и могут помочь своей команде, получая жетоны за правильный ответ.

В конкурсе участвуют команды (экипажи) от трёх седьмых классов. На столах для команд - таблички:

7а, 7б, 7в.

В каждой команде по семь человек. У каждого стола – контролер.

Конкурс обслуживает жюри в составе 3 - 4-х человек.

1. Конкурс «Внимание» ( 5 баллов – 4 минуты).

На столах выданы листы, на которых записаны 40 простейших примеров на сложение и вычитание чисел. В них содержится 12 ошибок. Задание: найти все 12 ошибок в течение 4-х минут. Жюри засекает время.

В каждом конкурсе побеждает та команда, которая дает верный ответ, затратив меньшее время.

В это время (4 минуты) - конкурс зрителей.

Все вопросы зрителям проецируются на экран при помощи мультимедийного проектора

(Приложение 1, 1 конкурс)

За каждый верный ответ дается один жетон.

  1. На лесопильном заводе машина за 1 мин. отпиливает от бревна кусок длиной 2 метра. За сколько минут будет распилено на такие куски бревно длиной 12 метров
  2. Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении, состоящем из 4-х простых?
  3. В 9 часов утра из А в В вышел автобус со скоростью 40 км/ч, а одновременно из В в А вышла автомашина со скоростью 60 км/ч. Они встретились в 11 часов. Какая из этих машин в момент встречи находилась ближе к В?
  4. Рабочий во вторник изготовил на 10% деталей меньше, чем в понедельник, но зато в среду он изготовил на 10% деталей больше, чем во вторник. Когда он изготовил деталей больше: в понедельник или среду?

2 Конкурс наблюдательных ( 5 минут – 4 балла).

На экране слова поэта

«Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает».

Р.Сеф

Командам на столы задание:

Найдите общее свойство чисел и допишите в каждом ряду еще по два числа:

1, 8, 27, 64…

9, 1, 7, 1,5, 1…

15, 16, 14, 17, 13, 18….

66, 34, 18, 10, 6, 4…

В это время зрители: (Приложение1, 2 конкурс)

  1. Крышка стола имеет 4 угла. Если 3 угла из них отпилить, то, сколько станет у крышки углов?
  2. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
  3. Почему лимонад и минеральная вода в закупоренной бутылке спокойны, а если вывернуть пробку, то сейчас же закипают?

3. Конкурс мыслителей (4 минуты – 5 баллов).

На каждом столе - по логической задаче: «В бочке хранится несколько ведер бензина. Как из нее отлить 6 литров бензина с помощью девятилитрового и пятилитрового бидонов?»

Для зрителей: (Приложение 1, 3 конкурс)

  1. Трем неутомимым путешественникам надо было переправиться на лодке, выдерживающей массу не более 100 кг, с одного берега реки на другой. Андрей весил 50 кг, Олег 40, а дядя Миша – 90 кг. Как им переправиться через реку?
  2. Чему равно произведение последовательных целых чисел, начинающихся числом –5 и оканчивающихся числом 5?
  3. Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз, посылая в нее порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать воздух?
  4. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем хлопчато-бумажный или шерстяной?

4. Конкурс «Много ли это»? (умеешь ли ты считать)

На столах – карточки с заданиями:

  1. Пусть наперсток воды имеет массу 1г. Какова масса миллиона наперстков воды?
  2. Будем считать, что человек в шеренге занимает по длине ее 0,5 м. Какой длины будет шеренга, если выстроить в нее миллион человек?

В это время – вопросы для зрителей: (Приложение 1, 4 конкурс)

  1. Сколько было копеек в пятиалтынной монете?
  2. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6.00 ?
  3. Что произойдет с космическим кораблем, если он разовьет третью космическую скорость 16,67 км/с?
  4. Какую процедуру народная мудрость советует совершать семь раз, прежде чем один раз совершить другую процедуру?
  5. В какой стране по официальной статистике на каждый 10 жителей приходится 7 автомобилей?

5 конкурс «Знаешь ли ты…? – 2 минуты.

Сегодня, в XXI веке, взоры людей обращаются вперёд, мы смотрим с надеждой на то, что ожидает человечество в будущем. Но будущее не бывает без прошлого, без основы, без базы.

В курсе школьной математики и физики мы встречаемся с именами знаменитых мыслителей, которые жили в разное историческое время. Но те открытия, которые они сделали в своё время, живы и поныне, мы пользуемся их формулами, определениями, выводами, законами, теоремами.

Сегодня мы вспомним имена и открытия лишь некоторых из известных учёных мировой цивилизации.

На листах бумаги участникам команд предлагается за 2 минуты записать наибольшее количество фамилий известных математиков и физиков.

Для зрителей. « Знаешь ли ты?» (Приложение 1, 5 конкурс)

  1. История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли КЛЕПСИДРАМИ.
    - почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь;
    - эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становилась унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
    - эта вещь не имеет единственного числа;
    В математике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение. Назовите этот предмет (часы).
    После ответа: греческий философ Платон изобрёл первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников.
    Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду, вытекая, она вытесняла воздух из второго сосуда: воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.
  2. Кто из прыгунов с шестом впервые преодолел планку на высоте 6м?
  3. Как называется шестая нота?
  4. Что получится, если соединить два металла: медь и олово?
  5. Почему трудно держать в руках живую рыбу?
  6. Почему вода из ванны вытекает быстрее, если в неё погружается человек?
  7. Про какое животное европейцы говорили, что у него два хвоста?
  8. У людей, какой профессии перед глазами пять параллельных линий?

После того, как экипажи записали фамилии учёных, им предлагается рассказать хотя бы об одном из них (домашнее задание).

Рассказы учащихся сопровождаются слайдами фотографиями учёных (Приложение 1, Ученые). Кроме того, учитель рассказывает о знаменитых отечественных математиках и физиках.

6. Конкурс кроссвордистов

На столах листочки с кроссвордами.

  1. Часть прямой, ограниченная двумя точками
  2. Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
  3. Единица измерения углов
  4. Единица измерения Силы.
  5. Вещество, которое может существовать в трех агрегатных состояниях.
  6. Третья степень числа
  7. Регулятор движения карандаша по листу бумаги

В это время – заключительная игра со зрителями. (Приложение 1, 6 конкурс)

  1. Кто из великих сатириков XIX века подписывал свои произведения двойной фамилией? (Салтыков – Щедрин)
  2. Как называется корабль, имеющий два корпуса? (катамаран)
  3. Как звали наследника трех толстяков в сказке Юрия Олеши? (наследник Тутти)
  4. Какая собака – литературный герой известна всем по кличке, состоящей из четырех слов? (Белый Бим – Черное Ухо)
  5. Какое общее название получили представители многочисленного класса зоологического мира, имеющие шесть конечностей (насекомые)
  6. Перед каким христианским праздником пост длится 7 недель? (пасха)
  7. Какой древний город стоял на семи холмах? (Рим)
  8. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? (Вавилон)

Подведение итогов. Награждение команды – победителя и самых активных болельщиков. Заключительное слово учителя.