Классный час "Как пережить экзамен"

Разделы: Классное руководство


Цель: помощь учащимся в преодолении предэкзаменационного стресса.

Задачи:

1. Помощь учащимся определить свой личностный потенциал, который может помочь при сдаче экзаменов.

2. Провести репетицию экзаменационного ответа на основе позитивного личностного эталона.

3. Обратить внимание учащихся на необходимость заботы о своем здоровье в период экзаменов.

4. Научить приемам АТ, позволяющим снять психоэмоциональное напряжение.

Оформление.

На доске высказывания:

"Хорошая подготовка – это половина победы”.
                                                            Сервантес

“Лучший способ развить в себе любое качество – предположить,
Что вы им уже обладаете и действовать соответственно”.
                                                                            Черчилль

“Если бы мы сделали всё, на что способны, мы бы сами себе  gоразились”.
                                                                                                    Томас Эдисон

Необходимые материалы: ватман, маркеры, “ экзаменационные билеты”, бланки с контурным изображением человека, плакат с контурным изображением человека, магнитофон, кассета с записью “ космической” музыки, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, песочные часы..

Предварительно проводится задание для упражнения “ Ассоциации” с целью актуализации представлений об экзаменах. Каждый учащийся записывает на листочках свои ассоциации на слово “ экзамен”. ( анонимно).

Ход занятия:

  1. Деление уч-ся на три группы по цвету выбранного кружка.
  2. “Ассоциации”.
  3. Ведущий обобщает ассоциации делая вывод о том, что экзамен- это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил.

  4. Психотехническое упражнение “ Радуга ”.
  5. Проводится психологом школы.

  6. “Суперученик”.
    Каждая группа получает задание составить портрет “ суперученика ”, который сдаст любой экзамен. Сделать это надо с соблюдением двух условий: 1) каждое качество должно принадлежать кому-нибудь из членов группы. 2) у каждого участника нужно заимствовать хотя бы одно качество. Портреты “суперученика” обсуждаются. Обобщение: экзаменационные черточки класса вывешиваются на доску.
  7. Экзамен ”.

Каждая группа вытаскивает экзаменационный билет № 13. Группа готовит коллективный ответ, соответствующий уровню ответа “ суперученика ”.

Билет №13.
Расскажите об особенностях жанра “Современный детский роман”: сюжет, приемы, герои.

Билет №13.
Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

Билет №13.
Докажите теорему о равнобедренном круге

Билет №13.
Расскажите об обычаях и языке племени Тумба-Юмба.

Билет №13.
Осветите вопрос о феминистических воззрениях Бабы Яги.

Билет №13.
Перечислите основные способы добывания философского камня на Ленских столбах.

Билет №13
Найдите место в биологической классификации живому существу, известному в народе как Змей Горыныч.

Билет №13.
Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба-Юмба, живущего в лесах Центральной Африки.

Результаты работы представляются классу. По окончанию игры ведущий задает ряд вопросов:

Что помогало и что мешало при подготовке ответа?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что для вас значит билет № 13?
Какие чувства возникли во время игры?
Что было самым важным?

6. “Экзамен и здоровье”

Каждая группа получает контурный рисунок человека и задание. Цветными карандашами отметить на рис. “зоны экзаменационного риска” для здоровья. На плакате составляется обобщенный вариант. Затем обсуждение: как помочь заштрихованным частям организма во время экзамена.

7. “ Найди свою звезду”.

    Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.
    Упражнение проводится под “космическую музыку”.
    Психолог читает текст:

    Сядьте свободно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
    А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах радости, счастья, удачи, вдохновения?
    Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
    А теперь проведите ладонями по коленям вниз к ступням ног и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, карандаш и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите на наше звёздное небо. И теперь звезды будут светить вам каждый день, излучая добро, дружбу, поддержку и взаимопомощь. Они поведут вас дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни.

    В конце упражнения ребята рисуют, вырезают и приклеивают свои звезды на лист ватмана, моделируя звездное небо.

8. Заключительный этап

Проводится обсуждение по вопросам:

В какое время дня лучше готовиться к экзамену?
В какой обстановке следует готовиться к экзамену?
Что может помочь при подготовке к экзамену?
За сколько дней надо начать подготовку к экзамену?
В конце классного часа учащимся раздаются памятки “Правила подготовки к экзамену”

Правила подготовки к экзамену

  1. Готовиться к экзамену нужно постепенно. Для этого за несколько месяцев нужно подобрать материал для подготовки к ответу на каждый экзаменационный вопрос и составить план,: в какой день сколько вопросов нужно выучить. Этот план обязательно нужно записать и следить за его выполнением. За соблюдение плана можно себя чем-нибудь побаловать.

  2. При подготовке каждого ответа нужно составить себе примерный план, выделив основные смысловые фрагменты. Учить желательно днем, а повторять – перед сном и утром: информация переходит в память на длительное хранение в то время, когда человек спит. Хорошо, если есть возможность повторить вслух, например, рассказать выученное родителям. Или, по крайней мере, пересказать самому себе, не подглядывая в учебник. Это заметно улучшит качество запоминания.

  3. В период подготовки к экзаменам важно хорошо питаться и высыпаться, иначе можно заработать множество трудно излечимых заболеваний.

  4. И последнее. Говорят, что легче запомнить материал за тем рабочим столом, на котором есть желтые и фиолетовые предметы, Попробуйте.

Литература:

1.О. Н. Истратова, Т.В. Эксакуто

Справочник психолога средней школы Ростов-на-Дону, “ Феникс”, 2003г.

2. А.В.Микляева, П.В. Румянцева.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.

СПб., “Речь”, 2004 г.

3. Н Стебенева, Н.Королева.

Программа психолого-пед. мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ.

Газета “Школьный психолог”,2003.