Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Как человек использует энергию"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • табличка “Копилка эрудита”;

  • толковый словарь;

  • плакат с изображением горы, на которую будут крепиться вопросы и детские ответы, иллюстрации источников энергии и загрязнения окружающей среды.

Цели: Создать условия для формирования представления младших школьников о:

  • использовании энергии человеком;

  • последствиях неразумного использования;

  • ископаемых видах топлива.

Развивать логическое мышление, через установление причинно-следственных связей.

Воспитывать умение работать в сотрудничестве, бережное отношение к ресурсам, природе.

Ход урока.

Учитель: Во все времена человеку не давала покоя безмятежная природа. Не терпелось ему поставить дремлющие силы природы себе на службу.

Хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке? Тогда вам придется немного поработать

1.Актуализация полученных знаний.
(В этой таблице вам необходимо отметить правильные ответы х, а неправильные о, заполняя сначала первую строку, а затем вторую)

Тест.

  1. Все полезные ископаемые являются горючими веществами.

  2. Горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространенная в осадочной породе, на глубине 1-2 км – это нефть.

  3. Каменный уголь является вполне безопасным материалом для строительства.

  4. Твердое горючее полезное ископаемое растительного происхождения, черного цвета, горит ярким пламенем – это уголь.

  5. Природный газ - образующиеся в земной коре газообразные полезные ископаемые. Он используется как топливо и сырье для химической промышленности.

  6. Ресурсы планеты – это сумма всех полезных для человека веществ, которые есть в её недрах и на поверхности. Количество всех и любого ресурсов ограничено.

о

х

о

х

о

х

Если соединив правильные ответы у вас получился такой треугольник, то вы справились с заданием/

  • Что объединяет эти слова (нефть, газ, уголь)? (речь идет об ископаемых видах топлива)

  • Для чего они служат? (для получения энергии)

Учитель: Энергия – это бесценный дар, предоставленный нам природой. Ни один жизненный процесс на Земле не возможен без энергии. Сегодня даже в детских журналах речь заходит о преобразовании энергии и её использовании. Но, как известно, все журналы для детей пишут взрослые и, к сожалению, не всем ребятам интересно их читать. Хотите попробовать себя в роли составителей пусть не всего журнала, а хотя бы приложения к нему?

  • Как вы думаете, о чем пойдет в нем речь? (о том, как человек использует энергию).

2.Сообщение темы урока (открывается доска, на ней плакат с изображением горы)

  • Что вы знаете об этом? (Карта успеха)

  • Отметьте на шкале успеха, каковы ваши знания по этой теме.

Знаю всё
Знаю, но не всё
Не знаю

Учитель: Для того, чтобы стать составителями журнала, необходимо быть настоящими эрудитами в этой области. Поэтому я предлагаю включить рубрику “Копилка эрудита” (детям раздают Приложение 1), где будут собраны самые интересные факты по этой теме. Кроме того, мы должны помнить, что любая проблема похожа на гору с тремя смотровыми площадками, расположенными на разной высоте. Если мы освоим обязательный материал и ответим на вопросы:

  • Какие полезные ископаемые являются источниками энергии?

  • Как человек использует эти ископаемые?

то мы сможем взглянуть на проблему с первой смотровой площадки: с неё видно многое, но не всё. Если разберемся с дополнительным материалом, то окажемся на второй смотровой площадке и наши горизонты видения проблемы расширятся. Если же сможем увидеть перспективы решения проблемы, то сможем подняться наверх этой горы и, возможно, даже повлиять на будущее.

Итак, мы сделали первый шаг и определились с темой приложения “Как человек использует энергию”.

3 . Изучение нового материала (в приложении первый уровень “Полезные ископаемые - источники энергии”).

  • А что же такое энергия? (работа со словарем)

Рождение энергетики произошло много лет назад, когда люди научились добывать огонь. Попытаемся установить взаимосвязь между увеличением разнообразных источников энергии, ростом населения и все более активным использованием техники. Человек добывает так много нефти, газа, угля потому, что все больше нуждается в энергии для производства необходимых для жизни товаров и услуг. В наше время энергии людям требуется все больше и больше, поскольку они придумывают все больше новых изобретений, для которых требуется энергия. Хотелось бы узнать, как обстоят дела с добычей и использованием угля, нефти, газа.

Сообщения детей об угле, нефти, газе.

Нефть

Нефть – темная маслянистая жидкость с острым запахом. Нефть – самый главный минеральный ресурс планеты, являющийся основой экономики большего числа стран мира. Для того, чтобы добыть нефть, бурят глубокие скважины, для чего сооружают буровые вышки. По трубам нефть поступает в нефтехранилища, железнодорожные цистерны и нефтепроводы. Нефть используется для выработки электроэнергии и перегоняется на топливо, используемое самолетами, судами, сотнями миллионов автомобилей. Из нефти получают синтетические материалы, которые используются в народном хозяйстве и быту (пластмассы, краски, лекарства).

Газ

Газом мы чаще всего называем метан, который горит синим пламенем в горелке кухонной плиты. Добывают его из подземных газовых месторождений в Сибири и в Средней Азии, вблизи Каспийского моря и под его дном. Россия обладает огромными ресурсами газа. Наиболее крупными месторождениями являются: Уренгойское, Заполярное, Оренбургское, Ставропольское. Газ можно получать так же путем особой переработки угля и сланцев – горючих камней. Химики из газа делают синтетические волокна для изготовления одежды. Сегодня газ используют на заводах, котельных для подогрева воды центрального отопления, в автомобилях, как альтернативу бензину.

Вывод: (краткие ответы на вопросы первого уровня)

4.Закрепление полученных знаний (в приложении второй уровень “Жалобная книга природы”).

Учитель: Когда же масштабы преобразования энергии достигли сегодняшних величин, человечество стало ощущать как нехватку ресурсов, так и все недостатки нехозяйственного их использования.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело, и не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Н. Заболоцкий

То, что для человека может быть добром, для природы часто оборачивается злом.

  • К чему же может привести нерациональное использование топливных ресурсов?

Перед вами тексты, изучив которые вы сможете закончить высказывания, их мы поместим на страницы “Жалобной книги природы” (кроме того, из предложенных иллюстраций необходимо выбрать те ,которые касаются именно вашей темы).

  • Загрязнение атмосферы происходит….

  • Причины загрязнения гидросферы…..

  • Последствия кислотных дождей:

  • Парниковый эффект приведет……..

Загрязнение атмосферы.

Главный загрязнитель атмосферы городов – автомобильный транспорт. На его долю приходится до 70% выбросов. Кроме загрязнения атмосферы токсичными выхлопами, автомобиль поднимает клубы пыли, содержащие кремний, окись железа, барий. Одной только резины каждый автомобиль рассеивает в атмосферу около 10 кг. При сжигании твердого топлива на ТЭС в атмосферу поступают сернистый и серный альдегиды, фтористые соединения, а также примеси мышьяка.

Загрязнение гидросферы.

Нефть – это одна из основ современной промышленности. Каждый год в мире добывают несколько миллиардов тон нефти и около половины этого количества – в морях и океанах. При морской добыче до 1% попадает в воду: добыли 1 миллион – 10 тысяч тонн нефти в воду. Серьезнейшую опасность таят аварийные разливы нефти. В 1988г. в районе полуострова Аляска танкер “Эксон Валдиз” сел на мель и получил пробоину. В Тихий океан вылилось 36 тысяч тонн нефти. Берега покрылись толстым слоем мазута. Погибли несколько десятков тысяч водоплавающих птиц. Нефть растворяет жир на птичьих перьях, и холодная вода подступает к коже птиц, и, в конце концов, они гибнут от холода. Биологи считают, что в результате аварийных разливов нефти в мире каждый год гибнет около 1 миллиона водоплавающих птиц!

Парниковый эффект и глобальное потепление климата.

Еще в 1827 году французский физик Жозеф Фурье предположил, что атмосфера Земли выполняет функцию своего рода стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, не давая ему при этом испариться в космос. “Естественный” парниковый эффект – это устоявшийся сбалансированный процесс, поэтому вполне логично предположить, что увеличение концентрации “парниковых” газов в атмосфере должно привести к усилению парникового эффекта, который, в свою очередь, приведет к глобальному потеплению климата. Количество углекислого газа в атмосфере неуклонно растет вот уже более века из-за того, что в качестве источника энергии стали широко применяться различные виды ископаемого топлива (уголь и нефть). За последние 100 лет среднегодовая глобальная температура поднялась на 0,3-0,60 С. По мнению ученых, если сохранится тенденция глобального потепления, это приведет к изменению погоды и увеличению количества осадков, что, в свою очередь, приведет к подъему мирового океана. Последствия потепления климата будет ощущаться на Северном и Южном полюсах, где увеличившаяся температура приведет к подтаиванию ледников. Увеличение температуры на 100С, вызовет повышение уровня мирового океана на 5-6 м, что приведет к затоплению многих прибрежных территорий.

Кислотные дожди.

Кислотный дождь образуется в результате реакции между водой и оксидом серы и различными оксидами азота. Эти вещества выбрасываются в атмосферу автомобильным транспортом, в результате деятельности металлургических предприятий и электростанций, а так же при сжигании угля и древесины. Вступая в реакцию с водой атмосферы, они превращаются в растворы кислот – серной, сернистой, азотистой и азотной. Затем вместе со снегом или дождем они выпадают на землю. Основные последствия выпадения кислотных осадков:

  • гибель рыб, водных растений в водоемах;

  • ослабление и гибель деревьев, особенно хвойных пород;

  • замедление роста культурных растений: помидоры, соя, фасоль, шпинат, морковь;

  • возникновение и обострение многих болезней дыхательной системы человека, преждевременная гибель людей.

“Копилка эрудита” (сообщения детей)

  • Итак, что же происходит, когда человек вторгается в природу, нарушая равновесие?

  • Что же мы увидим со второй смотровой площадки?

Вывод:

5. Применение полученных знаний (в приложении третий уровень “Альтернативные способы получения энергии”).

  • Вспомните, что если мы сможем увидеть перспективы решения данной проблемы, то сможем подняться на вершину горы.

“Мозговой штурм”

  • Каковы альтернативные способы получения энергии?

Варианты:

  1. солнечная энергия

  2. энергия приливов и отливов

  3. ветровая энергия

  4. атомная энергия

  5. геотермальная энергия

Итоги: Что нового и интересного из созданного нами приложения могут узнать ребята?

Карта успеха (обсуждение)

Д/з

1. Увеличить “Копилку эрудита” по данной проблеме.

2.Попытайтесь сосчитать количество легковых автомобилей, проходящих рядом с вашим домом или школой за 1 час. Подсчитайте, какой ущерб экологической обстановке они приносят, если известно, что ежечасно автомобиль выбрасывает около 60 кубических метров выхлопных газов. Попытайтесь найти суммарное количество выхлопов за день, проведя наблюдения как минимум 3 раза.