Урок по теме "Влияние режима дня на здоровье учащихся"

Разделы: Биология


Форма урока: комбинированный.

Технология урока: урок по здоровьесберегающим технологиям с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель урока:

  • доказать важность соблюдения режима дня для развития организма подростка;
  • прививать элементарные навыки исследовательской деятельности.
  • внедрять элементы информатизации на уроках биологии.
  • пропагандировать ЗОЖ.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • таблица Режим дня восьмиклассников;
  • анкеты тестирования восьмиклассников;
  • лист здоровья учащихся 8 класса;

Предварительная работа:

За 10 дней до урока учитель дает задание по группам, используя консультацию учителя биологии, медицинского работника школы составить:

  1. Анкету для учащихся среднего звена “Мое отношение режиму дня”;
  2. Провести анкетирование в своем классе (на часе общения);
  3. Обработать результаты анкеты своего класса;
  4. Отсканировать “Лист здоровья” 8 класса.

Ход урока (урок проводится в компьютерном классе)

1 этап. Проверка знаний по теме “Биологические ритмы человека”

Работа над проблемным вопросом:

- Какова роль биологических ритмов в жизни подростка?

Каждый из учащихся высказывается о роли биологических ритмов и о влиянии нарушения биологических ритмов на здоровье подростка

Человеческий организм – система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше. Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме.

2 этап. Изучение нового материала

Учитель объявляет тему и цель урока.

Цели:

- Провести мониторинг режима дня восьмиклассников

- Выработать рекомендации для учащихся среднего звена, по результатам мониторинга.

Задание для учащихся (работают с компьютером):

Используя результаты анкетирования восьмиклассников на тему “Мое отношение режиму дня”, обработать результат по конкретному вопросу в виде таблицы и построить диаграмму.

Например:

1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Всегда 4
Иногда 10
Никогда 6

2. Завтракаете ли вы перед школой?

Всегда 10
Иногда 10
Никогда 0

3. В какое время вы обычно учите уроки?

Сразу после школы 4
Отдыхаю и сажусь за уроки 6
Кушаю и сажусь за уроки 10

4. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Всегда 5
Иногда 10
Никогда 5

5. Вы ложитесь спать

в 22. 00 9
в 23. 00 10
когда как 1

6. Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

Всегда 2
Иногда 7
Никогда 11

7. Как часто вы гуляете по вечерам после 22. 00

Один раз в месяц 2
Один раз в неделю 0
Каждый день 0

8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

Один раз в месяц 2
Один раз в неделю 0
Каждый день 0

10. Как обычно вы проводите воскресный день?

Сплю или смотрю телевизор 6
Склоняюсь по дому 2
Гуляю или занимаюсь спортом 12

11. Как часто вы стараетесь распланировать свой день?

Всегда 7
Иногда 10
Никогда 3

Проанализировать результаты анкетирования и сопоставить их с результатами здоровья, ответить на вопросы:

Есть ли нарушения по режиму дня? Какие?

Есть ли нарушения здоровья у учащихся 8 класса? Какие?

Существует ли связь между выполнением режима дня и здоровьем восьмиклассников?

Предполагаемые ответы:

1 вопрос:

Третья часть учащихся не делает утреннюю зарядку, половина школьников делают зарядку время от времени. Не выполнение утренней зарядки подтверждают частые простудные заболевания у третьей части учащихся класса.

2 вопрос:

50% детей завтракают перед школой не регулярно, что приводит к различного рода отклонениям в состоянии здоровья: жалобы на боли в животе, головные боли, слабость. Четверо учащихся класса имеют хронические заболевания ЖК тракта.

3 вопрос:

Более половины учащихся класса садятся за уроки, не пообедав, что также свидетельствует о нарушении режима дня и развитии заболеваний ЖКТ.

4 вопрос:

Всегда делают перерывы при выполнении домашнего задания 5 учащихся из класса, иногда - 10 детей. Семь учащихся выполняют уроки без перерыва. Необходимо на часе общения, родительском собрании заострить внимание на проблеме щадящего режима при выполнении домашнего задания.

5 вопрос:

Один школьник ложиться спать, когда как, что должно сильно сказываться на его работоспособности на уроках. Девять учащихся из класса ложатся спать во время учебного года в рекомендуемое для подростков время, их организм успевает отдохнуть и восстановиться. Двенадцать школьников систематически нарушают режим дня, ложась спать во время учебного года в 23. 00.

6 вопрос:

Не высыпаясь, просыпаются два учащихся, что связано с несоблюдением режима дня и отдыха. Пять человек не всегда высыпаются, что также позволяет сделать вывод, что их отход ко сну приходится на более позднее время, чем рекомендовано режимом дня подростков, а значит, организм не успевает восстановить свои силы. Половина класса просыпаются легко и высыпаются - эти подростки относительно постоянно соблюдают режим отхода ко сну.

7 вопрос:

8 из 20 школьников ответили на этот вопрос отрицательно. Это свидетельствует о том, что и у детей и у их родителей достаточно серьезное отношение к режиму дня школьника. Два подростка из менее благополучных семей, им меньше уделяют внимание родители, нередко они предоставлены сами себе и могут позволить себе иногда не соблюдать режим дня.

8 вопрос:

Большая часть детей класса регулярно занимается в кружках и секциях интеллектуального и спортивного направления, поэтому на просмотр телевизора остается очень мало времени. 7 подростков предпочитают смотреть телевизор не менее четырех часов в день, что свидетельствует о недостаточной ответственности детей за свое здоровье.

9 вопрос:

Шесть учащихся в воскресный день спит или смотрит телевизор, двое слоняются без дела по дому. Этим детям предстоит серьезная работа по формированию своего характера. Приятно, что и в выходные дни подростки гуляют и занимаются спортом и таких ребят в классе более половины.

10 вопрос:

Семь ребят из класса научились планировать свой день, им легко выполнить всю намеченную работу на уроках, отдохнуть и подготовиться к новому рабочему дню. Двенадцать школьников планируют свой рабочий день периодически, а значит, им есть над чем работать. Трое учащихся класса не планируют свой рабочий день никогда. Этим детям необходимо еще раз объяснить значение биологических ритмов и режима дня школьника и его влияние на организм подростка. Постараться сформировать у данных подростков чувство ответственности при организации своего рабочего дня.

Изучив сводную таблицу по заболеваниям в 8А классе можно придти к выводу, что наиболее часто встречаются заболевания: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов зрения и заболевания ОДС. Профилактика всех перечисленных заболеваний предусматривает строгое соблюдение режима дня и отдыха

Рекомендации учащимся

Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то тебе необходимо:

  • ежедневное полноценное питание;
  • соблюдение режима дня;
  • чередование кружков интеллектуального и спортивного направления;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • развитие самодисциплины;
  • участие в реализации совместной программы “Класс содействия здоровью”

Итог урока:

Обобщение вывода.

Подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой образ жизни выберешь ты сегодня, во многом зависит твое здоровье, твой будущий образ жизни, а возможно и карьера.

Сегодня, тебе необходимо больше внимания уделять соблюдению режима дня это поможет сэкономить время, повысить жизненный тонус, успеваемость. Задумайтесь над организацией своего рабочего дня. Самое главное перестроиться и начать экономно расходовать резервы своего организма.

Выставление оценок за работу на уроке и подготовку к нему.

Приложение 1

Приложение 2