Принцип абсолютной адресации в электронных таблицах Excel

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные

  • научить использовать в формулах абсолютный адрес клетки;
  • продолжать совершенствовать навыки работы в программе Excel;
  • повторение операций копирования, изучение особенностей этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
  • повторение правил ввода данных в ячейки Excel;

Развивающие

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
  • познавательного интереса;
  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;

Воспитательные

  • воспитание появления настойчивости в завершении задания;
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы.

Оборудование: Компьютеры IBM PC, программа Microsoft Excel, карточки с заданиями и тестами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Сообщение учащимся темы и цели урока:

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с электронной таблицей. Тема урока “Абсолютный адрес ячейки”. В тетрадях запишите дату и тему урока. На компьютерах загрузите электронную таблицу Excel, откройте свою рабочую книгу и перейдите на лист 3.

2. Повторение пройденного материала:

Ребята на предыдущем уроке мы уже познакомились с тем как вводятся формулы в таблицах. Давайте вспомним:

  • Для чего предназначены Электронные таблицы?
  • Какова структура Электронной таблицы?
  • Из чего состоит имя ячейки?
  • Что может содержать формула?
  • Что такое относительный адрес клетки?
  • Что происходит с этим адресом при копировании формул с помощью маркера автозаполнения?

Сообщение нового материала:

А теперь выполним такое задание: (выдать карточки с заданиями).

ЗАДАНИЕ

В программе Microsoft Excel создайте таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.

РЫБА ПОД МАРИНАДОМ

 

всего порций

 

Продукт

Раскладка на 1 порцию

Всего (г)

рыба

125

 
лук репчатый

17

 
морковь

20

 
томатная паста

12

 
масло растительное

8

 

Прежде чем приступить к расчетам ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Ребята, скажите, как вы будете выполнять задание?
  • Какие формулы мы напишем в последнем столбце?
  • Что произойдет при копировании формул?
  • Как сделать так, чтобы задание было выполнено правильно?

Обозначить проблему. Это самый важный момент урока. Предложить учащимся подумать вместе, как решить эту задачу. Рассмотреть все предложенные варианты учеников, объяснить по каким причинам они не подходят или отметить если будет правильное решение. Ученики могут предложить введение формулы в каждую клетку. При этом обратить их внимание на то, что наименований может быть очень большое количество. Затем направить учащихся по правильному пути.

Объяснение учителя

Разработчики данного программного обеспечения все продумали. Для решения таких задач необходимо использовать абсолютный адрес клетки.

(Объяснить учащимся, что это такое)

Записать в тетрадь:

Иногда использование относительного адреса служит источником ошибок. Чтобы отменить автоматическое изменение адреса данной ячейки, Вы можете назначить ей абсолютный адрес. При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Чтобы назначить абсолютный адрес необходимо поставить перед индексом столбца и (или) перед номером строки знак доллара “$”. Например, в адресе $A5 не будет меняться индекс столбца. В адресе B$7 – номер строки, а в адресе $C$12 – ни тот, ни другой номер.

Таким образом, в последнем столбце должна стоять формула вида B3*C$1.

Выполняем задание на компьютере. При выполнении задания предложить детям ввести в ячейку “всего порций”, какое-либо число. По окончании выполнения задания предложить ученикам поменять это число несколько раз и понаблюдать, как происходит автоматический пересчет формул в таблице. Ребятам, сделавшим быстрее всех предложить оформить таблицу, т.е. нарисовать рамки, сетку, сделать заливку.

Закрепление:

Ребята, для закрепления выполним следующее задание:

  Курс доллара  
Наименование товара Эквивалент

$ us

Цена в руб.
Кресло рабочее 39  
Стеллаж 35  
Стойка компьютерная 60  
Стол приставной 42  
Стол рабочий 65  
Стул для посетителей 20  
Тумба выкатная 65  
Шкаф офисный 82  

Аналогично предыдущему заданию, в клетку “курс доллара” ввести число 28,5. Кто выполнит быстро предложить оформить таблицу и выполнить тест. Тест выдать на отдельной карточке.

Вариант тестового задания:

1. Адрес ячейки в Excel – это …

a) Любая последовательность символов;
b) Индекс столбца и номер строки;
c) Адрес ячейки оперативной памяти;
d) Номер строки и номер столбца.

2. Ячейка в электронной таблице называется текущей, если…

a) в ней содержится формула;
b) в ней находится курсор;
c) она содержит текстовую информацию.

3. Ячейка электронной таблицы может содержать:

a) Только формулу;
b) Числа, формулы и текст;
c) Только числа и текст;

4. Число 124,56Е7, записанное в ячейке таблицы, имеет следующий математический эквивалент:

a) 124,56000000;
b) ;
c) 1245600000
d) 124560000000
e) 0,000012456

5. Арифметическое выражение - в ячейке таблицы запишется в следующем виде:

a) 3^2-(25-7)/(9*2);
b) 3*3-(25-7)/9*2;
c) 3^2-(25-7/9*2);
d) 3^2-(25-7):(9*2);

5. Подведение итогов урока:

Ребята, сегодня мы познакомились с абсолютной адресацией клеток, мы ее применяем, когда необходимо, чтобы адреса ячеек не менялись при копировании с помощью маркера автозаполнения. В дальнейшем, при использовании формул в таблицах думайте какой адрес ячейки вам нужно использовать.

6. Домашнее задание

Дома выучить, что такое абсолютный адрес клетки, придумать простенькую таблицу, в которой для расчета необходимо применить именно абсолютный адрес клетки. Таблица должна содержать не менее трех столбцов и пяти строк.