Подготовка к решению задач по генетике. Урок закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков по генетике за курс 9-го класса

Разделы: Биология


Урок: закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков по генетике за курс 9 класса по программе “Биология. Общие закономерности.” С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.

Урок рекомендован для классов с большой наполняемостью, где ученики имеют разный уровень развития.

Задачи

Образовательная: Закрепить знания учащихся генетической терминологии и символики.

Развивающая: Формировать умения оперировать теоретическими знаниями.

Развивать логическое мышление, аккуратность, точность, внимание.

Воспитательная: Воспитывать ответственность за генетическое здоровье будущих поколений.

Учащиеся должны

Знать: термины

  • Генотип
  • Фенотип
  • Доминантность
  • Рецессивность
  • Гетерозигота
  • Гомозигота
  • Ген
  • Аллельные гены
  • Гаметы
  • оплодотворение

правило образования гамет, правило слияния гамет.

Уметь:

  • Различать доминантные и рецессивные гены
  • Определять гомозиготные и гетерозиготные аллельные пары
  • Определять фенотип по генотипу и генотип по фенотипу
  • Расписывать гаметы заданного генотипа
  • Определять по гаметам родительский генотип.

Навыки: Совершенствовать навыки аккуратной записи генетических символов и понятий в тетради, рассуждения, самостоятельной работы.

Ход урока

Проверка знаний:

Учитель предлагает учащимся выполнить задание на соответствие по генетической терминологии. Задание выполняется на отдельных листочках.

Найди соответствие:

А – наследственность

Б – ген

В – генотип

Г – фенотип

Д – аллельные гены

Е – доминантный ген

Ж – рецессивный ген

З – гомозигота

И – гетерозигота

1. Организм, получающийся в результате скрещивания двух особей.

2. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающих за развитие одного и того же признака.

3. Особи, в аллельной паре которых присутствуют одинаковые гены.

4. Совокупность всех признаков организма.

5. Особи, в аллельной паре которых присутствуют разные гены (доминантный и рецессивный).

6. Участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие одного признака.

7. Ген, подавляющий проявление более слабого гена в аллельной паре.

8. Свойство живых организмов приобретать новые признаки.

9. Ген, признак которого может подавляться другим геном аллельной пары.

10. Свойство всех живых организмов передавать признаки из поколения в поколение.

По завершении работы учащиеся обмениваются листочками для взаимопроверки. Учитель зачитывает правильные ответы.

Критерии оценки: 4 – 6 правильных ответов = “3”, 7 – 8 правильных ответов = “4”, 9 правильных ответов = “5”.

Применение на практике теоретических знаний:

Каждому ученику выдаются обучающие карточки и таблица “Доминантные и рецессивные признаки”. Учитель дает инструкции по работе с карточками, и ребята приступают к выполнению заданий.

Задания рассчитаны на индивидуальную работу учащихся разного уровня. Такая работа позволяет осваивать материал в собственном ритме. Те учащиеся, которые справились со всеми заданиями во время урока, не получают письменного домашнего задания и сдают тетради на проверку. Учащиеся, которые не успели выполнить все задания, заканчивают их выполнение дома. Такой подход позволяет простимулировать активность учащихся во время урока.

Карточка №1

Внимание !!!

Доминантные гены обозначаются заглавными буквами (А, В, С и т.д.), а рецессивные – прописными (а, b, с).

У гомозиготных особей в аллельной паре одинаковые гены – 2 рецессивных или 2 доминантных. (аа, АА, ВВ, bb и т.д.)

У гетерозиготных особей в аллельной паре разные гены – один доминантный, а другой рецессивный (Аа, Bb, Cc, Dd и т.д.)

 Задание 1

Определи сколько аллельных пар в предложенных генотипах:

А) AaBb

Б) AaBbccDd

В) aaBBCcddFF

Г) AAbbCCddFfEe

Задание 2

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом в тетради.

Пример: AabbCC – 3 доминантных гена и 3 рецессивных гена.

А) aaBBCc

Б) AABbcc

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

Задание 3

Определи гетерозиготные и гомозиготные аллельные пары. Гомозиготные пары подчеркни 1 линией, а гетерозиготные 2-мя.

Пример:

AA

Bb

–– ==

А) Aa bb CC

Б) aa Bb Cc

В) AA Bb CC dd Ee

Г) Aa BB Cc dd EE

Задание 4

Определи, какой признак будет проявляться у организма со следующими генотипами.

Пример:

Aa

bb

CC

Генотип

––

==

 

Дом.

Рец.

Дом.

Признак

А) AA Bb cc

Б) aa Bb CC Dd

В) Aa bb Cc DD ee

Г) Aa Bb cc dd Ee

Проверь правильность выполнения заданий. Ответы:

Задание 1

А) 2 пары

Б) 4 пары

В) 5 пар

Г) 6 пар.

Задание 2

А) 3 – рецессивных, 3 – доминантных.

Б) 3 – рецессивных, 3 – доминантных.

В) 6– рецессивных, 4– доминантных.

Г) 5 – рецессивных, 5 – доминантных.

Задание 3

А) 1 аллельная пара – 2 линии

2 аллельная пара – 1линия

3 аллельная пара – 1 линия

Б) 1 аллельная пара – 1 линия

2 аллельная пара – 2 линии

3 аллельная пара – 2 линии

В) 1 аллельная пара - 1 линия

2 аллельная пара – 2 линии

3 аллельная пара – 1 линия

4 аллельная пара – 1 линия

5 аллельная пара – 2 линии

Г) 1 аллельная пара – 2 линии

2 аллельная пара – 1 линия

3 аллельная пара – 2 линии

4 аллельная пара – 1 линия

5 аллельная пара – 1 линия

Задание 4

А) доминантный, доминантный, рецессивный.

Б) рецессивный, доминантный, доминантный, доминантный.

В) доминантный, рецессивный, доминантный, доминантный, рецессивный.

Г) доминантный, доминантный, рецессивный, рецессивный, доминантный.

Если ты успешно справился с заданиями этой карточки, то переходи к карточке № 2.

Желаем удачи!!!

Карточка №2

Определи фенотип по генотипу, используя следующий алгоритм:

  1. Определи гомозиготное или гетерозиготное состояние аллельных пар.
  2. Определи, какой признак (доминантный или рецессивный) будет проявляться в аллельной паре.
  3. Используя таблицу, определи значение признака для каждой аллельной пары генотипа.
  4. Если у тебя возникли затруднения смотри карточку №1.

Пример:

AA

Bb

cc

Dd

генотип

––

==

==

состояние аллельной пары

Кар.

Брюн.

Выс.

Кор.

фенотип

Гл.

вол.

Рост

ноги

 
  1. Aa BB cc dd
  2. Aa Bb Cc DD
  3. AA bb CC Dd
  4. AA bb Cc dd
  5. Aa bb Cc DD Ff
  6. Aa BB cc Dd ff
  7. AA Bb cc DD FF Ee
  8. Aa Bb Cc dd Ff ee Zz

Карточка №3

Определи фенотип по генотипу, используя алоритм:

  1. Определи рецессивный или доминантный признак.
  2. Определи в гомо- или гетерозиготном состоянии проявляется этот признак – подчеркни.
  3. Запиши гены в данной аллельной паре.
  4. Повтори процедуру с другими признаками.

Пример рассуждения:

Голубые глаза, Брюнет.

Первый признак

  1. Голубые глаза – рецессивный признак.
  2. Рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии

----

    Гол. Глаза

  1. Рецессивная гомозигота

аа

––

Гол.гл.

Второй признак

  1. Брюнет – доминантный признак.
  2. Доминантный признак проявляется как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии.
  3. Доминантная гомозигота

BB

–––

Брюнет

Гетерозигота

Bb

===

Брюнет

Итого возможно 2 варианта:

1. aa

BB

2. Aa

Bb

--

---

--

==

Гол.гл.

Брюн.

Гол.гл.

Брюн.

Задания для самостоятельной работы:

1. Гол. Гл. Блондин, Высокий рост.

2. Карие глаза, Блондин, Высокий рост.

3. Голубые глаза, Брюнет, Низкий рост.

4. Голубые глаза, Блондин, Низкий рост, Длинные ноги, Пухлые губы.

5. Карие глаза, Брюнет, Высокий рост, Длинные ноги, Тонкие губы.

 Карточка №4

Определи гаметы, которые может образовать данный генотип.

Гаметы несут 1 n набор хромосом и образуются в результате мейоза.

Правило образования гамет

Из каждой аллельной пары генов в каждую гамету попадает по одному гену.

Выполняя задание, действуй по следующему алгоритму:

  1. Определи сколько типов гамет может образовать особь с данным генотипом.
  2. Пример:

    Гетерозиготная аллельная пара образует 2 типа гамет, а гомозиготная – 1 тип. Количество типов гамет каждой аллельной пары нужно перемножить между собой.

    Первая пара – гетерозигота – 2 типа гамет, вторая пара – гомозигота – 1 тип гамет, третья пара – гетерозигота – 2 типа гамет: 2 ? 1 Ч 2 = 4 типа гамет образует данный генотип.

  3. Распиши варианты гамет:

Внимательно следи, чтобы все гаметы были разными

Задания для самостоятельной работы:

  1. aa BB CC
  2. aa Bb CC
  3. Aa Bb Cc
  4. Aa Bb CC dd
  5. Aa BB Cc Dd
  6. AA bb Cc Dd Ee
  7. Aa bb Cc DD Ee
  8. Aa BB cc dd EE Ff
  9. Aa Bb cc Dd ee FF
  10. AA Bb Cc dd Ee ff

Карточка №5

Определи по гаметам родительский генотип. Используй следующий алгоритм:

Даны гаметы A b C A B C a B C a b C

  1. Определи какие гены попали в гаметы из гомозиготных аллельных пар, а какие из гетерозиготных. Например, ген С присутствует во всех гаметах, следовательно он попал в гаметы из гомозиготной доминантной пары аллельных генов СС. Ген А присутствует в двух гаметах из четырех, а в других двух гаметах – а . Значит,эти гены попали в гаметы из гетерозиготной пары аллельных генов Аа. Ген B присутствует в половине гамет, а во второй половине – b. Следовательно, эти гены попали в гаметы из гетерозиготной пары Bb.
  2.  

Задания для самостоятельной работы:

1 ab aB

2 Abc ABc

3 aBc ABc aBC ABC

4 abc Abc aBc ABc aBC ABC AbC abC

5 aB AB ab Ab

6 aBCd abCcd aBCD abCD

Карточка №6

Оплодотворение – процесс слияния двух гамет с гаплоидным набором хромосом при котором образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Правило слияния гамет:

При слиянии гамет пары хромосом восстанавливаются и вновь образуются аллельные пары генов.

Задания для самостоятельной работы:

1 abc + ABC

2 Ab + aB

3 A + A

4 ABcDe + aBcdE

5 abCdeF + AbCDef

6 ABCdEf + ABcdEF

7 AbcDEf + aBCDEf

Приложение