Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности животных

Разделы: Биология


Цели:

  • дидактическая – изучить роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности животных;
  • психологическая – совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету биологии, отработка приемов рефлексии, развитие памяти, внимания.
  • воспитательная – развитие коммуникативных способностей, чувства сопереживания, чувства товарищества и коллективизма.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Технология деятельностного подхода Рахимова.

Методы – деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.

Оборудование – таблица, учебники, карточки-задания, рабочие карты.

Ф. И. учащегося Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Итог
с/о о/у с/о о/д о/критик. с/о о/д с/о о/д Как усвоил материал о/д
                       
                       

Ход урока

1. Выравнивание знаний

Тест.

1. Отдел мозга – мозжечок, отвечающий за координацию движений, хорошо развит:

А) у рыб
Б) у пчел
В) у лягушек
Г) у кольчатых червей

Способность организма реагировать на воздействие окружающей среды называется:

А) условным рефлексом
Б) безусловным рефлексом
В) раздражимостью
Г) регенерацией

Увеличиваются полушария, кора головного мозга образует борозды и извилины:

А) у пресмыкающих
Б) у млекопитающих
В) у земноводных
Г) рыб
Д) у птиц

За первое задание в рабочую карту выставляем самооценку.

Сверяем с эталоном ответа.

  • У кого нет ошибки, ставим "5",
  • У кого одна ошибка, ставим "4",
  • У кого три ошибки, ставим "3".

В рабочую карту выставляем оценку учителя.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Предлагаю прослушать документальные данные о низкорослых, высокорослых, худых и полных людях.

В 1940 году зафиксирован рекорд роста среди мужчин у американца Роберта Уодла. Его рост составил 272 см. Среди женщин у китаянки Сэн Уньлинь – 274 см. Самым низкорослым человеком была лилипутка Полин Мастерс (1876-1895). Ее рост составил 59 см. Встречается случаи худобы и полноты. Когда американца Уолтера Хадсона в 1987 году попытались взвесить на промышленных весах, рассчитанные на груз до 500 кг. , то они сломались. Весил Хадсон 545 кг. Самым полным человеком был Джон Миннюк, погибший из-за своей тучности. Его вес достигал 635 кг. Самым легким человеком на свете была жившая в XIX веке мексиканка Люсия Саран. В возрасте 17 лет она при росте 67 см. весила 2 кг. 125 гр.

Вопрос для работы в группе:

Подумайте и ответьте, почему существуют такие случаи в природе и с чем это связано?

Работа в группах.

Отчет групп.

На основании прозвучавших рассуждений сформулируйте тему урока.

Учащиеся записывают тему урока: "Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных".

Вопрос: Что вы знаете о роли эндокринной системы?

Работа в группах.

Выслушать ответ от групп.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания полными?

Ответ: Нет.

Учитель: Нет, знания неполные и мы их будем сегодня восполнять.

Зная тему урока, необходимо сформулировать учебную задачу.

Работа в группах.

Отчет групп.

Записи в тетради.

Учебная задача: "Изучить какие вещества регулируют процессы жизнедеятельности в организме животных.

Что именно мы будем изучать? (в группах)

  1. Состав эндокринной системы.
  2. Гормоны, их влияние на процессы жизнедеятельности.
  3. Щитовидная железа и гипофиз.
  4. Особенности регуляции эндокринной системы.

За проделанную работу выставляем оценки за II задание (самооценка, затем оценка друга).

Если во время работы вы были активны и внимательны, то ставим “5”

Если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны – “4”

Если во время работы вы не всегда были активны, и не всегда внимательны – “3”.

Поднимите руку у кого “5”, “4”, “3”.

III. Операционально-исполнительный этап.

Предложите свой способ решения данной задачи.

Работа в группах.

Отчет групп.

Чтобы решить данную задачу, изучаем материал в учебнике на стр. 116, работаем с карточками-заданиями, составляем модель содержания изученной темы в виде таблицы; делаем вывод, работаем в группе, отчитываемся о проделанной работе.

Задания:

  1. Эндокринная система и входящие в ее состав железы внутренней секреции.
  2. Гормоны, их влияние на процессы жизнедеятельности.
  3. Щитовидная железа и гипофиз.
  4. Особенности регуляции эндокринной системы.

Откройте конверты.

На первый вопрос я помогу вам ответить.

Заполним таблицу.

Эндокринная система – железы внутренней секреции – выделяют гормоны в кровь
Щитовидная железа Надпочечники Поджелудочная железа Гипофиз Половые железы

Сегодня остановимся на изучении роли щитовидной железы, гипофиза. Подробно остальные железы внутренней секреции будем изучать в 8 классе при изучении строения человека.

Приступаем к работе по карточкам-заданиям.

Работа в группах.

Отчет групп.

При этом идет анализ работы групп, т. е.

  • 1 гр. – отвечает;
  • 2 гр. – дополняет;
  • 3 гр. – задает вопросы;
  • 4 гр. – следит за грамотностью речи;
  • 5 гр. – критики (высказывают свое мнение, делают критические замечания) и ставят оценки.

Выставляют оценки за задание №3, то есть за работу в группах и ту оценку, которую поставили критики.

В группах составить модель содержания урока.

Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности
Беспозвоночных животных Позвоночных животных
Питание

Обмен веществ

Развитие

Окукливание (гусеницы)

Изменение окраски в зависимости от среды обитания (краб)

Рост и развитие

Обмен веществ

Регуляция работы внутренних органов

Вывод: Все процессы жизнедеятельности в организме с момента его зарождения и до глубокой старости находятся под контролем и регулируются гормонами, выделяющимися железами внутренней секреции.

Проговорите друг другу модель содержания урока и вывод.

Выставляем оценку за задание №4 (самооценка, затем оценка друга).

  • Оценку "5" ставим, если друг все ответил,
  • оценку "4" – если допущена неточность,
  • оценку "3" – если допущена ошибка.

Поднимитесь, у кого "5", "4", "3".

Решена ли задача урока?

Изучили, какие вещества регулируют процессы жизнедеятельности в организме животных.

Составили модель содержания урока.

Полны ли ваши знания?

Вопрос не простой, сложный. К этой теме мы еще будем возвращаться.

IV. Конкретизация знаний

Проверим знания, полученные на уроках.

Предлагается тест.

1. Система органов, к которой относится щитовидная железа и гипофиз:

А) эндокринная

Б) пищеварительная

В) нервная

Г) выделительная

2. Химическая реакция работы организма животного осуществляется с помощью:

А) митохондрий
Б) ДНК
В) ферментов
Г) гормонов

3. Гормон избыток, которого в период роста может привести к исключительно большому росту человека до 2 метров и более, - вырабатывает:

А) поджелудочная железа
Б) надпочечники
В) щитовидная железа
Г) гипофиз.

4. В организме слона гормоны выделяются:

А) в кровь
Б) в кишечник
В) в легкие
Г) в почки

Поменяйтесь работами.

Сверим с эталоном.

  • 1 – а
  • 2 – г
  • 3 – г
  • 4 – а.

Выставляем

Выставляем оценку за задание №5 (самооценка, затем оценка друга).

  • Оценку "5" ставим, если нет ошибок,
  • оценку "4" – если допущена одна ошибка,
  • оценку "3" – если допущено две ошибки.

Поднимитесь, у кого "5", "4", "3".

Выставляем итоговые оценки за урок.

Критерии оценок:

  • если вы во время работы были активны и внимательны, то поставьте себе “5”;
  • если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны, то поставьте себе “4”;
  • если вы были не всегда активны и внимательны, то поставьте себе “3”.

Домашнее задание.

I. уровень – стр. 116 (Биология. Живой организм, 6 кл.)

Устно ответить на вопросы на стр. 121

II. уровень – стр. 116, устно вопросы на стр. 121, зарисовать схему на стр. 116.

III. уровень. Кроме вышеперечисленного еще и творческое задание.

Биологическая задача:

Почему нежелательно использовать в пищу продукты, содержащие гормоны?