Роль учебника математики в развитии коммуникативных качеств учащихся

Разделы: Математика


Нет лучшего метода сообщения уму
знаний, чем метод преподнесения их в
возможно более разнообразных формах.
(Д. Максвелл)

Переход к информационному обучению влечёт изменение роли учителя. Он перестаёт быть единственным носителем информации, а начинает выполнять функцию организатора учебного процесса в целом. Основным источником учебной информации, “хранилищем” теоретического материала по данному учебному предмету становится учебник.

В настоящее время существует большое количество разнообразных учебных пособий и различных дидактических материалов к ним. Конечно, наличие большого количества даёт простор для творчества учителя, позволяя выбрать наиболее оптимальный, с его точки зрения, учебник.

Сейчас перед школой стоит задача интеллектуального развития личности. Важную роль здесь играют:

  • навыки самостоятельного приобретения знания;
  • умение пользоваться учебной и справочной литературой;
  • навыки самообразования.

Наверное, основным критерием при выборе учебника должен стать следующий:

Учебник должен быть таким, чтобы в отсутствие учителя не просто излагать материал доступно, понятно и интересно, а обучать ученика, вести с ним диалог, быть собеседником, то есть обладать коммуникативными качествами.

Вот с этой стороны посмотрим на учебники, по которым работаем мы. Учебников полностью заменяющих учителя у нас нет. Но некоторые темы и по нашим учебникам можно изучать самостоятельно. Предлагаю вам свои наработки. В 7 классе я работаю по учебнику Ш.А.Алимова. Использую на уроках технологические карты, в целях формирования информационных умений. При изучении темы “Формулы сокращённого умножения”, я составляю план – задание, который состоит из следующих этапов:

1. Организационно-установочный этап.

Сообщение темы урока, целеполагание.

2. Организационно-деятельностный этап.

  • Актуализация опорных знаний.
  • Самостоятельное изучение теоретического материала по заданной программе. Изучение нового материала происходит по методу индукции (от простого к сложному).
  • Практическая работа. (Применение формул при раскрытии скобок, при разложении на множители, при вычислении значения выражения). Все задания данного этапа прорешиваются самостоятельно, осуществляя самоконтроль, взаимоконтроль. Самооценка и взаимооценка всей работы.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

4. Домашнее задание (творческое).

Предлагаем вашему вниманию технологическую карту урока в 7 классе по теме “Формула разности квадратов”

Цели урока:

  • формирование умений и навыков работы с формулами сокращённого умножения;
  • формирование логического мышления, сознательного усвоения материала, умение работать с различными источниками информации;
  • привитие культуры умственного труда, формирование умения осуществлять самоконтроль.

I. Разминка.

1. Найдите квадрат одночлена или наоборот:

Одночлен 4   2п     2  
Квадрат

одночлена

    36   2   49т2   81с4  

Составьте сумму и разность двух одночленов:

I а 4 8
II 5 7 с

Вспомните формулу умножения многочлен на многочлен и запишите её в тетрадь в виде схемы:

II. Изучение нового материала.

1. Пользуясь схемой умножения многочлена на многочлен из предыдущего задания. Выполните умножение и упростите получившийся многочлен:

I вариант II вариант
а) (4+х)(4-х); а) (5+х)(5-х);
б) (3х+4у)(3х-4у); б) (2х+3у)(2х-3у);
в) (а+в)(а-в). в) (а+в)(а-в).

Сравните ответ с правильным. Если ваш ответ совпадает с ним, то поставьте себе знак “+”. Подумайте, чем замечательны эти выражения? Подумайте, как проще выполнить умножение суммы двух чисел на их разность? Сделайте вывод. Составьте схему умножения суммы двух чисел на их разность и запишите её в тетрадь:

2. Прочитайте правильность чтения этой формулы в учебнике на странице 88. Итак, эта формула утверждает, что произведение разности двух чисел на их сумму можно найти более простым путём

(а+в)(а-в)=а22 или а22= (а-в)(а+в).

Имя этой формуле: формула разности квадратов.

Можно ли применить эту формулу для разложения на множители?

3. Выполните умножение по формуле: (а+в)(а-в)=а22 :

а) (2в+а)(2в-а);
б) (с+3т)(с-3т);
в) (у+6х)(у-6х).

Запишите ответ на доске. Сравните свой ответ с правильным и поставьте знак “+”, если выполнено верно.

4. Примените формулу для разложения на множители:

а22= (а-в)(а+в)

9-х2=322=(3-х)(3+х).

Разложите на множители:

I вариант II вариант

а) а2-25;
б) 81-с2;
в) 4а2-49;
а) а2-64;
б) 49-т2;
в) 16в2-25.

Выполните взаимопроверку, поставьте “+”, если верно.

5. Применяя эту формулу, можно вычислить произведение двух чисел:

61·59=(60+1)(60-1)=602-12=3600-1=3599.

Вычислите:

а) 52x48;
б) 84x 76.

Проверьте ответ, поставьте “+”, если верно.

6. В данных выражениях найдите ошибки и объясните причины их появления:

а) 9а22=(3а-2в)(3а+2в);
б) 16у2-9х=(4у-3х)(4у+3х);
в) 25т2-п2=(5т-п)(5т-п).

III. Поставьте себе отметку за выполненную работу:

“5” - если все задания с “+”;

“4” - 8,9 “+”;

“3” - 6,7 “+”.

IV. Какую новую формулу мы узнали? А какие умения мы сегодня приобрели на уроке?

V. Дома: §21, № 352-356, 359(2,4); составьте схему применения формулы.