Разработка урока химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме "Оксиды углерода"

Разделы: Химия


Цели:

  • Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
  • Продолжить формирование критического мышления, умение проводить сравнение, анализ, умение работать с учебником.
  • Способствовать дальнейшему развитию диалектико-материалистического учения: установлению причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами данных веществ.

Тип урока: Взаимообучение.

Используемые приемы и стратегии:

Приемы “Верите ли Вы?”, “Сравнительная таблица”, стратегия “Зигзаг”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Тестирование

Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:

I вариант – для алмаза. II вариант – для графита.

  1. Прозрачный, бесцветный.
  2. Очень твердый.
  3. Ковалентная неполярная связь.
  4. Не проводит электрический ток.
  5. Используют как добавку в смазке.
  6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
  7. Электропроводен.
  8. Атомная кристаллическая решетка.
  9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
  10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.
  11. Легко вступает в химические реакции при нормальных условиях.

Ответы: вариант I – 1, 2, 3, 4, 8, 10. вариант II – 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

III. Изучение нового материала:

Стадия вызова

В начале урока учитель делит класс на 4 рабочие группы по 4 человека в каждой и предлагает сыграть в игру “Верю – не верю”: ответить на вопросы и обосновать свое мнение.

Верите ли вы в то:

  • что угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород;
  • что угарный газ образуется при полном сгорании топлива;
  • что угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна;
  • что при давлении примерно 40 атм углекислый газ превращается в бесцветную жидкость;
  • что CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой;
  • что углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды.

Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

Далее учитель предлагает обратиться к этому приему после прочтения текста.

Стадия осмысления

Учитель предлагает учащимся разойтись в экспертные группы (4 группы по количеству текстов) с тем, чтобы прочитать текст (§29), обсудить его, разработать алгоритм презентации для членов рабочей группы, используя “Сравнительную таблицу”:

Линии сравнения Угарный газ Углекислый газ
Состав молекулы    
Физические свойства    
Химические свойства    
Получение    
Применение    
  • Текст для первой экспертной группы: с. 134 (1 абзац)
  • Текст для второй экспертной группы: с. 135 (2 абзац)
  • Текст для третьей экспертной группы: с. 135 (4 абзац)
  • Текст для четвертой экспертной группы: с.135 (8 абзац)

Стадия рефлексии

Учитель предлагает учащимся вернуться в рабочие группы, обменяться информацией, полученной в экспертной группе, и заполнить сводную таблицу и презентовать ее. Затем учитель предлагает снова вернуться к игре “Верите ли Вы?” и вновь обсудить предложенные вопросы.

IV. Домашнее задание: §29 (учебник “Химия -8” О.С. Габриеляна), упр №7(а), с.138.