Пути становления творческой личности, или О пользе разумного безрассудства

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство, МХК и ИЗО


Изгнанники, скитальцы и поэты,-
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог...
У птиц - гнездо, у зверя - темный лог,
А посох - нам и нищенства заветы.
Долг не свершен, не сдержаны обеты,
Не пройден путь, и жребий нас обрек
Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог...
Расплескан мед и песни не допеты.

М.Волошин. “CОRONA ASTRALIS”, №8

Данный материал может звучать как монолог перед аудиторией подросткового или юношеского возраста. Это может быть сценический монодиалог, то есть диалог-раздумье с самим собой. Это может быть партитурой с чередованием сольных эпизодов-фраз учителя и учеников, дополняемых репликами хора всей группы или всего класса. Это может быть уроком музыки или МХК, знание этих предметов весьма желательно. Основной жанр и место действия (звучания) данного текста - воспитательный час, проводимый интеллигентным и эрудированным классным руководителем с группой ребят профессиональной гуманитарной ориентации.

Читатель не обнаружит здесь универсального рецепта формирования яркой, значимой личности или путеводителя по дорогам, ведущим к вершинам творческого успеха. Цель предлагаемых наблюдений за фрагментами судеб великих мастеров искусства - поставить человека перед выбором: послушание или самостоятельность решений, покорность или дерзкий вызов судьбе, теплое место под солнцем или полет к солнцу и звездам.

Перед нами возникнет ряд портретов. В поспешной реализации планов и программ обучения мы еле успеваем запомнить основные даты и факты их биографий, как правило, не задумываясь, почему все происходило именно так, а не иначе. Попробуем сегодня остановить свой полет мимо учебного материала, примерить на себя их парики, камзолы, фраки, обдумать их выбор, их решения, их судьбу.

1685 год. Почему бы не начать с этой даты? В этом году в различных городах Европы родились 3 музыкально одаренных мальчика. Со временем они стали выглядеть так (показ портретов). Кто может назвать их фамилии?

Это Г.Ф.Гендель, И.С.Бах и Д.Скарлатти. А вот и портреты их родителей. Алессандро Скарлатти - автор свыше 100 опер, прославленный итальянский музыкант, глава неаполитанской оперной школы. Мышление обывателя услужливо подсказывает: “Рядом с таким отцом можно вею жизнь прожить припеваючи, греясь в лучах его славы и пользуясь плодами его трудов”.

А теперь посмотрим еще раз на горделивый облик его сына, Доменико. Он выбрал свой путь, работая в других странах (Португалии, Испании). Ведущим в его творчестве становится иной жанр - клавирная соната. Их в его наследии 555. В историю музыки Д.Скарлатти входит как создатель виртуозного клавесинного стиля, основоположник одного из основных жанров фортепианной музыки. Гордый успехами Доменико, Алессандро Скарлатти писал: "Мой сын - орел, у которого выросли крылья..." В наши дни оперы Скарлатти-отца ставятся сравнительно редко, а сонаты Скарлатти-сына неизменно входят в педагогический, концертный репертуар, обязательные программы исполнительских конкурсов.

Стоит ли греться в лучах чужой славы, если можно достичь успеха собственным трудом и талантом?! (Звучание в записи одной из сонат Скарлатт).

Г.Ф.Гендель родился в немецком городе Галле. Его отец, придворный лекарь-цирюльник, надеялся, что сын станет юристом, почтенным состоятельным немецким бюргером. Однако вместе с музыкальным талантом судьба наделила Георга Фридриха "охотой к перемене мест" и взрывчатым, неукротимым характером, огромной жизненной стойкостью и жаждой творчества.

Покинув Германию, он достигает успеха как композитор и исполнитель в городах Италии. Большую часть жизни работает в Англии, где преодолевает различные интриги, терпит финансовый крах и вновь достигает финансового благополучия, после апоплексического удара чудом возвращается к жизни и творчеству и завоевывает новый успех. В чужой стране, Англии, Генделю ставят памятник при жизни, его прах помещают в Вестминстерском аббатстве. Последние 8 лет жизни, будучи слепым, Гендель продолжает регулярно выступать в концертах как органист, руководит исполнением своих ораторий.

Не послушал отца. Отказался от престижной профессии, спокойной, обеспеченной жизни, жил далеко от родных... Стал великим композитором, повидал мир, реализовал свои мечты. Кредо Генделя, высказанное им в одной из бесед: "Мне было бы досадно, милорд, если бы моя музыка доставляла людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучше". Эта цель достигается его музыкой и сейчас. (Звучание в записи Пассакалии соль минор в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра).

И.С.Бах. Один из сыновей городского музыканта провинциального Эйзенаха. С 10 лет круглый сирота, воспитывающийся у старшего брата. Отсутствие родительской заботы и ласки, бедность, невозможность получения престижного образования. Обычный человек согнулся бы под ударами судьбы и смирился бы со скромной должностью и небольшим стабильным заработком. Бах ведет себя почти безрассудно. При минимальных средствах ухитряется посещать различные города Германии и слушать прославленных органистов. Получив для этого у начальства небольшой отпуск, самовольно увеличивает его. (В наши дни его бы уволили за прогул!). Но ведь в итоге он пишет органные циклы, потрясающие слушателя до сих пор! (Запись Органной токкаты и фуги ре минор).

Переезжая из города в город, обремененный многодетной семьей, Бах находит возможность для самообразования, расширения своего музыкального кругозора. Увлеченный творчеством итальянских композиторов, он создает дерзкое по замыслу произведение - "Итальянский концерт" для клавира. Композиторы до Баха, современники Баха и работавшие после Баха писали концерты для солирующих инструментов с оркестром. Бах же в своем концерте решил обойтись без оркестра и блестяще справился с этой задачей.

Композиторы XVII и первой половины XVIII века довольствовались тональностями до 4-х ключевых знаков. С появлением нового усовершенствованного инструмента возникла возможность расширить этот круг тональностей. Именно Бах первым создает грандиозный полифонический цикл - "Хорошо темперированный клавир", в котором 24 прелюдии и фуги демонстрируют выразительные возможности 24 тональностей, а через 22 года пишет еще один такой цикл.

Разве не проще быть таким, как все, писать музыку как это делают другие композиторы? Но, может быть, проще не всегда означает лучше. И сейчас музыканты всего мира играют именно Баха (запись Прелюдии До мажор из I тома "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха).

Мы вспомнили лишь несколько фактов из творческих биографий великих музыкантов 1-й половины 18 века. Характерны ли самостоятельность, индивидуальность, неординарность решений для мастеров последующих эпох?

Одной из вершин музыкального искусства 2-й половины XVIII - начала XIX века является творчество триады венских классиков. Это Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен (показ портретов).

Самый старший из них - Йозеф Гайдн. Безукоризненно аккуратный, элегантный, в напудренном парике - воплощение идей эпохи Просвещения, реализованных в конкретной человеческой судьбе. Гайдн родился в селе Рорау в семье каретника и кухарки. Из этого дома (показ рисунка) он вышел в мир. Через несколько десятилетий мир рукоплескал его сочинениям.

А ведь все могло сложиться иначе. Когда Гайдна в период ломки голоса отчислили из певческой школы в Вене, оставшись без гроша в кармане, он, казалось бы, должен был вернуться в село к отцу. Но и там его никто особенно не ждал. В 17 лет один в чужом городе Гайдн принял решение: остаться в Вене и пробиваться в мир искусства изо всех сил. Он еще не знал, мудрое это решение или безрассудное. Можно было просто погибнуть от голода. Но он выстоял - и победил. Появились знания, работа, деньги, успех.

Свыше 30 лет проработал Гайдн на одном месте в капелле князя Эстергази. Накануне 60-летия он получил предложение отправиться на гастроли в Англию. Возраст, здоровье, привычки, отсутствие знания языка - все не располагало к этой поездке. Даже Моцарт, младший друг Гайдна, отговаривал его от этой безрассудной поездки. Но Гайдн рискнул.

Итогом стали 12 "Лондонских" симфоний - вершина оркестровой музыки композитора и 2 монументальные оратории, написанные под впечатлением от лондонских концертов. Именно эти произведения Гайдна сейчас изучают и часто исполняют.

В.А.Моцарт - воплощение гениальности и безрассудства! (Портреты Моцарта и Сальери). “Гуляка праздный”, по определению Сальери, антипода Моцарта в трагедии Пушкина. Разве не безрассудно было так загружать ребенка учебой и работой, как это делал отец Моцарта. Зачем было возить маленького мальчика по всей Европе с концертами, публиковать сонаты и симфонии 8, 10-летнего автора? Не мудрено, что музыкант, ставший в детстве членом Болонской академии и получивший престижный орден Золотой Шпоры, в дальнейшем не желал мириться с деспотизмом архиепископа Зальцбурга, на службе у которого он находился. До сих пор встречаются люди, осуждающие дерзость и бескомпромиссность Моцарта. Но мы изучаем и слушаем его музыку, а не суждения его оппонентов.

Нарушая традиции, Моцарт предпочитает судьбу свободного художника в Вене, отказываясь от скромной и унизительной кормушки в Зальцбурге. Одна из самых популярных его опер - "Свадьба Фигаро" - написана по комедии Бомарше, находившейся под цензурным запретом. Самая популярная ныне симфония соль минор (№40) шокировала его современников открытостью эмоций, накалом страстей. Но мы благодарны автору за написание этих и множества других произведений. (Запись фрагмента Симфонии соль минор).

Людвиг ван Бетховен. Великий венский классик, разрушающий правила классической музыки и открывающий ее новые возможности. В Девятую симфонию он ввел хор, в оркестр - новые инструменты, к единственной опере "Фиделио" написал 4 увертюры. Его "Лунная соната" отличалась такой необычностью и новизной, что композитор дополнил определение жанра: соната в духе фантазии. Лишенный семейного счастья, безответно влюбленный, он пишет первый в истории музыки вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Многие произведения зрелого периода творчества он создал, будучи глухим. Но непоколебимая сила духа, помогала торжествовать над превратностями судьбы и ему, и многим другим.

Был слеп Гомер, и глух Бетховен,
И Демосфен косноязык.
Но кто поднялся с ними вровень,
Кто к музам, как они привык?
Так что ж педант, насупясь, пишет,
Что творчество лишь тем дано,
Кто зорко видит, остро слышит,
Умеет говорить красно?
Иль им, не озаренным духом,
Один закон всего знаком –
Творить со слишком тонким слухом
И слишком длинным языком?
(Дм.Кедрин).

Факты биографий музыкантов XIX века утверждают мысль о правомерности дерзкого непослушания, веры в свое призвание, целесообразности неординарных решений. Не желая продолжать семейную традицию и работать помощником школьного учителя, Шуберт на долгие годы ссорится с отцом, живет у друзей, которые разлинеивают ему нотную бумагу и пишет одну за другой 600 песен, 400 танцевальных пьес, 9 симфоний, ряд сочинений других жанров. Скромный, застенчивый и непослушный Шуберт так и не стал школьным учителем. Он стал великим композитором, создателем жанра романтической песни, вокальной баллады, фортепианных экспромтов и музыкальных моментов.

В пользу музыки Роберт Шуман отказался от юридической, а Гектор Берлиоз - от медицинской карьеры. Не принятый в Парижскую консерваторию, Ференц Лист самостоятельно достиг вершин исполнительского и композиторского мастерства и затем преподавал в Женевской консерватории. Джузеппе Верди посчитали недостойным обучения в Миланской консерватории. Вместо того, чтобы прислушаться к мнению авторитетных музыкантов и вернуться в родное село, он написал 26 опер. Среди них "Набукко", "Риголетто", "Травиата", "Аида", "Отелло". Эти оперы не сходят с театральных сцен уже более 150 лет. А Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди.

Быть личностью, упорно трудиться и верить в свое призвание - закон для людей всех творческих профессий. Будучи зрелыми людьми, достигшими успехов в профессиях, далеких от искусства, внезапно порывают с прошлым и погружаются в живопись Поль Гоген и Василий Кандинский. Семьи, друзья забрасывают их разумными порицаниями и советами. Уехав в другие страны, художники продолжают творить. Сейчас крупнейшие музеи мира гордятся наличием в экспозиции их картин.

Художники с тяжелыми физическими недугами, Тулуз-Лотрек во Франции, Кустодиев в России создают картины, наполненные энергией жизни и здоровья, движения, оптимизма. (Показ репродукций).

Прижизненная травля, гонения, непонимание и даже лишение гражданских прав не стали преградой на пути к читателю таких мастеров русской литературы как Ахматова и Мандельштам, Цветаева и Пастернак, Зощенко и Булгаков, Платонов и Солженицын. Они имели дерзость и талант говорить о том, что видели и переживали и о чем другие предпочитали мудро молчать.

Давайте будем стараться видеть, слышать и понимать то, что стремились донести до нас великие мастера. Прислушаемся к словам М.Горького: “Безумство храбрых – вот мудрость жизни”. Не каждый захочет и сможет стать такими, как они. Но будем благодарны им за то, что они жили и творили.

Я грущу по забытым эпохам,
И сегоднешний день мне не мил.
Почему собираю по крохам
Всеми нами разрушенный мир?

Нас история подкузьмила.
Всюду – залпы шампанским жулья
И ухмылка златого кумира
Надо всеми такими, как я... (Е. Евтушенко)