Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок чтения по теме "А.Толстой "Осень". В.Песков "Листья падают с кленов"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Ход урока

1. Организационный момент

2. Работать над чётким проговариванием слов

Дети хором и индивидуально читают скороговорки.

ба – ба – ба – из окна торчит труба
жа – жа – жа – есть иголки у ежа
за – за – за – уходи домой коза
ло – ло – ло – на улице тепло
му – му – му –молока кому?
ре – ре – ре – метём сор во дворе
су – су – су – очень холодно в лесу
та – та – та – у нас дома чистота
чу – чу – чу – молоточком я стучу

3. Проверка домашнего задания

Учитель. - Что готовили к уроку?

Дети. Выразительное чтение стихотворений Граубина “Шишкопад”, Бирюковой “Сентябрь”, Золотухиной “Лужи – зеваки”.

Несколько детей читают стихотворения.

Учитель. – О каком сне пишет Граубин в стихотворении “Сон”?

Дети. Природа засыпает в сентябре, октябре, ноябре. Если взять первые буквы названий месяцев, то получится слово “Сон”.

Учитель. - Подберите рифмы к словам “осень”, “дождь”, “ветер”, “лужа”.

На доске

осень – восемь
дождь – гость
ветер – третий
лужа – стужа

4. Творческая работа

Дети под руководством учителя коллективно сочиняют стихотворение с использованием записанных рифм.

Утром, часов в восемь,
Прилетела осень:
Зачастил вдруг дождь –
Наш незваный гость.
Сильный – сильный ветер
Дует уж час третий
Скоро станут лужи
Стеклянными от стужи.

Учитель. – Какое название дадим этому стихотворению?

Дети. “Осень”

“Пришла осень”

“Вот и пришла осень”

Учитель. – Выберите наиболее подходящее.

“Вот и осень пришла”

- Прочитайте стихотворение ещё раз.

Дети выполняют задание.

5. Тема урока

Учитель. - Многие известные поэты посвятили свои произведения этой прекрасной поре. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Алексея Константиновича Толстого “Осень”. Откройте учебник и самостоятельно прочитайте его.

Дети выполняют задание.

- Какое настроение вы чувствуете у автора?

Дети. Грустное.

Учитель. – Почему?

Дети. Листья облетели, сад бедный.

Учитель. – Поэт нарисовал картину унылую или красочную?

Дети. Можно сказать, что эта картина красочная – кругом жёлтые листья и ярко – красные кисти рябин.

Учитель. – Почему же тогда настроение грустное?

Дети. Грустное потому, что уходит лето, но краски осени могут быть яркими.

Учитель. – Какой темп чтения этого стихотворения – медленный, мелодичный или будем читать громко, торжественно?

Дети. Будем читать в спокойном темпе.

Учитель. – Почему нужно читать в спокойном темпе? Что об этом говорит?

Дети. Представим, что листья плавно кружатся в воздухе.

Учитель. – Каким словом можно заменить словосочетание “кисти ярко – красные”?

Дети. Ветки, гроздья.

Учитель. – Чем для людей знаменательна эта пора?

Дети. Сбор урожая, дети идут в школУчитель.

Два ученика выходят к доске и выразительно читают стихотворение.

6. Физкультминутка

Ветер подул: “У – у – у!” (все дуют)

Кусты низко нагнул (наклоняются)

Листья запорхали (машут руками)

Как бабочки на карнавале (кружатся)

7. Тема урока (продолжение)

Учитель. – Теперь мы познакомимся с зарисовкой осеннего пейзажа современного писателя – натуралиста Пескова, но сначала словарная работа.

Учитель объясняет слова, записанные на доске:

  • Зарисовка писателя – картина, написанная при помощи слов.
  • Пейзаж – картина, на которой изображена природа.
  • Натуралист – человек, изучающий природУчитель.
  • Беззвучно – можно услышать звуки.

Учитель по учебнику “Капельки солнца” читает зарисовку Пескова “Листья падают с клёнов”.

Учитель. – Почему автору кажется, что полёт листьев сопровождает музыка?

Дети. Листья кружатся в воздухе, как будто танцуют, поэтому кажется, что листья водят хоровод под музыкУчитель.

Учитель. – Не только писатели и поэты, но и художники, композиторы посвящают своё творчество этому времени года.

Репродукция картин И. С. Остроухова “Золотая осень”. Звучит пьеса “Времена года” -

“Октябрь” П. И. Чайковского.

Учитель. – Представьте себя в этом парке вместе с девочкой, с женщиной из рассказа Пескова, вместе с ними понаблюдайте и послушайте листопаДети.

- Удалось ли вам мысленно перенестись в лес, услышать осеннюю мелодию?

Дети. Да

Учитель. – Прочитайте этот рассказ “по цепочке”.

8. Итог урока.

Учитель. – Что мы делали на уроке?

Дети. Сочиняли стихотворение, читали стихи и рассказ про осень, слушали осеннюю музыкУчитель.

Учитель. – Какими красками можно изобразить осень?

Дети. Красными, жёлтыми.

Учитель. – А если дождь, слякоть?

Дети. Синими, серыми.

Учитель. – Что нового узнали на уроке?

Дети. Познакомились с новыми словами.

Учитель. – Чему учились?

Дети. Учились сочинять стихотворение.

9. Домашнее задание.