Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок в 5-м классе по теме "Обращение"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • сформировать представление об обращении, его роли в предложении;
  • учить находить обращение в предложение;
  • учить отличать подлежащее от обращения;
  • учить постановке знаков препинания при обращении;
  • развивать письменную и устную речь учащихся.

Оборудование: кроссворд, карточки с предложениями, карточки со схемами предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему.

Какую? Вы сами сможете назвать мне её, после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.

  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
  2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
  3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
  4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.
  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
  6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
  8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?
  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Итак, тема нашего урока “Обращение”. Эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: “Ребята, все вы талантливы!” И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это.

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего.

Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово обращение? Где? (Обращение президента – речь; обращение с животными – отношение).

IV. Словарная работа.

Обращения в речи часто сопровождаются вежливыми словами. Давайте вспомним и запишем вежливые слова.

Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, извините, благодарю.

Давайте все вместе хором произнесём эти слова.

Ребята, я надеюсь, что вы будете всегда использовать в своей речи вежливые слова.

V. Изучение новой темы.

Ребята, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

Открываем страницу 81 и читаем правило.

а) нахождение обращения в предложении:

- работа с учебником: страница 81: прочитаем предложения и назовём обращения.

- нахождение обращения на слух:

Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы назовёте обращение.

  • Здравствуй, гостья-зима.
  • Присядем, друзья, перед дальней дорогой.
  • Дети, любите родные места.

б) отличие обращения от