Дифференцированное обучение на уроках информатики

Разделы: Информатика


“Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать” (П.П.Блонский.)

Уже несколько лет мы работаем над темой самообразования “Дифференциация обучения информатики”. На фестивале педагогических идей “Открытый урок” 2005/2006 была представлена статья на тему “Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики”, а сейчас мы хотим поделиться опытом работы по проблеме дифференцированного обучения.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:

  • во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
  • во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
  • в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются  своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность  в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности.

Не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в сои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке,  могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.

Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить  по типу познания на “зрителей”, “слушателей”, “деятелей”, в зависимости от  того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному.

Влияет, конечно, на результаты обучения и пол ребёнка. Девочки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У мальчиков же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.

Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

И как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное?

При изучение нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует  вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.

Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному,  усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу.  Каждый получает справедливо заработанную оценку.

Но при делении учащихся на группы существуют как свои плюсы так и минусы. К положительным аспектам можно отнести:

  • Исключается уравниловка детей;
  • Облегчается усвоение материала в слабых группах;
  • Более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании;
  • Повышается уровень самосознания учащихся;
  • Возможность эффективно работать с “трудными”;
  • Повышается уровень мотивации учащихся;
  • Обучение ориентировано на “зону ближайшего развития ученика”;
  • Возможность помогать “слабому”.

Отрицательные аспекты:

  • Высвечивается социально-экономическое неравенство;
  • Деление детей по уровню развития не гуманно;
  • Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей;
  • Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;
  • Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
  • Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;
  • Несовершенство диагностики.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной  работе они остаются  занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

  • проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;
  • помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;
  • выполнение обязанностей консультантов  в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;
  • обобщение при подведении итогов урока.

В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы  со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать следующие методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения.

Метод Приемы преподавания Приемы учения Примеры использования
Репродуктивный Устный опрос

Упражнения на запоминание материала

Игра

Решение заданий по образцу

Повторение информации

При изучении прикладных программ пакета MOffice использование карточки-инструкции, содержащ ие алгоритм выполнения конкретных операций
Объяснительно-иллюстративный Беседа

Формулировка фактов

Сообщение

Объяснение

Показ действия

Просмотр информации

Прочтение информации

Прослушивание информации

Участие в восприятии информации

При изучении нового материала по всем разделам курса информатики, кроме печатных материалов, использование мультимедийных презентаций,

электронных справочников, учебников, энциклопедии

Частично-поисковый Эвристическая беседа

Самостоятельная работа с элементами исследования

Игра

Самостоятельные обобщения по частным вопросам

Решение познавательных задач

Составление плана самостоятельной работы

Участие в эвристической беседе

При закреплении изученного материала даются задания поискового характера (н-р, после изучения темы “Возможности Интернета” дать сравнительную характеристику систем информационного поиска Yahoo! и Alta Vista)
Проблемный Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

Разрешение проблемной ситуации

Анализ полученного решения

Выполнение логических операций

Рассказ

Осмысление учебного материала

Составление плана

Виртуальные лабораторные работы с использованием обучающих программ
Исследовательский Сопоставление с новыми фактами

Консультация

Анализ

Оценка

Организация эксперимента

Анализ известных фактов

Управление исследовательской деятельностью

Осознание учебной проблемы

Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи

Проведение эксперимента

Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением

Обобщение по проблеме в целом

Интегрированные уроки по методу проектов, результатом которых является, например, создание web-страниц, проведение телеконференций и т.д.

Предложенную таблицу можно продолжать еще очень долго, все зависит от опыта и желания учителя.

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Список используемой литературы:

  1. М.М.Безруких, С.П.Ефнмова, “Знаете ли вы своего ученика?”
  2. А.Гин, “Приемы педагогической техники”
  3. И.М.Осмоловская, “Дифференциация обучения: за и против”
  4. М.А.Смирнова “Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников”
  5. Е.С.Полат, “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” Г.К.Селевко, “Современные образовательные технологии”