Праздничные народные гулянья. 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Пояснительная записка

В учебно-воспитательной работе с детьми уроки декоративно-прикладного искусства - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников. Воспитание гармонически развитого человека средствами искусства не мыслится без приобщения к русской национальной культуре, традициям и почитания старших.

В изобразительном искусстве особую трудность вызывают уроки обобщения и систематизации знаний. Мною разработан такой урок, который охватывает несколько направлений декоративно-прикладного искусства: декор и конструкцию народного жилища, национальный костюм, народные промыслы. За основу взят русский обычай “Новоселье”, что само по себе не следует школьной программе. Также в создании урока оказали помощь педагоги школьного Центра Дополнительного Образования.

К данному уроку готовились дети последовательно, изучив все премудрости старинного жилища, изготовив большой плоскостной макет русской избы с применением вырезанок (причелины, наличники и навершие окон, полотенце, пилястры и пр.). На уроках по теме “Русский костюм” группы оформляли и украшали наряды хозяина и хозяйки – будущих новоселов. И, наконец, подарки для новоселов – предметы быта, формы которых придумывали и расписывали индивидуально или в парах.

Урок представлен в виде театрализованного представления самого праздника, с показом всех этапов, элементов и атрибутов обычая. Такая форма проведения урока формирует мотивацию на доброе отношение к старшим, учит ценить национальную культуру. Развивает коммуникативные качества, умение общаться в группе, находить общие пути и решения, подводить итоги.

К данному уроку прилагаются карточки-тесты, критерии оценки в росписи предметов, таблица оценивания (карта успешности), с помощью которой формируется умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища.

Цели:

1. Обобщить, углубить, систематизировать знания учащихся по теме: “Древнее народное искусство”

2 .Совершенствовать навыки кистевого письма Городецкой росписи и художественной отделки предметов.

3. Развивать навык общения и умения учащихся организовать свою деятельность в импровизации через групповую форму.

4. Воспитывать положительное отношение у учащихся к традициям и обычаям русского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: макет избы, выполненный учащимися данного класса, макеты Хозяйки и Хозяина в русских костюмах, выполненные в плоскостном варианте на картоне, деревянные изделия для росписи, кисти, гуашевые краски, магнитофон, телевизор.

ОФОРМЛЕНИЕ: деревянные резные изделия, выполненные учащимися нашей школы, предметы, расписанные самим учителем, имитация огня в виде нарисованной полосы, различные игрушки – атрибуты обряда “Новоселье”.

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

Орг. Момент. “Живая цепочка”.

Учитель: Давайте возьмемся за руки и мысленно поделимся друг с другом частичкой тепла своего сердца и хорошего настроения.

Урок начинается с просмотра видеосюжета, где предлагаются фрагменты различных народных праздников (Кузьминки, Масленица, Колядки и др.), участниками которых были учащиеся 7 класса нашей школы.

- По ходу сюжета определите, участниками каких праздников вы являлись?

Что это за праздники? Как они называются в целом? (русские народные праздники)

(звучит музыка)

Входят хозяин и хозяйка (в русских костюмах) и с поклоном приглашают “гостей” на праздник.

Обычай старинный гласит:
Новый мир ожидает наш дом.
Всех родных и друзей пригласим,
Чтоб уютно, тепло было в нем!

Учитель: Итак, наша изба построена. И сегодня мы собрались на праздник. Какой у нас сегодня праздник?

Дети: НОВОСЕЛЬЕ.

Учитель: А новоселье – это какой праздник?

Дети: Семейный

Учитель: Традиции этого праздника складывались веками и дошли до наших дней. Но дошли в измененном и упрощенном варианте. Некоторые элементы этого обряда все же сохранились.

И принимая приглашение хозяев, вспомним некоторые моменты. Чтобы разыграть этот праздник, надо владеть терминологией и понятиями. И какая семья-команда лучше знает эти термины, понятия, обычаи.

БЛИЦ-ОПРОС (В форме викторины между “семьями” (командами, группами). За правильный ответ группа получает фишку, балл, флажок, любой другой значок).

Сколько лет служила изба одной семье?

  • 50 – 80 лет
  • 80 –100 лет
  • 150 лет (ответ: 80 –100 лет)

2. Исключите из перечня лишнее.

Изба ставилась из следующих пород деревьев:

сосна, ель, береза, дуб. (ответ: ель, т.к. считалась деревом, которое несет отрицательную энергию)

3. Продолжите фразу: “При закладке избы на начало строительства …….” (внутри сруба избы надо было посадить молодое деревце)

4. Замужняя женщина носила головной убор - ….. (кокошник)

5. Красная стена – это …. (красивая, лицевая, выходящая на улицу красиво украшенными окнами, стена. Окна – есть глаза жилища).

6. Дом для наших предков олицетворял…… (маленькую Домашнюю Вселенную).

7. Какое значение в одеянии человека имела вышивка? (1.Украшение; 2. Оберег)

8. Назовите символические знаки, используемые в декоре избы и одежды? (крест – символ солнца, ромб –пашня, ромб с точкой внутри – засеянная пашня, косые линии, штрихи – знак Даждь-Бога, женская фигурка – Берегиня).

(СИМВОЛЫ изучались на предыдущих уроках, дети знают их изображения, назначение, изобразительную условность)

Возможен другой вариант опроса на конкурсной основе. Тест каждой группе одинакового содержания. Работа дается на время. Например, какая группа больше даст правильных ответов за 30 сек. (Приложение 2)

Итак, самой знающей семьей оказалась……(определяется по количеству полученных значков

Учитель: Приняв приглашение новоселов, мы должны вспомнить поэтапность обряда “Новоселье” и атрибуты, которые сопровождали обряд, но в вашей импровизации. (Заранее было дано домашнее задание группам подготовить инсценировку данного обряда с необходимыми элементами).

На полу перед импровизированной сценой расположена полоса “огня” как символа очищения перед входом в избу. Все участники импровизации должны пройти через этот огонь.

1группа показывает первый этап входа – “7 ночей” с животными (игрушками). Детям дано задание заранее приготовить необходимые игрушки – зверюшки.

В старину существовал такой обычай: нужно испытать безопасность жилья. Поэтому в дом человек входил не сразу. Вначале запускал животных (Приложение 1).

  • 1 ночь = кот с кошкой
  • 2 ночь = петух с курицей
  • 3 ночь = поросенок
  • 4 ночь = овца
  • 5 ночь = корова
  • 6 ночь = лошадь

и лишь на седьмую ночь в дом решался войти человек.

(Участники выходят на импровизированную сцену. У каждого в руках свой атрибут – игрушка, выполненная на уроках труда: кошка, курица для самовара, поросенок – копилка, овечка, корова, лошадь. Дети становятся полукругом и, делая шаг вперед, обозначают первую ночь, вторую…, демонстрируя атрибут своей “ночи”).

2 группа: Первыми в дом должны были войти люди, “уставшие от жизни” – старики. Далее, хозяин через открытую дверь вбрасывает клубок и, держась за веревку, друг за другом втаскивает всю семью по старшинству. (Импровизированные костюмы, импровизированные двери, клубок ниток дают возможность участникам пофантазировать в этой части праздника)

3 группа: “Домовой”. Дедушка- соседушка.

Домового пригласите,
Мягкой булкой угостите
Чтоб ваш дом стал охранять
Ваше счастье умножать!

4 группа: “Доля”. Символы обжитости должны переносить только люди молодые, имевшие детей, а не старики. Все должно способствовать богатству, прибытку, многочадию.

(Атрибуты: горшочек, свечка, иконки)

Учитель:

1. Подумайте и скажите, какие элементы обычая дошли до наших дней. Пусть даже немного в измененном или упрощенном варианте? (вперед в новую квартиру впускать кошку)

2. Возможно ли перенесение в современных условиях такого момента как перенесение очага из старого дома в новый? И почему?

3. Какой элемент обряда в измененном варианте стал в наши дни правилом хорошего поведения (уступать место и дорогу старикам).

Учитель: Также одной из традиций являлось: в дом приходить с подарками. Подарки изготавливались своими руками, т.к. вбирали добрую, положительную энергию мастера и дарили эту энергию добрым людям.

Практическая часть урока. Ваша задача сейчас довести свою работу до завершения, используя элементы оживки, разделки; насыщая этим свою композицию, делая ее более легкой оживленной. (15 – 17 мин.) (Так как это все же урок, учащиеся выполняют основной вид работы – это роспись предметов быта.. Объект работы дети выбирали самостоятельно, определяли композицию орнамента, исходя из формы предмета. Данная работа находится на завершающем этапе)

По завершении работы.

Учитель: Подарки дарятся от души и самые лучшие. Выполненные своими руками, несут положительную энергию, оберегающую силу тем, кому предназначены эти подарки. Поэтому в группе решите, определите какой подарок вы подарите новоселам. А хозяина и хозяйку просим принять подарки.

(по тем критериям, которые лежат у вас на столах и вам уже знакомы, определите самый лучший подарок, полностью завершенный. И вручите хозяевам с некоторой оригинальностью.)

  1. С переездом в новый дом!
    Пусть живется славно в нем! (1 группа вручает подарок – разделочные доски)
  2. Пусть живут на новом месте
    Счастье, радость с вами вместе! (2 группа – часы, розетки и др.)
  3. Мы желаем Вам
    Счастье в доме умножать
    Нас почаще в гости звать (3 группа вручает расписное блюдо)
  4. С переездом! С Новосельем!
    Встретим новый дом весельем! (4 группа вручает расписную балалайку)

(Подарки самые разнообразные по форме: балалайка, часы- ходики, расписное блюдо, разделочные доски, чаши, тарелки…, изготовленные на уроках трудового обучения мальчиками того же класса и расписанные на уроках ИЗО).

Хозяин с хозяйкой с поклонами и благодарностью принимают подарки.

Итог урока.

Учитель: на столах у вас лежат листы, где вы должны оценить качество своей работы и работы товарищей. Так как этот урок необычный, все изделия я просмотрю, оценю и к следующему уроку на обратной стороне ваших изделий напишу рецензию, по которой вы сможете устранить свои недоделки, ошибки, неточности. С тем, чтобы их не допускать в последующих работах.

Спасибо!

Учитель: Последним этапом Новоселья является “Застолье”, “Пиршество”. И наши новоселы всех гостей угощают пирогами (разносится пирог, предлагается гостям).

Рефлексия. Чем понравился вам урок, запомнился, какие бы элементы урока вы хотели ввести в традицию? (ответы учащихся – по цепочке)

Список литературы

  1. М. Семенова “Мы – Славяне”. С. – Петербург “Азбука” 1998
  2. Ю.С. Рябцев “Путешествие в Древнюю Русь” , - учебное пособие. Москва, “Владос” 1995
  3. Вл. Петрухин “Славяне”, - иллюстрированная мировая история. Москва, “Росмэн”. 1998

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6