Урок окружающего мира на тему: "Многогранный мир чувств" в 4-м классе (по программе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство учащихся с новыми понятиями: органы чувств, строение и роль органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания;
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • иллюстрации строения органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания;
  • таблички с названиями;
  • различные предметы (лимон, апельсин, лук, чеснок, мягкая игрушка, камертон…).

Ход урока

1. Организационный момент.

Физминутка для глаз.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний учащихся.

- С чего мы начали урок?

- Для чего нужна зарядка для глаз?

- Что такое глаза для человека?

- К каким органам они относятся?

- К какой группе относятся органы зрения? (к органам чувств).

- Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

- Сколько органов чувств у человека? Назовите их.

(Чтение диалога на с. 42. Задание 1 с. 42.)

- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи для себя на урок вы определили? Что значит многогранный мир чувств?

3. Совместное открытие знаний.

1) Орган слуха.

- Что это за предмет? (Металлофон - камертон).

- Для чего он? (Для извлечения звуков).

- Что вы услышали? (Звуки).

- При помощи какого органа вы смогли услышать звук? (Уши).

- То, что мы обычно называем ухом - это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки. Обычно мы даже не подозреваем, что ушные раковины помогают нам лучше слышать. Однако, не думайте, что они нам не нужны или предназначены лишь для того, чтобы носить на них серьги. В действительности же форма ушных раковин у слухового прохода, в который направляется звук, создают благоприятные условия для восприятия звуков речи и для определения направления звуков. В этом можно убедиться самому. Попробуйте значительно изменить форму ушной раковины - смять её рукой и вы сразу почувствуете, что определять направление звуков, особенно слабых, стало труднее. Ушная раковина улавливает звуковые волны- звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. Барабанная перепонка легко отзывается на приход звуковой волны и совершает колебания, затем передаёт эти колебания дальше - в среднее ухо. Среднее, потому что находится как бы на середине пути, по которому проходит звук. Звук волны в среднем ухе усиливается с помощью слуховых косточек: молоточек, наковальня, стремечко, соединённых между собой суставами. Усиленный звук в среднем ухе передаётся дальше во внутреннее ухо, заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о высоте и силе звука. Так мы слышим.

- Почему у нас уши парные?

- Мы определяем, где находится источник звука.

- Где находятся уши у большинства животных? С чем это связано?

- Это связано с тем, что большинство животных ведут наземный образ жизни, и они должны прислушиваться к звукам, которые идут сверху. Вы наверное замечали, что уши животных могут двигаться, Ушные раковины человека практически потеряли подвижность. Их расположение на голове позволяет лучше слышать звуки, которые идут спереди. Потому, чтобы проанализировать слабые звуки нам приходиться поворачивать голову.

- Почему у нас такое расположение ушей, а не на голове?

- Месторасположение на голове наших ушей объясняется тем, что наши предки, древние человекообразные обезьяны, жили на деревьях, где звуки шли со всех сторон.

Уши нужно беречь и соблюдать гигиену.

Гигиена органов слуха (рассказывает ученик).

В ушах нельзя ковырять спичками, булавками, другими предметами, особенно острыми. Уши надо регулярно мыть тёплой водой с мылом, тогда в них не будет накапливаться грязь. Грязь не только ухудшает слух, но и может вызвать заболевание ушей. А заболевания ушей могут привести к глухоте. Надо регулярно чистить уши: это делают туго скрученной ваткой, смоченной в тёплой воде. Уменьшают остроту слуха шумы, скрежет, шёпот, очень громкие звуки. Поэтому не кричи, не разрешай этого делать другим.

Береги уши от простуды. Слух, как и зрение, проверяй каждый год у врача. Сильно ухудшают слух курение и алкогольные напитки. При заболевании ушей немедленно обращайся к врачу.

2) Орган равновесия.

(Задание 10 с. 45. учебника)

- Слова подвижный, качающийся - к какому чувству можно отнести? (Равновесию).

- Что это за чувство?

- Орган равновесия соседствует с органом слуха. Он находиться во внутреннем ухе - преддверие и полукружные каналы. Там есть два мешочка; в них находятся чувствительные волосковые клетки, реагирующие на движение человека. Переплетаясь друг с другом, эти волоски образуют сеть, которая погружена желеобразную массу. При движении человека эта масса смещается и вызывает появление нервных импульсов, которые идут в головной мозг.

3) Орган обоняния.

Игра “Узнай предмет”. Ученик с закрытыми глазами определяет лук, чеснок, апельсин.

- Какое чувство помогло определить предмет?

- С помощью какого органа? Орган обоняния расположен в носовой полости. Если во вдыхаемом воздухе присутствуют хотя бы отдельные частицы пахучего вещества, мы почувствуем его запах. Для анализа запахов предназначен нос. На внутренних стенках носовых обонятельных полостей находятся обонятельные клетки. Чувствительность носа в первую очередь зависит от общего количества обонятельных клеток, которыми располагает человек и животные. У людей площадь стенок обонятельной площади равна всего 5 кв. см, на которых расположено около 6млн. обонятельных клеток. У собак площадь стенок обонятельных полостей достигает 100кв. см и содержит около 220 млн. чувствительных клеток. В 35 раз больше! В результате нос собаки в миллион раз чувствительнее человеческого. Есть люди, у которых нюх развит не хуже , чем у животных. Например: у охотников Сибири есть люди, которые могут в кромешной тьме свободно ходить по лесу. Обоняние помогает им ощущать запах древесных стволов и не натыкаться на них в потёмках. Слепые от рождения люди обычно обладают утончённым обонянием.

- Как же различают запах обонятельные клетки?

- Этот вопрос интересовал учёных, но окончательно разобраться в нём до сих пор не удалось. Выдвигается много теорий. В настоящее время большинство учёных считают, что пахучие вещества и чувствительные обонятельные клетки взаимодействуют как ключ и замок. На поверхности обонятельных клеток находятся лунки (ямки).Если молекулы пахучего вещества попадают в соответствующую лунку и формы совпадут, и в ней удержаться, обонятельная клетка возбуждается и посылает в мозг сигнал, что уловила определённый запах. Так мы различаем запахи. Конечно, для нас обоняние не так важно, как для животных, но и людям трудно без него обходиться. Оно предупреждает как о появлении в воздухе опасных веществ, так и о приближении приятных ощущений, например, о вкусной еде. Все вы знаете, какой безвкусной кажется еда, когда у нас насморк.

Гигиена органов обоняния (рассказывает ученик).

Надо оберегать себя от простуды. У простуженного человека начинается насморк. В это время теряется и способность чувствовать запахи. Поэтому насморк надо обязательно лечить так, как советует врач.

Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие. От этого заболевания ты можешь уберечь себя без труда.

4) Орган вкуса.

Игра “Угадай на вкус” (лимон, апельсин, шоколад).

- Какой орган помог определить эти продукты?

- Орган вкуса - язык. О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии, и принято считать, что основных вкусов всего четыре: сладкий, солёный, кислый и горький. Но всем богатством оттенков того, что называют вкусом, мы обязаны обонянию.

Опыты показали, пробуя на вкус продукты только языком, человек не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля. Вкус пищи у человека определяет химическая “лаборатория”, находящаяся во рту. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить её вкус. Присутствие соли или сахара определяется очень быстро, т. к. они быстро растворяются в слюне.

- Как определяется вкус? Поверхность языка покрыта рецепторами, которые улавливают сигналы, исходящие от пищи, они называются вкусовыми сосочками. Они расположены не только на языке, но и на нёбе, гортани. Каждый вкусовой сосочек - это гроздь из 50 клеток, соединённых с мозгом нервными волокнами. У взрослого человека около 9000 вкусовых сосочков, у детей их больше. Все вкусовые сосочки способны различать четыре основных вкуса разной частью языка.

(Учебник с. 43 рисунок языка. Задание 4.)

Гигиена органов вкуса (рассказывает ученик).

Никогда не бери в рот очень горячую и слишком холодную пищу, не пробуй незнакомые тебе продукты.

Сильно притупляют вкус простудные заболевания, курение. Поэтому простудные заболевания надо лечить по совету врача, а курить лучше вообще не начинать.

5) Орган осязания.

Игра “Определи, что это” (мягкая игрушка, кактус, холод, горячее).

- Как догадался? Что помогло? В отличии от остальных четырёх чувств, которые реализуются через конкретные органы - глаза, уши, нос, рот, осязание воспринимается по всему телу. Если мы приложим к щеке мягкую игрушку, узнаем ли мы её?

- Следовательно, органом осязания служит вся кожа. На коже находятся клетки чувствительные к холоду, теплу, давлению, растяжению, боли. Благодаря осязанию мы чувствуем прикосновение, удар; можем определить форму, размер предмета; узнать насколько он тяжёл, твёрд или мягок, горяч или холоден. Ощущение температуры или боли подсказывает мозгу, что телу грозит опасность, и нужно защититься. Например: отдерните руку от горячей поверхности, прежде чем оно успеет вас обжечь. Все раздражения чувствительных клеток кожи передаются по нервам в головной мозг. Благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия с предметами.

- Где кожа наиболее чувствительна?

- Слепые могут читать специальные книги - рельефный шрифт Брайля при помощи пальцев. На кончиках пальцев расположено множество рецепторов давления, которые с большой скоростью распознают поступающие на них сигналы.

4. Обобщение изученного.

- Как же мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Значит они разные?

- Нет, оказывается по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают. Например: от органов зрения сигналы идут к затылочной части мозга, а от слуховых - к височным. Вот почему при ударе затылком “из глаз сыплются искры”, а при ударе виском “звенит в ушах”.

(Задание 5. с. 44 учебника)

5. Подведение итога урока.

- Почему наша тема звучит “Многогранный мир чувств”?

- Мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

- Поднимите руку, кто открыл для себя сегодня на уроке что-то новое.

- Что нового узнали? Что было интересно на уроке?

- Кто больше желает узнать о чувствах, я советую прочитать книги “Я познаю мир” - “Тайны человека”, журналы “Я познаю мир”, “Древо познания”.

6. Информация о домашнем задании: ответить на вопросы с.45 учебника.