Фреймовая технология на уроках физики

Разделы: Физика


Основным противоречием современной системы образования является противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения.

В период гуманизации образования количество изучаемых в школе предметов значительно возросло. При этом беспокойство о здоровье будущего нации заставило ограничить недельную нагрузку детей прежними рамками, что привело к уменьшению количества часов используемых для изучения базовых дисциплин, в том числе, и физики. Два-три часа в неделю вместо четырех или пяти, в прежнее время, не могут дать желаемого результата без применения новых технологий. Тем более, что требования к выпускникам школ и абитуриентам при этом не только не уменьшились, а значительно возросли. Возникшие проблемы заставляют полностью пересмотреть подход к процессу обучения. Чтобы свести эти противоречия к минимуму, можно воспользоваться в своей деятельности фреймовой педагогической технологией.

Под фреймом (Колодочка Т.Н.) в дидактике понимается периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм, как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) при изучении материала, подвергающегося сгущению, создав универсальную каркасную структуру.

Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарии).

Основной признак технологии – увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени. Поэтому данную технологию можно отнести к интенсивным.

В своей преподавательской деятельности я пришла к фреймовой технологии, так как целью моей педагогической деятельности является работа на таком уровне, при котором ученик, при желании, мог поступить в ВУЗ, несмотря на мнение окружающих о его способностях.

Основной формой обучения является урок. Педагогическая наука определяет урок как систематически применяемую форму организации деятельности учителя и учащихся, целью которого является формирование и творческое развитие личности учащегося. Так как собственная деятельность ученика позволяет усвоить материал практически на 100%, главным условием успешности проведения урока и усвоения материала учащимися, должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учеников на уровне их потенциальных возможностей.

.В моем преподавании концепт представляет собой каркас, структуру подачи материала, которую можно наложить, а вернее он сам накладывается на все последующие темы. Особенность такой структуры в том, что информация о структуре, фрейма, используется без особого труда при создании следующих фреймов.

Знание структуры фрейма позволяет систематизировать большой объем информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия. Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя.

Процесс структурирования материала с помощью фреймов обеспечивает:

  • систематизацию знаний путем определения связей (“горизонтальных и вертикальных”);
  • эффективность использования рабочего времени.

При изучении первой темы учащиеся знакомятся с использованием фреймов на уроке, (занимаются репродуктивной деятельностью), их продуктивная деятельность близка к нулю. При изучении следующих тем процесс восприятия происходит быстрее, и на уроке остается время для продуктивной деятельности. За это время учащийся может:

  1. Анализировать полученную информацию (обдумывать, рассуждать, сравнивать).
  2. Синтезировать информацию (комбинировать, придумывать, творить).
  3. Проводить сравнительную оценку.

Когда фреймовый сценарий учебного материала войдет в сознание учащегося полностью, он будет применяться им автоматически, продуктивная деятельность вытеснит репродуктивную.

На первом этапе учитель активен, выполняет роль транслятора, учащийся пассивен.

На втором возможна совместная деятельность учителя и учащегося.

На третьем этапе учащиеся готовы вести самостоятельную деятельность.

На четвертом этапе учащиеся готовы помочь своим товарищам в усвоении нового материала.

Пятнадцать лет поиска своего пути в педагогике, привели меня к технологии, название которой я узнала через двадцать лет педагогического труда, когда увидела описанной, используемую мною технологию и резюме к ней: применять эту технологию может учитель, обладающий способностью системно видеть материал. Очень польщена этой оценкой и хотела бы поделиться своим опытом.

При использовании данной технологии, выделяется фрейм- “тема”, из которых состоит изучаемый в каком-либо классе курс физики. Этот фрейм состоит из следующих слотов (фрейм как сценарий учебного процесса- временной аспект):

  1. Изучение нового материала.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Решение задач.
  4. Рефлексия.

В свою очередь, фрейм “Изучения нового материала”, обязательно представляет собой совокупность следующих слотов:

  1. Знакомство с материалом темы (рациональное чтение).
  2. Составление плана.
  3. Составление конспекта темы (рефлексия).
  4. Домашнее задание.

Хочу подчеркнуть, что во фрейм изучение нового материала я обязательно включаю рациональное чтение.

Без прочтения материала учащимися вся работа оказывается только работой учителя. Это в свою очередь, ведет сразу к проблемам с дисциплиной и отсутствием внимания учащихся, но так как время урока очень ограничено, как и способность долго заниматься одним видом деятельности, то это должно быть именно рациональное чтение.

Использование рационального чтения во фрейме изучения нового материала позволяет в дальнейшем нашим выпускникам безболезненно адаптироваться в высшем учебном заведении.

Фрейм “Повторения материала” включает в себя слоты:

  • Кратковременная подготовка к ответу.
  • Ответы учителя на вопросы, вызывающие, у учащихся затруднения.
  • Ответ учащихся у доски, по плану, записанному на доске.
  • Решение задач на рабочем месте.

План также представляет собой фрейм, включающий в себя слоты:

  • Определение явления.
  • Условия существования явления.,
  • Характеристики явления.
  • Область применения явления.

Здесь фрейм используется как концепт, упорядоченная структура учебного материала.

Слот – характеристика явления, представляет собой фрейм, как концепт, и обязательно состоит из следующих слотов:

  • определение величины,
  • формула для ее определения,
  • единицы измерения величины,
  • физический смысл единицы измерения.

Я, думаю, что каждый из нас применяет данную технологию, либо частично, либо полностью весь ее арсенал, не задумываясь о ее названии.

Когда ученик впервые приходит на урок физики и ему все интересно, очень важно не лишить его этой радости познания и выбор фреймовой технологи представляется особенно удачным. Придя на второй и третий урок, где заканчивается сказка о физике и начинается трудное осмысление происходящих явлений и решения задач, ученик убеждается, что у него есть замечательный помощник–фрейм, воспользовавшись которым, он может понять этот непростой предмет. Дети с удовольствием читают материал, помогают составлять план темы, находят необходимые для записи определения и все время находятся в поиске. В кабинете нет никакого шума – все заняты работой.

С увеличением возраста и опыта, дети работают все свободней и свободней. А так как появляется высвободившееся время, его можно использовать для решения задач. Однако, готовые к уроку учащиеся хотят быть выслушанными, и обязательно ответить у доски. Я не могу лишить их этой возможности и на уроке повторения материала выслушиваю всех, кого успеваю во время урока.

Очень важно создать фрейм оценки знаний, чтобы каждый ученик знал, что его оценка на уроке зависит не от того, какое сегодня настроение у учителя, а от результатов его работы, и если он сегодня получил два то это просто эпизод его биографии, который завтра уйдет в небытие.

С решением проблемы оценки знаний, исчезает проблема взаимоотношений учителя и ученика. Решение проблемы взаимоотношений высвобождает время, которое приходилось расходовать на их выяснение, и позволяет заняться творческой работой, которая возможна лишь при взаимопонимании ребенка и учителя. Это относится, как к техническому творчеству, так и к теоретической деятельности

При этом, фрейм оценка знаний, используемый мною представляет совокупность следующих слотов:

“5” – ставится за ответ у доски, если отвечающий ответил на все вопросы плана и может ответить на дополнительные вопросы.

“4” – если при полном рассказе, учащийся слегка замешкался, упустил какую-либо тонкость или не ответил на дополнительный вопрос.

“3” – если отвечающий рассказал две трети темы.

“2” – за отказ от ответа.

В результате устных ответов дети учатся грамотно говорить, точно и понятно излагать свои мысли.

При решении задач:

  • задача в одно действие, в которой требуется лишь подставить цифры в формулу, оценивается в один балл,
  • задача, в которой из исходной формулы выражается величина, входящая в формулу в два балла,
  • задача, требующая вывода формулы, с рисунком и чертежом в пять баллов.

Зная эти требования, учащийся может за урок получить желаемую оценку, поэтому жаждущих отдохнуть на уроке бывает немного.

Каждый ученик вправе получить дополнительную оценку, ответив на вопросы заданных параграфов, и если в начальном звене изучения предмета, за эту правильно выполненную работу ставится оценка не меньше 4, то в старшем звене 10-11 класс это дает право получить тройку, не выходя для ответа к доске.

Эта технология, хороша тем, что и оценка знаний представляет собой фрейм и каждый учащийся знает, какую именно оценку он получит, выполнив ту или иную работу.

При этом никогда не возникает вопросов, почему соседу поставили одну оценку, а ему другую.

Но самый важный фрейм в работе, который необходимо создать это фрейм взаимоотношений с учащимися на своих занятиях. Он должен быть фреймом уважения учителя к своему ученику, от которого учитель не должен отступать ни при каких обстоятельствах, и тогда ему обеспечен успех в любой ситуации.

Литература:

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей._СПб.: КАРО, 2005 – 368с.

2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004г. – 96с.- (Серия “Библиотека образовательных технологий”.