Обобщающий урок "Работа с офисными программами"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Демонстрация тесной связи многих предметных областей: компьютерного делопроизводства, информатики, математики, экономики, а также применения знаний из этих областей во многих профессиональных сферах нашей жизни;
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умение использовать дополнительную литературу
  3. Обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями
    (использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций);
  4. Повышение интереса к изучению следующих предметов: информатика, математика, экономика;

Тип урока: обобщающий

Используемая технология: деловая игра

Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, познавательная, исследовательская

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание информационной культуры
  • Учебная - цель урока состоит в том, чтобы развивать интерес к решению задач нестандартного вида, сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью электронных и бумажных документов: таблиц, презентаций, статей и т.д.
  • Развивающая - развитие логического мышления, памяти, умения работать с офисными программами, приблизиться к работе в офисе, знакомство с компьютерным делопроизводством
  • Познавательная - знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.

Оборудование:

  • Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, на видном месте висит табличка с названием фирмы, ученические парты составлены в виде одного большого стола, покрытого скатертью;
  • визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре : директор, начальник отдела №1, №2, №3, №4, сотрудник, секретарь;
  • таблички: «Директор», «Отдел №___», «Начальник отдела», «Бюро информационных технологий», «Секретарь»;

Подготовительный этап

Целью урока в форме деловой игры состоит в том, что перед учениками ставиться задача распределения обязанностей при работе с офисными программами, и решения определенного вида заданий, которые распределяются среди работников фирмы.

Ход урока

1. Актуализация деятельности учащихся:
сообщить план урока (план рабочего дня офиса, распределение обязанностей среди сотрудников фирмы, обсуждение поставленной проблемы, практическая работа с применением полученных знаний)

2. Анализ занятий по данной теме в 11 классе (что делали, результат)

3. Проверка сформированности умений и навыков – выполнение заданий по отделам;

Класс делится на команды (отделы) по 3 человека в каждом отделе

(включая начальника отдела) Выбираются директор фирмы, начальники отделов- которые набирают себе сотрудников в отдел, секретарь фирмы. На каждый отдел (а их всего пять) предусмотрено 2 компьютера .Один компьютер для директора фирмы и секретаря. (В классе 11 компьютеров)

Инструкции участникам игры:

Директор - осуществляет руководство работой всех отделов, имеет решающий голос , несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов, готовит премиальный фонд для поощрения сотрудников.

Начальники отделов- распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдает выполненную работу директору фирмы.

Сотрудники - получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.

Секретарь - следит за режимом работы всех сотрудников, следует режиму работы офиса.

Организационный момент:

Учитель информатики:

Изучая информатику, можно решить самые различные задачи, в первую очередь, расчетные.

Но кроме расчетов, в экономике необходимы и другие умения и навыки, например, правильно напечатать отчет и составить списки работников, иными словами, уметь напечатать какие-либо документы, красиво оформить отчет, заказ и т.д.

Мы с Вами изучили основные возможности офисных программ, и сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Мы будем представлять фирму, занимающуюся аналитической деятельностью. Написать и оформить статью в газету, правильно и красиво оформить презентацию. Эти заказы мы распределим по отделам, начальники которых предоставят отчеты о выполнении заказа к указанному сроку, а также о работе своих сотрудников.

Цель данного урока- это прежде всего закрепление знаний и умений практической работы с офисными программами, развитие Вашего творческого воображения и формирование операционного мышления, ну и конечно же применение Ваших навыков работы на компьютере, приближенных к производственной деятельности в составлении расчетных таблиц, работе с текстовым редактором, созданием презентаций.

Задание №1 от зав.столовой школы

Рассчитать таблицу расходов по буфету в школе на неделю: проезд, буфет, канц.товары, книги. Подсчитать сумму расходов на приобретение данных товаров на каждый день, общий итог за неделю по отдельным наименованиям.

Построить круговую диаграмму расходов по дням недели, выразив в % соотношении по сравнению с общей суммой расходов.

Построить гистограмму, где указать расходы по статьям доходов

(общий итог за неделю)

  понедельник вторник среда четверг пятница
проезд 20 руб 25 руб 20 руб 25 руб 15 руб
буфет 200 руб 150 руб 300 руб 250 руб 200 руб
канц. товары 100 руб 50 руб 75 руб 150 руб 25 руб
книги 50 руб 400 руб 150 руб 300 руб 150 руб

Задание №2 от зам.директора по УВР

По результатам административно-контрольной работы по алгебре высчитать среднюю отметку по данным учащимся (по каждому отдельно)

Высчитать средний балл по данным учащимся и процент качества знаний.

Построить гистограмму по выявлению процента качества усвоения материала по каждому ученику отдельно.

Ф.И.О.

1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
1 Егорова Ольга 4 4 3 5 3
2 Валько Ирина 3 3 4 3 3
3 Елькин Андрей 3 2 4 2 3
4 Ефимова Ксения 5 5 5 5 4
5 Капоров Артем 4 3 4 4 3
6 Никитин Владим. 4 4 3 3 2
7 Реутова Мария 4 5 5 5 5
8 Сабанцев Василий 3 3 2 4 3
9 Вершинин Андрей 3 3 4 4 3
10 Павлов Владимир 4 4 3 3 3

Задание №3 от директора школы

Составить презентацию о результативности работы школы за три года. Презентация должна состоять из 5 слайдов, выполненных в строгом стиле, включая эмблему школы, графики, диаграммы, фотографии школы. На первом слайде- фотографии школы название школы , на втором слайде показать основные направления деятельности школы, на третьем слайде представить качественный состав педагогических работников школы в виде таблицы, на четвертом слайде представить результаты качества обучения за три года в виде столбчатой гистограммы, на пятом слайде – таблица, в которой представить Ф.И.О. учащихся, получивших оценки отлично за «3» года по классам.

Приложение 1

Задание №4 от учителя химии

На основе исследований , проведенных учениками школы в кабинете химии , создать презентацию под названием «Влияние углекислого газа на организм человека», состоящую из пяти слайдов . На первом слайде поместить название исследовательской работы, на втором слайде цели и задачи исследования, на третьем слайде поместить ход исследования, на четвертом слайде поместить гистограмму с результатами исследования, на пятом слайде – выводы по результатам исследования.

Приложение 1

Задание 5 от учителя русского языка и литературы

  1. Необходимо подготовить статью «Результаты учебной деятельности в школе за учебный год»
  2. При верстке статьи учитывать:
  3. Параметры страницы: верхнее поле 2,0 см, нижнее поле 1,5 см, левое поле- 1,5 см, правое поле- 1 см, переплет 0,5 см, размер бумаги А4, ориентация книжная.
  4. Установите размер подзаголовков- 14 пт, полужирный, выравнивание по левому краю.
  5. Расположите текст в соответствии с образцом.
  6. Создайте верхний колонтитул, в котором напишите название школы, тему статьи, дату верстки статьи.
  7. Создайте нижний колонтитул в котором впишите фамилию автора статьи, расстояние от нижнего колонтитула – 2 см.
  8. Создайте буквицу (размер 36 пт).
  9. Вставьте соответствующие рисунки и таблицы.
  10. Подготовьте файл к печати и распечатайте полученную статью на принтере.

Задание директору

Распределить сэкономленные средства между сотрудниками бюро.

Расчет произвести в размере 50% от оклада

Необходимо уложиться в сумму 40 000 рублей

Должностные оклады :

Директор -6 000 рублей
начальник отдела -5 000 рублей
сотрудник -4 000 рублей
секретарь -3 000 рублей
Число сотрудников:             
директор -1
начальники отделов -4
сотрудники -6
секретарь -1

Распределить оставшуюся сумму по отделам за оперативность выполнения заданий из расчета премии не больше 25 % от оклада сотрудников отделов

Составить таблицу списочного состава фирмы по отделам с указанием оклада сотрудников

1-й отдел

2-й отдел

3-й отдел

4-й отдел

-

-

Подведение итогов:

Вечерняя планерка. (учитывается)

  1. Степень активности ребят в группах.
  2. Уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе.
  3. Оценивание работы каждого с помощью учащихся, выполнявших функцию руководителей фирмы.
  4. Рекомендации к совершенствованию.

Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с применением проблемно- исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся.

При использовании данной технологии каждый учащийся опирается в своих суждениях на собственный багаж знаний и приобретённый опыт.

Ценность данного урока- приближение изучения темы «Офисные программы» к производственному выполнению расчетов, статей, презентаций, а также решение стандартных математических задач нестандартным способом- с применением компьютерных технологий. Этим мы побуждаем интерес к изучению предмета и показываем его нужность в реальной жизни.

На занятии были созданы условия, побуждающие учащихся к активной деятельности через востребованность своих знаний, которые коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании. Данная технология воспитывает уважение к самому себе: учащихся наглядно видит, как его мысли гармонично дополняют мысли других и тем самым позволяют более многогранно осветить тот или иной вопрос.