Урок МХК. Тема: "Творцы красоты". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель:

1. Формировать у учащихся понятие красоты как эстетической категории и её проявлений в природе, в произведениях искусства.
2. Формировать знания и умения детей о положительном влиянии красоты на ум, сердце, душу человека.
3. Вызывать потребность дарить красоту всем окружающим.
4. Продолжать воспитывать такие нравственные качества, как любовь, доброта, отзывчивость.
5. Пробуждать эстетические чувства и интерес к художественной, музыкальной деятельности.
6. Способствовать развитию творческих способностей каждого ребёнка.

Оборудование:

1. Плакат “В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. А. П. Чехов.
2. Грамзапись М. И. Глинки “Вальс – фантазия” (фрагмент).
3. Портреты М. И. Глинки, А. С. Пушкина.
4. Альбомы с репродукциями картин Васнецова, Репина.

Картины: А. Шилов “Людмила Семеняка”, А. Шилов “Машенька Шилова”.

Ход урока

1. Ребята, вы как всегда прекрасны. У вас хорошее настроение, открытый взгляд. С вами всегда приятно общаться…

2. Читаю стихотворение Б. Заходера “Что красивей всего?”

Ребёнок спросил ни с того, ни с сего:
-А ну-ка скажи, что красивей всего?
Да, вот так вопрос:
“Что красивей всего?”
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.

Деревья и Травы
Сказали в ответ:
-Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
-Да что же прекрасней
Ночной темноты?! –
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…

- Леса!… -
Отвечали мне
Волк и Лиса,
Орёл свысока процедил:
- Небеса!

- По-моему, море! -
Ответил Дельфин.
- Мой хвост, без сомненья! -
Крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька –
Отвечает Цветок!
Спрошу у Цветка –
Говорит Мотылёк!

Кто славит поля,
Кто – полярные льды.
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды…

А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и травы…

И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос: “Что красивей всего?”

- Почему ответы на вопрос “Кто красивей всего?” были такие разные?

- А почему автор не сумел ответить на этот вопрос?

- А как вы думаете, что красивей всего?

Давайте вместе ответим на этот вопрос.

(Ответы детей)

Б. Заходер – русский поэт, писал стихи, сказки, пьесы для детей, переводил детские произведения зарубежных писателей. Говорил, что все дети мыслят по – взрослому.

3.- А вам приходилось встречаться с красотой? Как вы это определили? (Радость, приятные чувства…)

4.- Ваше мнение: “ красивый человек.”

- А каждый ли человек красив?

Поисковая деятельность:

Предлагаю записать слово человек и самостоятельно ассоциации к выражению “красивый человек”.

1) Совместное обсуждение. Запись.

2) Игра “Назови друга”. Дети встают в круг.

“Комплимент” – сказать своему товарищу красивые слова. (Добрый, внимательный, заботливый, красивые глаза).

Вывод на плакате: “В человеке должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

А. П. Чехов.

5. Музыка Михаила Ивановича Глинки “Вальс – фантазия”. (Фрагмент).

Высказывания детей.

- Красивое произведение?

- Ваше настроение после прослушивания музыки? Какие чувства вы испытывали?

- Что вам хотелось бы сказать об этой музыке? (Танцевальная, вальс, прозрачность, воздушность, задорная, темп быстрый, сменяется медленным, грустная, контрастная).

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) родоначальник русской классической музыки, современник Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Выдающийся русский искусствовед В. В. Стасов в 1901 году писал: “Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба талантливы”.

Это был человек необыкновенной душевной щедрости, умеющий видеть и слышать красоту.

А как вы думаете, в какие времена появилась на Земле Красота? (Давным - давно).

6. Театрализация сказки “Красота Ненаглядная”.

Высказывания детей. (Сказка. Есть начало – зачин. Игрок. Добро побеждает зло).

“Автор:

В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.

Красота:

- Где пойду – там всё оживает, расцветает, радостью наполняется.

Пройду по полю – красивый ковёр из цветов вырастает. Взгляну на небо – радуга своим многоцветьем заиграет. А людям – звоночки – колокольчики дарю.

Автор:

Появится Красота Ненаглядная среди людей – добрее, внимательнее они становятся.

Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить.

Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила.

Тьма:

Заморожу в душах людей колокольчики – звоночки. Перестанут они видеть и слышать красоту.

Автор:

И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.

Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.

Поэт:

- Почему печальна ты, Красавица?

Красота:

- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки – колокольчики.

Музыкант:

- Я научу их слышать и понимать музыку.

Художник:

- А я видеть и изображать красоту.

Поэт:

- А я – умению сочинять прекрасные стихи.

Автор:

- И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки – колокольчики.

А там, где удастся им разбудить звоночки – колокольчики, становятся они как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами умеют дарить всем красоту.

Прислушайтесь, может быть и в вашем сердце живут звоночки – колокольчики?”

- Какие помощники помогли Красоте Ненаглядной разбудить звоночки – колокольчики в душах и сердцах людей? (Художник, поэт, музыкант).

7. Ребята, когда я общаюсь с вами, вашими учителями, родителями, много о вас узнаю.

Недавно познакомилась с паспортом вашего класса и была приятно удивлена, сколько учеников вашего класса посещают художественную школу, школу искусств, различные кружки. Будущие великие музыканты, художники, писатели.

Вы, наверное, много умеете? И умеете дарить красоту другим. Давайте попробуем.

8. Творческие группы по выбору:

-рисуют
-сочиняют стихи.

9. Итог. Поделитесь, порадуйте всех своим талантом. Выставка рисунков, чтение стихов.

10. Конверт с письмом. Подарок.

“Вы представляете собой нечто новое в этом мире. Никогда, с самого начала времени, не было другого человека, такого в точности, как вы; и на протяжении всех будущих веков никогда не будет полного вашего подобия… Радуйтесь этому. Используйте наилучшим образом то, что дала вам природа…”
Д. Карнем.