Интегрированный урок (информатика и ИКТ + география) по теме: "Численность и воспроизводство населения. Применение электронных таблиц MS Excel для графического представления демографических данных"

Разделы: География, Информатика


Тип урока: Бинарный урок - модуль, с применением современных компьютерных технологий

Вид урока: Комбинированный (география и информатика)

Технология: Личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская

Оборудование: Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением MS OFFICE; Схемы, таблицы, иллюстрации, журналы «ГЕО», учебник, атласы.

Цели урока:

1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
3. Ознакомление с проблемами динамики роста населения, продолжительностью жизни и ее качеством и демографической политикой государств мира;
4 .Обучение школьников применению современного программного обеспечения в решении нестандартных задач.

Задачи:

Учебная: Изучение и закрепление понятий, связанных с типами воспроизводства населения и основных навыков работы с электронными таблицами;

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационное начало: постановка цели урока
  3. Объяснение учителя (география)
  4. Объяснение учителя (информатика)
  5. Деление класса на две группы: практикум по географии - информатике (перемена групп)
  6. Практикум по информатике - географии
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Модуль 1 «История развития человечества» (объяснение учителя)

Известно, род Homo возник в Африке 40 тыс. лет назад. Появлению первых людей предшествовала длительная эволюция, растянутая по времени на миллионы лет, 3,5 млн. лет назад - антропоиды (дочеловеки, или человек-обезьяна). 1,5 млн. лет назад их сменили ранние люди, которые уже могли трудиться и умели поддерживать огонь (человек трудяга). 100 тыс. лет назад появились неандертальцы - первобытные люди, названные так по местонахождению в долине Неандерт Германии (человек новатор). 40 тыс. лет назад появились современные люди кроманьонцы названные по местонахождению останков в деревне Кроманьон во Франции (человек творец). Путешествия первых людей растянулись на долгие тысячелетия, были полны опасностей и великих событий, о которых ученые спорят до сих пор. Известно только, что 25 тыс. лет назад люди уже жили в Америке, Австралии, Океании, освоили пространства Арктики, (к тому геологическому времени, к антропогену, дно многих морей приподнялось, осушилось, превратилось в перешейки). Теперь ясно, что путь людей при расселении лежал через Сахару, через высокие горы Альпы, а чтобы попасть в Австралию, им пришлось взяться за весла. [стр. 82 Гео №9/2005] Когда люди достигли Европы, огромная ее часть лежала подо льдом. Чтобы выжить, они изменили образ жизни и орудия труда. [cтр. 84 Гео №9/2005] Мысль осесть в одном месте, пахать землю и разводить скот могла прийти в голову только Homo Sapiens. [cтр. Гео №9/2005] Среда обитания, различие природных условий вызвали различия внешнего облика людей. Антропологи - ученые, изучающие происхождение и эволюцию человеческого рода, разделились во взглядах на генезис человека: одни из них считают, что человек появился в Африке в одном месте на Земле -это моногенисты. Другие считают, что разные расы людей произошли от разных человекообезьян - это полигенисты.

Но как бы там ни было, к началу новой эры на Земле, то есть 40 тыс. лет назад -нас было 1 млн. чел, в 2 раза меньше, чем во всем Приморском крае Дальнего Востока сейчас. С тех пор выделяют 2 периода развития человеческого общества:

До XVII в - аграрная цивилизация

До XXI в - индустриальная цивилизация.

Модуль 2 «Динамика численности населения Земного шара» (совместная работа учитель -ученик)

  1. открыть учебник на стр.55
  2. анализ рисунка
  3. рассмотреть таблицу:

Рост численности населения в XIX -XX вв.

1820 1 млрд
1931 2 млрд
1960 3 млрд
1975 4 млрд
1987 5 млрд
1999 6 млрд

4. анализ таблицы с выводом: Человечество стремительно выросло количеством в XX веке.

5. рассмотреть таблицу №2 блока 4 (в учебнике)

6. сделать вывод о том, в каком регионе Земли быстрее всего
растет население в XX веке.

7. работа с учебником

8. Вопрос: Что такое воспроизводство населения?

9.. Типы воспроизводства (запись в тетрадь):

  • Традиционный
  • Переходный
  • Современный

Традиционный соответствует II типу воспроизводства, демографический взрыв с высокими показателями рождаемости и смертности.

Это I демографическая фаза, характерная для расширенного воспроизводства.

Современный -I тип воспроизводства, характерен для развитых государств с низкими показателями рождаемости и смертности, что соответствует III демографической фазе с прямым воспроизводством.

Переходный тип соответствует II демографической фазе; здесь высокая рождаемость при низкой смертности.

10. проанализировать рис.13 стр.57 в блоке 4 учебника, сделать вывод о распределении типов воспроизводства по территории Земли.

Модуль 3.1. «Продолжительность жизни населения как один из важных демографических показателей » (совместная работа ученик - учитель)

1. Рассмотреть столбиковые диаграммы рис 14, ответить на вопросы:

а) В каких регионах Земли самое молодое население?
б) Самое старое? Почему?
в) Каким типам воспроизводства они соответствуют?

2. рассмотреть таблицу о средней продолжительности жизни населения на земле и сделать вывод:

Страна Максимальные показатели Стана Максимальные показатели
Андора 84 Сьерра-Леоне 37,5
Сан -Марино 81 Гвинея -Бисау 38
Япония 80 Руанда 39
Австралия 80 Уганда 42
Швеция, Швейцария 79 Малави 43
Канада, Исландия 79 Афганистан, Гвинея 44

3. Среднюю продолжительность называют ожидаемой -т.е. она усредненный показатель жизни поколения. Это показатель является одним из основных для характеристики качества жизни населения.

Качество жизни населения изучается экспертами ООН и еще включает в себя:

  • экономическое развитие
  • экологическую ситуацию, калорийность питания
  • уровень безработицы
  • свободу слова
  • уровень преступности
  • уровень образования

4. Рассмотреть таблицу, выбранную по некоторым странам мира по уровню образования, и сделать выводы

Число неграмотных и уровень неграмотности в мире в 1990г.

Группы стран, регионы Число неграмотных взрослых, млн.чел. Уровень неграмотности, %
Экономически развитые страны

42

4,4

Развивающиеся страны, в том числе Африка южнее Сахары 920 138 35,1 52,7
Арабские государства

61

48,7

Латинская Америка

44

15,2

Восточная Азия

280

24,0

Южная Азия

397

53,8

Доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет

Страна Доля, %
США 24
Канада 15
Дания 13
Австралия 12
Швеция 12
Великобритания 11
Новая Зеландия 11
Франция 10
Испания 10
Греция 10
Финляндия 10

Модуль 3.2. «Демографическая политика разных государств мира»

Демографическая политика -система мер с целью решения проблем населения.

Меры: экономические, правовые, пропаганда

1. Составить таблицы (устно)

Если правительство заинтересовано в увеличении численности населения страны Если правительство вынуждено уменьшить численность населения страны (составляют учащиеся)
Экономические меры: Льготы Премии Выплаты  
Политические меры: Награды Повышение статуса Женщины -матери  
Пропаганда: Реклама Очерки Статьи Фильмы Прославление Планирование семьи Создание центров «Мать и дитя»  

Вывод: демографическая политика любого государства направлена на улучшение качества жизни населения.

Сценка 1 (участвуют 2 ученика): Встречаются два старых друга, которые не виделись два года. Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес» и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя все тоже старенький «Пежо»?

Первый: Да! Да! Старенький автомобиль, милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Да что мы все обо мне? Говорят, ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!...

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей!

Сценка 2 (участвуют 2 ученика): Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне бы хотелось поговорить с тобой о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате –телевизор, есть видео. Скоро сложим все запрлаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

Вопросы классу:

1) В каких странах могут происходить данные сцены?
2) К какому типу воспроизводства населения можно их отнести и почему?

2. Рассмотреть качество жизни по оценке экспертов ООН в некоторых странах мира и проанализировать ситуацию:

Города Показатели Токио Нью- Йорк Лондон Москва Сеул Рио-де-Жанейро Мехико Бомбей
Стоимость питания 9 10 10 6 6 8 5 2
Жилищные условия 5 9 8 3 2 6 2 1
Качество жилья 10 10 10 10 10 8 8 6
Развитие связи 7 8 7 6 3 1 1 1
Образование 10 10 5 10 9 4 5 3
Здравоохранение 10 10 10 9 9 7 7 5
Уровень шума 7 3 3 5 4 4 5 6
Уличное движение 6 1 1 7 2 4 1 1
Чистота воздуха 7 5 7 3 3 8 2 3
Общественная безопасность 10 4 8 5 10 1 2 7
Общий рейтинг (сумма баллов) 91 70 69 64 58 51 38 35

3. Вывод по Модулям 1 - 3 вы сделаете, ответив на вопросы:

  • В XX в. изменения произошли в населении мира. Какие?
  • Какой тип воспроизводства называется «демографическая весна»?
  • Какой тип воспроизводства называется «демографическая зима»?
  • В чем сущность демографической политики разных стран?
  • Ущемляет ли сдерживающая демографическая политика права населения?
  • Ваш прогноз - как будет жить население на планете Земля в XXI веке? Счастливо? Мирно?

Модуль 4. «Применение электронных таблиц для графического представления демографических данных» (объяснение учителя)

I. Краткий инструктаж по технике безопасности

  1. Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютер;
  2. Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;
  3. Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом, класть на клавиатуру посторонние предметы;
  4. Нельзя ходить и вставать со своего места без разрешения учителя.
  5. Соблюдайте расстояние от экрана монитора 50-60см.

II.Типы графического представления данных:

Города, округа Численность населения Число учебных заведений Кол-во учащихся
Владивосток 20680 12 1723
Хабаровск 13757 8 1719
Никольск-Уссурийский 13220 3 4407
Юж.-Уссур. округ 75922 27 640
Уссур.казач. 17490 27 640
По области 205885 147 1401

См. Приложение1

1. Гистограмма «Число учебных заведений городов Дальнего Востока в 1899г.»
2. Круговая диаграмма «Численность населения городов Дальнего Востока в 1899г.»
3. Нестандартная гистограмма «Количество учащихся»
4. Кольцевая «По области»

Сделайте вывод о назначении и свойствах графиков и диаграмм.

Модуль 5. «Практикум» (география)

1. проанализировать таблицу численности населения по регионам
в 1990-2025гг. и ответить на вопросы:

В каком регионе численность населения будет расти самыми
высокими темпами?

  • Самыми низкими темпами?
  • Почему?
  • К каким последствиям это приведет?

2. Пользуясь таблицей, постройте график изменения численности населения в разных регионах мира по годам (по вертикальной оси откладывайте численность населения, по горизонтальной оси - годы).

Мир, регион Население, млн.чел. Доля, %
1990г. 2000г. 2010г. 2025г. 1990г. 2025г.
Весь мир 5292 6251 7190 8465 100 100
Зарубежная Европа 498 508 513 512 9,4 6
Зарубежная Азия 3108 3698 4226 4890 58,8 57,8
Африка 648 872 1148 1581 12,2 18,7
Серная Америка 276 295 312 333 5,2 3,9
Латинская Америка 448 540 631 760 8,5 8,9
Австралия и Океания 26 30 34 39 0,5 0,5

Модуль 5. «Практикум» (информатика)

1. Ввести в электронную таблицу данные по естественному приросту в Приморском крае (на 1000 чел.) образцу: см. Приложение2

2. Построить с помощью Мастера диаграмм:

  • гистограмму;
  • круговую диаграмму;
  • график по своему выбору для этого в пункте ВСТАВКА выбрать пункт ДИАГРАММА, выполнить 4 шага мастера.

Литература:

  1. Е.Н. Толмачева «География, 10 класс. Поурочные планы», ч.I, изд. «Волгоград», 2002г
  2. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира», изд. «Учитель», 2005г
  3. Р.Х. Хабибуллин «Раздаточные материалы по географии», изд. «Дрофа», 2002г
  4. Г.Н. Элькин «Экономическая и социальная география мира, 10 класс» методическое пособие, изд. «С-П Паритет», 2002г
  5. О.И. Ануфриева «Экономическая и социальная география мира, 10 класс» методическое пособие, изд. «Учитель», 2001г