Открытый урок с использованием игровой технологии по теме "Арифметические основы ЭВМ"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок с использованием игровой технологии.

Цели урока:

  • обучающие:
    • повторение, углубление и обобщение знаний об арифметических основах ЭВМ;
    • закрепление программного материала применительно к неординарным ситуациям;
  • развивающие:
    • развитие памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;
    • развитие у школьников умения излагать свои мысли;
    • развитие творческого мышления;
    • развитие интереса к предмету;
  • воспитательные:
    • воспитание ответственности;
    • формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения;
    • воспитание уважения к сопернику, умения работать в группе;
    • воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Оборудование: раздаточный материал (Рисунок 1), сигнальные карточки, карточки с буквами, компьютеры, презентация (Приложение 1), файл Excel (Приложение 2) .

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Звучит музыка.

Сообщение темы урока и его целей. (Приложение 1, содержит управляющие кнопки, используется на протяжении всего урока).

“Итак, мы повторяем основные понятия и приемы работы с числами в позиционной системе счисления, кодирование информации, применяем знания в нестандартных ситуациях”. Объяснение условий игры. Представление жюри. Формирование команд. Выбор капитанов.

2. Игра.

1-й этап. “Стартовый капитал”.

1) “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.

Задание. Раскодировать фамилию автора строк, за указанный промежуток времени.

Кодировка Windows. (Ответ. Горький). (Приложение 2). Лист: Автор.

2) Проверка домашней работы. (Приложение 2). Листы: Дом. работа 1-4, Дом. работа 4-5.

Если остались вопросы по домашней работе: Лист: Решения.

2-й этап. “Немного поэзии”

1) Задание. Написать формулу, связанную с числами считалочки. Дать ее полное название.

(Ответ. N=2i , формула обратная формуле Хартли.)

Слон живет у нас в квартире.
В доме два, подъезд четыре.
По часам привык питаться —
Утром в восемь, днем в шестнадцать.
Съест на завтрак непременно
Тридцать две охапки сена,
После утренней прогулки —
Шестьдесят четыре булки.
На обед ему приносим
Огурцов сто двадцать восемь.
Помидоров может съесть
Двести пятьдесят и шесть,
Съесть блинов пятьсот двенадцать,
Это если не стараться.
А замесишь на кефире —
Тысячу двадцать четыре.

2) Прочитать числа: 1102, 548, 1DA16.

Задание. Какую ошибку допустил автор, составляя стихотворение?

(Ответ. Произношение соответствует десятичной системе счисления.)

А. Стариков “Необыкновенная девочка”.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.

3-й этап. “Экскурс в историю”

1) Звучит музыка. Немецкий философ, математик, физик Готфрид Вильгейм Лейбниц (1646-1716) создал "ступенчатый вычислитель" - счетную машину, позволяющую складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать квадратные корни, при этом использовалась двоичная система счисления. Начиная со студенческих лет и до конца жизни, он занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии.

“Черный ящик”. Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.

Задание. Что выпустил Лейбниц в честь двоичной системы счисления? Разгадать ребус.

(Рисунок 1). (Ответ. Медаль.) На ней изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 15 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления.

2) Древнеегипетская десятичная система возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Бумагу заменяла глиняная дощечка, и именно поэтому цифры имеют такое начертание. Например, чтобы изобразить 3251 рисовали три цветка лотоса (три тысячи), два свернутых пальмовых листа (две сотни), пять дуг (пять десятков) и два шеста (две единицы). Величина числа не зависела от того, в каком порядке располагались составляющие его знаки: их можно было записывать сверху вниз, справа налево или вперемежку.

Задание. Запишите число 1236 в древнеегипетской системе счисления. Является ли древнеегипетская система счисления позиционной? (Ответ. Непозиционная, т. к. величина числа не зависит от расположения знака.)

4-й этап. “Игра слов”

1). Конкурс капитанов.

Задание. Составить слово, используя все 10 букв. Объяснить его значение. (Ответ. Аналоговый (непрерывный звук), Дискретный (прерывный/цифровой звук)).

2). Конкурс для команд.

а) Угадать слово. Это:

  1. Число, характеризующее позиционную систему счисления;
  2. Причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо;
  3. Сторона трапеции.

(Ответ. Основание)

б) Выбрать правильный ответ, используя сигнальные карточки. Пиксель это…

  1. Звуковой сигнал в компьютере;
  2. Минимальный элемент изображения на экране;
  3. Единица измерения высоты символов;

(Ответ. 2, минимальный элемент изображения на экране.)

в) Как называется программа-приложение, которая перекодирывает тексты?

  1. Контролер
  2. Конструктор
  3. Конвертер

(Ответ. 3, конвертер.)

г) Дано число 0,453 * 10 -2 . Назвать вид числа.

  1. Нормализованный
  2. Приведенный
  3. Нормальный

(Ответ. 1, нормализованный.)

5-й этап. “С нами математика”

1) Какая самая лучшая глубина цвета на ПК в классе? (Ответ. 32 бит)

Кроме известных единиц измерения информации существует экзотическая коротышка - четырехбитный ниббл.

Задание. Переведите 32 бит в нибблы. (Ответ. 8 ниббл)

2) Задание. Представьте число “- 18” в памяти ЭВМ. (Ответ. 11110011)

3) Задание. Выполнить умножение: 11012 * 112 (Ответ. 1001112)

4) Задание. Перевести:

а) 3Е16 = Х10 (Ответ. 6210)
б) 6510 = Х8 (Ответ. 1018)

5) “Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила…”

Задание. Сколько лет девочке и в какой класс она ходила? (Ответ. 12 лет, 5 класс)

6) Задание. Какое число больше 110110 или 11012? (Ответ. 110110)

7) Продолжите последовательность 1, 4, 7, А, … (Ответ. D)

8) Известно, что алфавитом некоторой позиционной системы счисления являются следующие символы: 0, 1, ?, @, d, %. Каково основание этой системы счисления? (Ответ. 6)

9) Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ? 480 и палитрой из 16 цветов? (Ответ. Да, достаточно 150 Кбайт)

6-й этап. “Итоги” Подведение итогов. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

Карточка с открытыми, но хаотично расставленными ответами.

  1. Представить число “-58” в памяти ЭВМ
  2. Представить число в нормализованном виде:
  3. а) 25,254; б) 0,00015; в) 0,342.

  4. Вычислить: а) 101112 + 100112; б) 100112 * 112
  5. Перевести: а) 4851016; б) 40102; в) 321108
  6. г) 10010210; д) 1D31610; е) 154810.

  7. Повторить определения.

Ответы: 0,342*100; 1E516; 110001102; 0,15*10-3; 0,25254*102; 1010102; 5018; 467; 18; 1110012; 108; 1010002.