Экологизация географического образования в школе

Разделы: География


Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения. В современной школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. И, тем не менее, нельзя отрицать, что достигнутый в России уровень экологической культуры населения – как важный критерий цивилизованности общества – ещё не достаточен. Все достижения в области экологизации школьной географии следует рассматривать как начальные, относительные, стимулирующие поиск новых путей.

На пути экологизации школьной географии существует ряд научно-методических проблем. Одной из них является проблема размежевания между географией и геоэкологией, с одной стороны, и биологией и биоэкологией с другой.

По многим вопросам геоэкология и биоэкология стоят на одних позициях. Это относится к самому понятию экологического образования, которое, по определению академика РАО И.Д. Зверева, представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности и общества за состояние и улучшение социоприродной среды. Это относится к основным принципам экологизации образования: непрерывности, межпредметности, комплексности, взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью. Это относится и к конечной цели экологического образования.

В настоящее время отмечается значительный перевес, который имеет классическая биоэкология над геоэкологией. В какой-то мере это объясняется тем, что авторами концепции экологического образования, разработанной в РАО, являются биоэкологи. Они проявили большую активность в написании учебников и пособий по интегрированному курсу “Экология”, предназначенному как для 9-го класса, так и для 9-11 классов. Все эти учебники написаны только с позиций биоэкологи.

Профилизация школ дала возможность географии реализоваться в таких курсах как: “Природопользование”, “Глобальная география”. Создаются интересные элективные курсы. Но это не решает обозначенную проблему полностью. Можно сослаться на Н.Н. Родзевича, который обратил внимание на то, что большинство глобальных проблем, упоминавшихся на Международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, относятся, прежде всего, к категории геоэкологических. Это проблемы стабилизации климата земного шара, сохранения основных составляющих атмосферы, рационального использования земельных ресурсов и предотвращения эрозии почв, борьбы с опустыниванием и засухой, защиты и рационального использования океанов, охраны качества и оптимизации использования пресных вод. И лишь две из рассматривавшихся там проблемы имеют отчётливо выраженный биологический характер: сохранение биологического разнообразия и борьба с уничтожением лесов. Отсюда вытекает вполне логичный вывод о том, что геоэкологические знания и умения для общего экологического образования столь же необходимы, как и биоэкологические.

Природа, люди, хозяйство – три кита географии. Там, где они изучаются вместе и связь между ними показана на карте, география присутствует, несомненно. Взаимоотношениями человека с рукотворной средой (жилища, улицы городов) интересовались и архитекторы и градостроители. Экология человека связывает жизнь, здоровье, деятельность людей со всеми живыми существами, населяющими Землю; ставит человека в самый центр земного мира. Но такая экология уже две тысячи лет существует в виде…географии!

Именно география всегда занимается не чем иным, как взаимоотношением человека со средой. В отличие от пришедших в экологию инженеров географы озабочены не только загрязнением, но и обезображиванием среды, вытеснением природного ландшафта искусственными сооружениями, исчезновением эталонных объектов, по которым можно изучать живую и неживую природу, и многими другими отрицательными явлениями. Экология становится географией, когда отмечает адреса экологических событий и кладет на карту результаты исследований.

Как прослеживается экологическая проблематика в курсах школьной географии? Анализ содержания школьных программ и государственного стандарта географического образования позволяет выделить следующее.

Экологическая проблематика в курсах географии

VI класс Природа и человек.
VII класс Взаимодействие природы и общества. Значение природных условий в жизни людей. Изменение природы под воздействием деятельности человека.
VIII класс Человек и природа. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. Региональная экологическая обстановка.
IX класс Человек и природа. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий. Экологическая обстановка в России и её регионах.
X класс Взаимодействие общества и природы. Экологический фактор размещения производства. Население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и окружающая среда. Охрана окружающей среды и экологические проблемы крупных районов мира. Глобальные экологические проблемы.

Географические знания необходимы всем жителям Земли независимо от национальности, религиозной принадлежности, взрослым и детям. Знание географии необходимо, чтобы и более разумно, и более грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития регионов и всей планеты в целом. Отмечалось, что большинство проблем экологического окружающей среды требует немедленного решения, а главным объектом экологического образования должны быть дети: именно им принимать решения в будущем.

С возрастанием ответственности при решении глобальных проблем человечества, с изменением, так стремительно происходящем на политической карте мира, роль географического образования возрастает.

Экологизация географического образования имеет исключительно важное значение для повышения уровня экологической культуры школьников. Таким образом, всё сказанное выше говорит о необходимости экологизации географии, которая осуществляет идею непрерывного и комплексного экологического образования.

Литература.

  1. Об организации работы по выполнению послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. № 29, 2006.
  2. Примерная программа основного образования по географии. Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне.
  3. Стандарт основного общего образования по географии. Стандарт среднего (полного) общего образования по географии. Вестник образования по географии. № 15, 2004.
  4. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. ОД в О № 22, 2006.
  5. Экологическое образование школьников/ Под ред. И.Д. Зверева. М., 1983.