Урок технологии: "Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Разделы: Технология


Тема: “Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”

Время реализации занятия: 90 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

План занятия:

Этапы занятия

Временная реализация

1. Организационный момент. Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока.

5 мин.

2. Проверка знаний (повторение)

10 мин.

3. Изучение новой темы.

30 мин.

4. Практическая работа.

25 мин.

5. Проверка знаний (усвоение).

10 мин.

6. Итог.

5 мин.

7. Домашние задание.

5 мин.

Задачи:

  • Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды;
  • Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;
  • Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока. Тема урока представлена визуально на презентационном экране. Слайд № 1.

II. Проверка знаний (повторение): Слайды №2 – 3

  • Что называют пряжей?
  • Что называют тканью?
  • Что называют основой, утком?
  • По каким признакам определяют нить основы в ткани?
  • Как чередуются нити в полотняном переплетении?

III. Изучение новой темы

Рассказ учителя о видах одежды, процессе её изготовления, правилах снятия мерок. Слайды № 4 – 15.
По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.
К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная; к производственной – спецодежда для выполнения различных работ; к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).

Учащимся предлагается проблемный вопрос:

  • Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец, кузнец, хирург?

Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.

Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.

Проблемная ситуация:

Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

“Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.
Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

При снятие мерок нужно помнить:

  • мерки снимают по правой стороне фигуры;
  • сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
  • при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
  • на обмеряемом должна быть легкая одежда;
  • талию предварительно опоясывают шнурком;
  • мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

(Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)

IV. Практическая работа.

Инструкционная карта слайд №15

“Мерки построения чертежа фартука”

Название мерок

Обозначение мерок

Как снимают мерки

Длина нагрудника

Дн

От линии талии вверх до желаемой длины
Длина нижней части

Днч

От линии талии вниз до желаемой длины
Обхват талии

От

По самому тонкому месту туловища
Полуобхват талии

Ст

От: 2
Обхват бёдер

Об

Горизонтально вокруг бёдер
Полуобхват бёдер

Сб

Об: 2

Девочки получают задание объединится в группы по три человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

V. Проверка знаний (усвоение). Слайд № 16

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • По какой стороне фигуры снимают мерки?
  • С помощью какого приспособления снимают мерки?
  • Как записывают мерки длины и обхватов?
  • Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб?

VI. Итог

По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: слайд №17

Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.

Список литературы:

  1. Симоненко В.Д. “Технология 5 класс” учебник М: Вентана-Графф, 2001 г.
  2. Бобунова И.В. “Технология 5 класс” поурочные планы Издательство “Учитель”, 2004 г.

Приложение