Путешествие в мир кислот

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала.

Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока: создать условия для:

  • выхода учащихся на постановку УЗ. “Я буду изучать строение и свойства кислот;
  • формирование понятия “кислота”;
  • открытия учащимися состава и строения кислот;
  • совершенствовать экспериментальных умений учащихся, и делать на основе опытов правильные теоретические выводы;
  • развития умения работать в парах;
  • развития процессов мышления: анализ, синтез, обобщение.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, серная кислота, фосфорная кислота, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, яблоко, лимон, клей силикатный, гидроксид натрия, мел.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Учитель: Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков? (Классу неорганических соединений.)

– Какие классы веществ нами изучены? (Оксиды, основания.)

– Из данного перечня веществ выберите формулы оксидов и дайте им названия:

H2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Al(OH)3, Na2O, HNO3, CO2, Mg(OH)2 HNO3.

Учащиеся по очереди подчеркивают формулы веществ и называют их.

– Какие вещества называют основаниями? Назовите их.

– Почему некоторые из формул нами не названы? (Эти вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, так как не соответствуют им по составу.)

III. Этап усвоения новых знаний

– Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих классов. Название, какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И? (Кислоты/)

– Что вы хотите узнать о кислотах?

(Учащиеся отвечают.)

– Мы с вами отправимся путешествовать по классу КИСЛОТ на нашем паровозике, и сделаем остановку на станциях Информационная, дегустационная, Экспериментальная, Практическая.

(Слова учителя сопровождаются показом слайдов)

Станция информационная

– Где мы можем встретить кислоты в природе? Ответить на эти вопросы нам помогут эти фрагменты.

(Показ слайдов о многообразии кислот в природе с 6 по 13 кадр)

– Мы познакомились с кислотами: азотной, соляной, серной, угольной, фосфорной.

(Учащиеся выписывают названия и формулы кислот, формулируют определение.)

Работа в парах.

– Даны формулы кислот H2SO4, HNO3, HNO3.ответьте на вопросы:

– Какие признаки вы предлагаете взять за основу деления кислот?

– Чем отличаются кислоты друг от друга по составу?

(Время для размышления дается 2 минуты.)

Классификация кислот:

  • по количеству атомов водорода: одноосновные, двухосновные, трехосновные.
  • по наличию кислорода в кислотном остатке: кислородосодержащие, бескислородные.

Станция дегустационная

– А почему кислоты назвали кислыми? (Они кислые на вкус.)

– Правильно! По правилам техники безопасности пробовать вещества на вкус в лаборатории нельзя, но сегодня в качестве исключения мы нарушим это правило, так как эти вещества вам известны.

(Учащимся предлагаются кусочки яблока, лимона.)

– Какой вкус ощущаете? (Кислый.)

– Но не все кислоты кислые. (Показ слайда). Аскорбиновая кислота сладкая, а никотиновая горькая.

– Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (Жидкое – большинство)

– Существуют и твердые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов.

Станция Экспериментальная

Демонстрация борной кислоты – белое кристаллическое вещество, используется в медицине, для дезинфекции в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает студенистый осадок кремневой кислоты.

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

Записи в тетради.

А) кислоты твердые: H3BO3 – борная кислота, H2SiO3 – кремневая кислота

Б) кислоты, которые разлагаются H2CO3 – угольная кислота.

– Как кислоты отличить от других веществ? (С помощью индикаторов.)

– Какие вы знаете индикаторы? (Лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин.)

Лабораторные опыты

Учащиеся 1-го ряда исследуют действие на индикатор раствор соляной кислоты, 2-й ряд – раствор серной кислоты, 3-й ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования обсуждаем и записываем в таблицу.

– Какой общий вывод по действию кислот на индикаторы можно сделать? (Индикаторы изменяют цвет под действием кислот.)

IV. Этап закрепления нового материала

Станция практическая

А) Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений.

CuO, Ca(OH)2, H3PO4, HF, WO3, NaOH

Б) Найдите “лишнее” вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

  1. HNO3, HCI,HPO4
  2. H2SiO3, HJ, NaOH
  3. HBr,H2SO4, HNO2

V. Итог урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научились на уроке?

VI. Информация о домашнем задании

  1. По учебнику О.С Габриеляна прочитать § 20 упражнение № 5 стр.74
  2. Творческое задание: rакую кислоту называют “купоросным” маслом?