Тема любви в поэзии Ренессанса и музыке ХХ века

Разделы: МХК и ИЗО


Урок размышление

Цель: раскрыть вечные темы искусства на примере творчества поэтов эпохи Ренессанса и композиторов XIX-XX веков;

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  • выявить особенности художественного текста сонетов литер и муз.;
  • обучение учащихся анализу произведения литературы, живописи и музыки;

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию на примере произведений искусства эстетического вкуса;
  • научить учащихся находить отличия информационного и художественного текста;

Воспитательная задача:

  • формирование личностного отношения к проблемам, раскрытым в искусстве;

Интегрирующая задача:

  • осознать значения понятий: «искусство», «гуманизм», «образ», «тема»;
  • понимать связь «мировоззрение – произведения искусства»;
  • ученик должен уметь самостоятельно проводить анализировать по заданным параметрам.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, аудио магнитофон, портреты, тексты сонетов.

Тип урока: интегрированный урок.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Методы учебной деятельности:

Исследовательские; творческие; объяснительно-иллюстративные.

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
  2. Изучение нового материала через актуализацию жизненных понятий и понятий известных ученикам из содержания предметов: литература, музыка, МХК . Восприятие этого материала, осознание связей между мировоззрением, средствами выразительности живописи и музыки;
  3. Осмысление полученного результата.
  4. Первичное применение приобретенных знаний.
  5. Подведение итогов урока.

Образ любви в жизни человека.

Сценарий урока:

I Вводная часть. Беседа о месте искусства в жизни человека.

Учитель: «Искусство занимает не всегда заметную, но важную роль в жизни человека» – утверждают ученые.

Так ли это? Каково же место искусства в жизни человека и есть ли у него будущее?

Ответить на этот вопрос нам поможет одна из вечных тем, к которой обращались в искусстве люди с древних времен.

Сейчас позвучит стихотворный текст на языке оригинала.

(Звучит сонет Шекспира на английском языке, музыка …)

Может, даже без перевода кто-нибудь догадался, о чем идет речь?

Дети: Речь идет о любви.

Учитель: Вы правы. Сегодня мы поговорим об образах любви, воплощенных в поэтическом жанре сонета.

Чтобы говорить с человеком, художники, поэты, композиторы пользуются особым художественным текстом, характерным только для искусства. В чем его отличие от информационного, не художественного текста мы попробуем выяснить.

1). Перед вами таблица, в которой слева помещены сонеты двух величайших поэтов эпохи Ренессанса, а справа биографическая справка об авторах. Прочтите внимательно тексты (Приложение № 1) под музыку Листа.

2). А теперь попробуйте продолжить предложение.

Дети:

1) Герой влюблен и чувствует величайшее наслаждение, благословляет тот миг когда встретил любовь, весь мир для него излучает свет.(2– любил Лауру)
2) Герой влюблен и чувствует страх потери любимого человека, еще не потеряв любимую понимает, что это будет самой тяжелой потерей для него. (2– любил какую-то темноволосую даму).

Учитель: Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что искусство с помощью художественного текста может сохранять для последующих поколений тончайшие переживания человека, движения его души.

II Беседа об авторском прочтении сонетов.

Учитель: Сонеты Петрарки и Шекспира, утверждение в них величия человека, соединения в нем прекрасной страстной души и прекрасного тела в разные эпохи будут волновать людей.

1) 60 только официальных переводов сонетов Шекспира на русский язык мы знаем в разные эпохи.

Наиболее популярными остаются переводы С. Я. Маршака, который свои переводы называл «не фотографиями, а портретами подлинников…Маршак ярко, образно определяет форму сонета. Три четверостишья…Маршак уподоблял последовательности светлых парадных комнат, доступных для обозрения каждому. А про заключительные две строчки…он говорил: это – в глубине здания маленькая комнатка, где живет сам поэт. И если войти к нему …с открытой душой, с открытым сердцем, с верой в него он откроет вам самые сокровенные мысли. И вам станет в этих двух строчках ясно все содержание сонета».

Жанр сонета имеет свои особенности. У итальянцев он состоит из 14 строк. Они делятся на четыре строфы: два четверостишия (катрены) и два трехстишия (терцеты).

Сонет обычно строится так, что мысли, высказанные в первом и втором катрене; завершаются заключающим раздумья суждением в конце.

Английский сонет (его стали называть сонетом шекспировского типа) состоит из трех катренов и одного заключительного двустишия.

2) Давайте послушаем, как композиторами в разные эпохи будут «прочитаны» сонеты Петрарки (Сонет № 47) и Шекспира (№ 90).

Как вы думаете, какой жанр, наиболее близкий поэзии выберет композитор?– песня, романс, инструментальная пьеса с яркой выраженной мелодией…

(Приложение 2 - работа с таблицей, возможна по группам:

1). Какое собственное состояние души композитора отражено в этом произведении?
2). Выделите номера живописных произведений, созвучных образу, воплощенному в музыке?
3). Средства выразительности.
4). Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка? Любовь помогает или мешает человеку жить?)

Ференц Лист, венгерский композитор XIX века напишет три музыкальных сонета под впечатлением своего путешествия по Италии.

Звучит Сонет.

Дети: ………….

Дмитрий Борисович Кабалевский – отечественный композитор создает вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира».

(Текст сонета и слова песни в Приложении 3)

Дети: ………………..

В 80-е годы XX в. появилась новая музыкальная версия сонета № 90 – эстрадная. Обратите внимание на изменения композиции сонета. Как эти изменения повлияли на изменение смысла художественного образа сонета?

…………………..

Вопрос: Какой же бывает любовь? (возвышающей, окрыляющей, жестокой) Для человека часто это испытание. Через страдания человек становится сильнее.

Дети: Вывод: даже одна тема в одной форме может быть переосмыслена в разные эпохи людьми искусства по-новому, оставляет для нас отражение личности художника.

Сонеты В. Шекспира привлекают внимание, прежде всего тем, что они в художественной форме выражают общечеловеческие чувства: любовь и ревность, бессилие перед всесокрушающим временем, боль утрат и желание продолжить жизнь в наследниках и произведениях искусства. Пока человек любит, надеется, страдает, для него будет важно общение с искусством.

3) Учитель: Домашнее задание:

1). А. Пушкин называл переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Перед вами несколько художественных переводов одного сонета Шекспира № 90. Попробуйте дома проанализировать, как влияет личность переводчика на образ, возникающий перед читателем.

(Приложение 4)

2). Попробуйте сами дописать сонет Шекспира, представив, что человек XXI века обращается к искусству. Может ли оно покинуть человека, его вытеснит ли его политика, наука и техника?

(Приложение 5)