Конспект творческой работы с родителями и детьми подготовительной группы. Тема: "Прасковья Льняница" и "Воздвиженье"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Тема: “Прасковья Льняница”

Цели: Познакомить детей и взрослых с вышивкой и плетением кружев. Учить составлять орнамент. Обогащать словарный запас детей. Развивать творчество детей и взрослых, стремление подражать народным мастерам.

Материал: вышитые изделия народных умельцев: полотенца, скатерть, салфетки, косоворотка, сарафан.

Проведение встречи.

В групповую комнату, украшенную изделиями русских народных мастериц, под тихую народную мелодию входят дети и взрослые. Гостей встречает Хозяйка в русском народном костюме, приветствует поговоркой “Хозяин весел и гости радостны”.

Дорогие гости! Сегодня я хочу вас познакомить с одним из самых древних на Руси ремеслом – вышивкой. Посмотрите, как удивительно нарядно разложены красиво вышитые изделия. Как вы думаете, кто их выполнил? Правильно, настоящие рукодельницы, мастерицы. Гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ. Оказывается издавна на Руси сеяли лен и ткали из него холсты на ткацком станке. У наших предков был небогатый гардероб. Крестьянки носили сарафан да рубаху, мужчины косоворотки. Полотенца на зеркале, подзор на кровати, скатерть на сундуке – из льна. И все они были одного цвета – белого. И вот, длинными зимними вечерами и взялась русская женщина за иглу. Вышивкой украсила скатерти, полотенца и в избе стало уютнее и светлее. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть, ни одно знаменательное событие не обходилось без расшитого разноцветными нитками полотенца. Отгадайте загадку:

“Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.

Обратите внимание, какие красивые и нарядные полотенца.

Одна краше другой выходили девушки на гулянья.. С великим мастерством расшиты их сарафаны, а у парней рубашки вышивкой украшены. Существует несколько видов вышивки: вышивка с растительным орнаментом, геометрическим. Растительный орнамент – это цветы, травы, которые мастерицы видели вокруг себя и переносили их красоту на изделие. Геометрический орнамент – кружочки, квадраты, полоски, волнистые линии и т.д. геометрический орнамент чаще встречается в вышивке полотенец. Каждая фигура что-то означает: круг – это солнце, волнистая линия – море, квадрат с точкой посередине – земля, засеянное поле.

Посмотрите, как красиво располагается узор на холсте! Давайте и мы с вами попробуем из геометрических фигур, как настоящие мастерицы, сделать узор для своего полотенца. (Хозяйка читает стихотворение, выполняя движения по тексту)

Маленького роста я, тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.
Иголка и нитка большие дружки,
Смотри получились какие стежки. Диво!

Сейчас мы будем учиться вышивать. Для этого нужны пяльцы, иголка, цветные нитки, ткань. Посмотрите, как выполняется тамбурный шов. Во время работы взрослые и дети исполняют русскую народную песню “Уж я сеяла ленок”

Какой нарядный получился стежок. Вот какое волшебное свойство таится в вышивке!

Тема: Воздвиженье.

Цели: познакомить с традиционным осенним праздником “Воздвиженье”. Выполнять отдельные поручения, логически находить ответы. Воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь в работе взрослых и детей.

Материал: корыто, ножи, соль, капуста, морковь.

Проведение встречи:

Хозяйка встречает гостей в избе. Предлагает назвать приметы осени. Отмечает, что осень мы встречаем трижды.

Первая встреча осени – 14 сентября по-новому календарю, а по старому – 1 сентября – День Семиона Столпника, Семен день, Семен – летопроводец, Семен – день лето провожает.

Вторая встреча – с 8 по 21 сентября. Осенины. В это время женщины выходили к воде

(к берегам рек, озер, прудов), встречали Матушку Осенину.

Третья встреча – с 14 по 27 сентября, праздник Воздвиженья Креста Господня. Название праздника произошло в честь поднятия или воздвиженья Креста Спасителя, чтобы все могли видеть его. В это время начинаются первые заморозки. Все в природе сдвигается навстречу зиме, навстречу покою и сну после летних трудов. На Воздвиженье первая барыня – капуста. Конец бабьего лета. Начало капустинских вечерок. Веселые игры-прибаутки.

- “Без капусты щи не живут!”

- “Хлеб да капуста лихого не попустят!”

- “Капуста не пуста, сама летит в уста”

На Воздвиженье по народному календарю животные, птицы начинают готовиться к зиме, улетафют в неведомые теплые страны, а люди собираются и вместе коротают долгие зимние вечера.

С этого праздника начались зимние вечеринки – Капустницы. Они продолжаются на Руси 2 недели и все девушки собираются на работу квасить капусту.

На капустницу девушки, надев свои лучшие наряды, переходили из дома в дом с песнями, помогали хозяевам рубить капусту, за что получали угощенья.

Самая легкая общая работа – рубка капусты, сделалась девичьим народным праздником. Шуточные песни, прибаутки, поговорки, звучали везде. Кадушки во всех семьях доверху наполнялись капустой.

Сегодня и у нас с вами капустница. Мы вместе будем ее квасить. Перед тем, как начнем работать, вымоем руки. Продукты следует брать только чистыми руками.

Выходите красны девицы умение свое показать. Не пригожим лицом, а руками золотыми. Ведь без капусты и щи-то будут не густы. Берем два кочана капусты, взвешиваем их, дети по отдельности определяют большие и маленькие кочаны (используются математические представления).

Приглашаем взрослых рубить капусту. Дети моют морковь, шинкуют ее на терке, солят, мнут на столе.

Во время работы дети определяют свойства капусты, трогая ее, нюхая, пробуя.

Вспоминают, какие блюда можно приготовить из капусты.

Взрослые и дети, из заранее приготовленного теста делают пирожки с капустой, относят их на кухню для выпечки. В ожидании чаепития дети убирают свои рабочие места, поют дружно русские народные песни, загадывают загадки о капусте.

1. “Не шит, не кроен, а весь в рубцах”.

2. “Шароватый, кудреватый, на макушке плеш, на здоровье ешь”

3. “Антипка низок, на нем сто ризок”

Пр наобходимости объяснить детям значение некоторыъх слов, образность загадок.