Внеклассное мероприятие по математике на тему: "Привилегии числу 7"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

- развивать интерес к математике;
- расширить представление о числе.

Ведущий 1.

С незапамятных времен число 7 почиталось «священным», «магическим», «мировой константой».

Семь дней сотворения мира. Семь слонов – символ счастья.

Еще в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и солнце и луну. Все непонятные явления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединилось с семью планетами. Так родилась семидневная неделя. Название дней связаны с именами богов. Ведущий 2.

Во многих языках эти названия остались до сих пор:

Вторник у французов – марди (день Марса);

Среда - люнди (день Луны);

Воскресенье у немцев-зонтаг (день Солнца).

Ведущий 1.

Согласно индийским преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью.

(Участники могут приготовить сообщения с вопросами по этому разделу.) (Учащиеся, ответившие на вопросы, получают жетоны.)

Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. У Атланта, подпиравшего небесный свод плечами, было семь дочерей- плеяд, которых Зевс потом превратил в созвездие. Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо.

Ведущий 2.

У вавилонян подземное царство окружено семью стенами.

Ведущий 1.

У мусульман небесный свод состоит из семи небес, и все, угодные богу, попадают на седьмое небо (блаженство).

Ведущий 2.

У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.

Ведущий 1.

У христиан Великий пост длится 7 недель.

Ведущий 2.

Число 7 символизирует тайну, объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию, делающую его магическим числом.

Марина Цветаева так озаглавила одну из своих миниатюр: «7=3+4».

3- божественное совершенство
4- мировой порядок;
Их соединение число
7- олицетворение общения
между Богом и Его творением- человеком.
Семь в основе лиры,
Семь в основе мира.

Ведущий 1.

У Ф.М. Достоевского в произведении «Преступление и наказание» число 7 преследовало Раскольникова:

«Он вдруг внезапно и неожиданно узнал, что завтра ровно в 7 часов вечера Лизаветы, старухиной сестры... дома не будет».

Ведущий 2.

Когда он шел на убийство старухи- процентщицы, Раскольников тем самым уже заранее был обречен на нравственное поражение. Для того, чтобы очистить свою совесть, стать Человеком, Раскольников должен пройти через испытания. Годы его испытаний опять измеряются числом 7.

Ведущий 1.

«Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья... Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Ведущий 2.

И в поэзии было затронуто число 7.

Семь - число из самых лучших
Для всего, что сердцу мило.
Авиньон в семерке черпал
Веру, истину и силу.
Семь ворот в стенах имел он.
Семь созвучий в перезвоне.
Семь грехов свершалось за день
В добронравном Авиньоне.

Ведущий 1.

Расул Рза. «Семь чинар».

... Целый край, поля и реки
Осенят в полдневный жар
Семь чинар, семь чинар.
Кто растил деревья эти?
День за днем летят столетья...
И стоит всегда в расцвете
Древо жизни, жизни дар-
Семь чинар, семь чинар...
Что ты, ветер, так неистов?
Разобьет один удар
Изумруды нежных листьев,
Но не сломит семь чинар.

Ведущий 2.

Числу 7 быть и в математике.

Задача 1.

7 - делитель любого целого числа вида:

ава, если а+в делится на 7.

fabcde, если abcdef делится на 7.

(Решение готовят учащиеся).

Задача 2.

Последней цифрой 22-значного числа такого, что если цифру 7 перенести с последнего места на первое, то образуется число, в 7 раз большее исходного. Какого?

Задача 3.

На какое число и при каких натуральных значениях a сократима дробь

(2а+5)/(3а+4)?

Ведущий 1.

Но и в жизни мы часто пользуемся пословицами и крылатыми словами, которые связаны с числом 7.

Конкурс 1. Назовите пословицы или крылатые слова, где упоминается число 7.

(каждому участнику выдаются жетоны.)

Ведущий 2.

Конкурс 2. Необходимо ответить на вопросы.

1. Существует ли арифметический квадратный корень из отрицательного числа?
2. Существует ли треугольник с такими измерениями: 3, 8, 4?
3. Верно ли, что если диагонали четырехугольника равны, то он прямоугольник?
4. Если правильная дробь несократима, то дробь, дополняющая ее до 1, сократима. Верно ли это утверждение?
5. Верно ли, что прямоугольник имеет две оси симметрии, это две диагонали?
6. Верно ли, что если углы в сумме составляют 180 градусов, то они смежные?
7. Верно ли, что 7 является простым числом?

Итог внеклассного занятия.

Все учащиеся, которые получили наибольшее количество жетонов, получают поощрительные призы.