Познавательные настольные игры по краеведению

Разделы: География


«В каждой хорошей игре есть прежде
всего рабочее усилие и усилие мысли»
А.С.Макаренко.

Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Как сделать их более эффективными для развития познавательного интереса к изучаемому предмету?

Я решила создать настольные игры на краеведческом материале.

Оказалось, что краеведческий и игровой метод отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие в уроки географии, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес к географии в целом и к краеведению в частности. Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В игре у учащихся есть возможность развития самооценки своих знаний (выбор более сложного или сравнительно легкого задания). В процессе игры школьники закрепляют полученные знания, получая при этом удовольствие от игры.

Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит юмор и шутки, снимает напряжение и однообразие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика.

Представляю 2 игры: «Реки Волоколамского края» и «Природа Волоколамского края».

Они могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Игра «Реки Волоколамского края» (рис. 1).

1. Правила игры.

В игре участвуют 2 команды (или 2 игрока). Игроки команд по очереди вытаскивают карточку по любой из3-х тем: «Реки нашего края», «Растения и животные водоемов», «Охрана вод». Карточки

3-х цветов, обозначающих сложность вопроса (золотой - сложный, оценивается в 3 балла, серебристый - менее сложный- 2 балла и черный - самый простой 1 балл). Игрок выбирает карточку по своим силам, читает вопрос и отвечает на него. Затем сам проверяет правильность ответа по карточке на дорожке под номером вопроса. Если ответ правильный, то фишка передвигается вперед на число баллов карточки вопроса. Если ответа нет или он неверен, то фишка остается на месте. Побеждает команда (или игрок), которая придет к финишу первой.

Вопросы к теме «Реки нашего края»:

  1. По каким рекам проходил древний Волок на Ламе? (р. Лама, р. Волошня, р. Руза, р. Москва).
  2. Какое влияние оказал рельеф на характер течения р. Лама? (рельеф- равнина, течение спокойное).
  3. Какова протяженность реки Лама? (101 км).
  4. Каково питание рек района? (Смешанное).

  5. Где начинается и куда впадает р. Лама? (д. Себенки- исток, устье- р.Шоша).
  6. Сколько рек в нашем районе? (19).
  7. Как называется розлив рек весной? (Половодье).
  8. Какая река пересекает г. Волоколамск? (р.Городня).
  9. Какая река дала название нашему городу? (р. Лама).
  10. Какая река протекает в нашем селе? (р. Черная)
  11. Есть ли притоки у р.Черной? (Да, р.Сенная).
  12. На каком берегу р. Черной расположена наша школа и д.Ботово? (Школа - на правом, а д.Ботово - на левом).

Вопросы по теме «Растения и животные водоемов»:

  1. Как называется водное растение, корни которого употребляют в пищу в печеном или поджаренном виде? (Сусак).
  2. Камыш озерный образует сплошные заросли неподалёку от берега. К какому семейству он относится? (Семейство осоковые).
  3. Почему кожа лягушки всегда влажная? (Влажная, покрытая слизью кожа является дополнительным органом дыхания, т. к. легкие развиты слабо).
  4. Стрекозы - прирожденные охотницы. Какое приспособление помогает им вылавливать несметное количество комаров? (Огромные глаза).
  5. Что ест беззубка? ( Мелкие водоросли и одноклеточные).
  6. Какие крупные жуки живут на дне заводей рек? ( Жуки водолюбы).
  7. Почему у некоторых ракообразных кровь не красная, а голубая? (В пигменте крови железо заменено на медь).
  8. Поздней осенью листья ряски отмирают и опускаются на дно, поверхность воды становится чистой. Почему весной вода вновь усеяна мелкими зелеными листочками? (Почки ряски проводят зиму на дне, а весной всплывают на поверхность и дают начало новым растениям).
  9. Какие насекомые живут от нескольких часов до 2-3 дней? (Поденки).
  10. Как называется растение с плотным коричневым, словно бархатным, «цилиндром» на конце стебля? (Рогоз).
  11. Почему весной водные растения пробуждаются позже, чем наземные? (Медленное прогревание воды весной отражается на развитии обитателей водоемов).
  12. Как белая кувшинка предсказывает погоду? (Цветы кувшинки всплывают на поверхность и раскрываются при устойчивой хорошей погоде, перед ненастьем они закрываются и прячутся в воду).

Вопросы по теме «Охрана водоёмов»:

  1. Почему воду считают чистой, если в водоеме много ручейников? (Для развития яиц ручейников надо много кислорода и света, т. е. чистой воды).
  2. Что может поступать в воду с площади водосборного бассейна вместе с поверхностным стоком? (Песок, глина, мусор, минеральные удобрения, гербициды, пестициды, мазут и другое).
  3. Как узнать, чистая ли вода в водоеме? (Если есть раки, то вода чистая).
  4. Почему минеральные удобрения нельзя вносить весной на талый снег? (Почва мерзлая и вместе с талыми водами они попадут в реку).
  5. О чем свидетельствует бурное развитие роголистника, рдеста плавающего, ряски? (Водоем загрязнен химическими веществами).
  6. Укажите основные источники загрязнения р.Черной у д.Ботово? (Мусор, сток с ферм и дороги).
  7. Почему на поверхности одних водоемов есть водомерки, а на других нет? (Они живут в чистой воде).
  8. Назвать орудия лова, разрешённые для рыболова любителя, а также запрещенные. (Разрешены удочка, спиннинг; запрещены – сеть).
  9. Какой вывод можно сделать, если в реке обнаружены больные рыбы? (Вода загрязнена).
  10. Как предотвратить заморы рыб в водоемах зимой? (Делать лунки).
  11. Какие водные растения подлежат охране? (Белая и желтая кувшинки).
  12. Как оказать помощь роднику? (Очистить от кустарника и мусора выход воды на поверхность, вставить отрезок трубы или желоб).

Игра «Природа Волоколамского края» (рис. 2)

В игре представлены вопросы по 4 темам: «Растительность», «Животный мир», «Растительные и животные ресурсы», «Охрана природы». Вопросы и ответы написаны на одной карточке: вопрос снаружи, а ответ - внутри. На карточке сразу стоит количество баллов за правильный ответ от 1 до 3-х, которые суммируются и выставляются на табло. Играют 2 команды или 2 игрока. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Достоинством игры является то, что в ней может принимать участие любое количество игроков в команде, а также то, что её можно остановить в любой момент. Вопросы составлены для учащихся 8 класса, но можно составить их для младших школьников и использовать то же игровое поле. Можно взять не все темы, а только, например, 2-ю или 3-ю. Вариантов данной игры может быть несколько.

Использую игру на уроках географии в 8-м классе при изучении темы «Смешанные леса» и во время изучения географии Московской области.

Вопросы по теме «Растительность».

  1. Какую площадь занимают леса в Волоколамском районе? а) более 30%; б) более 40%; в) около 50%; г) около 60%? ( Б)
  2. Назовите основные виды деревьев нашего смешанного леса (не менее 5), какие из них хвойные? (Ель, сосна).
  3. Какое значение имеют болота в природе? (назвать не менее 3). а) питают реки;
  4. б) дают торф; в) полезные растения; г) среда обитания животных.
  5. Как растения оказывают влияние на климат (на примере лесов)? (Растения испаряют влагу, они участвуют в круговороте воды; в лесу температура воздуха ниже; лес гасит сильные ветры).
  6. Назовите деревья и кустарники, которые зацветают ранней весной? (Олешник, ольха).
  7. Возраст деревьев определяется по: а) высоте; б) количеству листвы; в) годовым кольцам; г) толщине коры. (В).
  8. К мелколиственным породам относятся: а) береза; б) осина; в) дуб; г) клен. (А, Б).
  9. какой тип растительности распространен в нашем районе? а) луговой; б) тундровый; в) лесной; г) степной. (В).
  10. Какое дерево является поэтическим символом России? а) дуб; б) берёза; в) ива; г) рябина. (Б)

Вопросы по теме «Животный мир».

  1. Как приспособлены животные в лесной зоне? (Животные делятся на летающие, бегающие, лазающие, плавающие).
  2. Почему надо регулировать численность лося? (Страдают сосновые леса, т. к. лось откусывает верхушку, что препятствует возобновлению ценных пород деревьев).
  3. Назовите певчих птиц нашего леса (не менее 3). (Любые 3:соловей, канарейка, пеночка, малиновка, жаворонок).
  4. Какие птицы в нашей местности осёдлые (не менее 2)? (Сизые голуби, воробьи, галки).
  5. Как одним словом определить эту группу птиц (стрижи, ласточки, трясогузки, пеночки)? (Перелетные).
  6. Почему у лося - лесного жителя – громадные подвижные уши, массивная верхняя губа и крупные ноздри? Какие органы чувств у него развиты? (Слух и обоняние).
  7. Восстановите разрушенную пищевую цепь: желуди - ? – гадюка. (Мышь).
  8. Как животные леса связаны с растениями? (Растения служат пищей и кровом (дупла) для животных).
  9. Почему синиц, дятлов, поползней, пищух называют кочующими? (Зимой в поисках корма они перемещаются на десятки километров, но не улетают на юг).

Вопросы по теме «Растительные и животные ресурсы».

  1. Назовите травянистые лекарственные растения нашей местности (не менее 5).
  2. (Например: мать и мачеха, подорожник, ландыш, пустырник, валериана).
  3. Какие животные наших лесов относятся к промысловым? (не менее 3)
  4. (Любые 3:белка, лисица, куница, лесной хорь, енот, лось, кабан).
  5. Какие лекарственные деревья и кустарники растут в нашей местности? Какие их части лечебные? (не менее 5). (Любые: береза-почки, липа-цветы, черёмуха-ягоды, черная рябина-ягоды, дуб-кора, ель и сосна-иголки, сирень-цветы, шиповник-плоды).
  6. Что дают человеку, охотничьи-промысловые ресурсы леса? (Мех, шкура, мясо, лекарства).
  7. Какими растительными ресурсами богат наш лес? (Ягоды и грибы, лекарственные растения, древесина).
  8. Какое значение имеют лесопосадки и лесные полосы? (Лесопосадки помогают снегозадержанию и сохранению влаги в почве; они защищают почву от эрозии).
  9. Какие качества и ресурсы леса приобретают всё большую ценность в связи с ростом городов и населения? а) рекреационные, б) пушные, в) ягодные, г) санитарно-курортные. (А).
  10. Укажите правильные суждения: а) лес-производитель кислорода, древесины; б) лес-очиститель атмосферы; в) лес усиливает ветер и эрозию почвы; г) лес уменьшает влажность воздуха. (А,Б).

Вопросы по теме «Охрана природы».

  1. Какое редкое животное, занесенное в Красную книгу, обитает в небольших речках и питается моллюсками и другими беспозвоночными? (Выхухоль).
  2. Какие заказники есть в нашем районе? (Пруды и лес в с.Теряево, болото в Спасском и Осташовских лесничествах).
  3. С чем связано главным образом сокращение лесов? а) с лесными пожарами; б) с хозяйственной деятельностью человека; в) с прокладкой дорог; г) с войнами. (Б).
  4. Какие растения лучше противостоят загрязнению? Лиственные или хвойные? (Хвойные).
  5. Численность редких и исчезающих животных лучше всего восстанавливать путем: а) организации заповедников; б) сокращением сроков охоты; в) все вместе. (В).
  6. Вблизи крупных городов леса становятся: а) источником древесины; б) объектом рекреации. (Б),
  7. Если вблизи нашего водохранилища будет организована мойка автомашин, то:
    а) будет загрязнен водоем; б) рыбы станет меньше; в) все машины будут чистыми; г) все ответы правильные. (Г).
  8. Природа нашей местности: а) почти не изменена человеком; б) изменена на отдельных участках; в) сильно изменена человеком. (В).
  9. Укажите ландшафты, созданные человеком: а) луга; б) болота; в) лесные полосы; г) поймы рек. (В).

Игра для ученика - это увлекательное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил. Начинается игра со вступительного слова учителя, нацеливающего учащихся на активную и творческую познавательную деятельность.

Активность участников игры во многом зависит от контактов учителя со школьниками. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географию, но и на личность ученика. В процессе игры учитель может по-новому открыть ребенка для себя и в дальнейшем строить обучение его в соответствии с особенностями личности учащегося, что делает процесс обучения более эффективным.