Символическая рефлексия на уроках математики на примере урока "Общее Счастье"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Цели:

1. Образовательная:

- обеспечить в ходе урока объяснение правила раскрытия скобок и применение распределительного свойства умножения.

2. Воспитательная:

- воспитывать в детях чувство добра и толерантности, раскрыть смысл слова «добродетель».

3. Развивающая:

- развитие логического мышления.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Девиз урока: «А когда не знаешь – как, нужно у кого-нибудь спросить»

Слоненок «38 попугаев»

Подготовка к уроку: заранее прочитать сказку из фольклора народов Северного Кавказа «Общее счастье».

I. Мотивация учебной деятельности

Цель: Активизировать внимание. Повторить свойства сложения и умножения, их применение при вычислении. Учить добывать знания самостоятельно по учебнику.

Устный счет:

Какие свойства действий позволяют без выполнения вычислений утверждать, что верно равенство:

а) 617 + 243 = 243 + 617
б) 348 * 169 = 169 * 348
в) 27 * 111 + 27 * 222 = 27 * (111 + 222)

2. Найдите значение выражения и укажите, какие свойства действий были использованы:

а) 3,6 – 2 + 1,4
б) 2,5 * 3,18 * 4
в) 8,8 + 4,5 + 1,1 + 5,5
г) 5,16 * 1,6 – 1,6 * 4,16

3. Как используя распределительное свойство умножения, найти значение выражений:

6 * 2;         12 * 3

(2 ученика выполняют на индивидуальных досках)

4. (Выполнение № 518) Опишите с помощью рисунка два способа вычисления площади прямоугольника АВСД. Какой закон арифметических действий иллюстрирует этот рисунок? Рис. 1.

Проверь себя! Самостоятельная работа по учебнику, страница 119.

- Поднимите руку, у кого такой же результат, как в учебнике?
- Знание какого закона помогло вам при выполнении задания?
- О чем новом вы узнали из вывода в учебнике? (Распределительный закон выполняется для любых чисел).

Вывод: распределительное свойство применяется в вычислениях и в преобразовании выражений, при раскрытии скобок.

II. Сообщение цели урока.

Итак, цель нашего урока научиться с помощью распределительного свойства раскрывать скобки для целых чисел и буквенных выражений.

III. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Цель: опираясь на ранее изученное, подвести детей к осмыслению правильного раскрытия скобок.

Рассмотрим выражения:

4 * (х + 5) = 4х + 20 и (- 4) * (х + 5) = - 4х – 20

Фронтальная беседа:

- Назовите множители данных выражений.
- Чем являются левые части данных выражений?
- Чем являются правые части данных выражений?
- Одинаковы ли результаты этих двух произведений?
- Как вы думаете, почему результаты этих произведений разные?

Вывод: Нам необходимо узнать алгоритм раскрытия скобок для любых чисел.

IV. Ознакомление с новым материалом.

Цель: Используя занимательный материал подвести детей к алгоритму раскрытия скобок. Воспитывать чувство доброты, бережное отношение друг к другу.

1. Читаем отрывок из сказки:

«Все было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз, стада коров и буйволов, табуны лошадей; гусей и индеек, кур и уток без счету, закрома полны ячменем и пшеницей. И все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме. Все называли друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому, каждый хотел, чтобы у другого лучшая одежда была. Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи – и куда все уйдет, не станет ни силы, ни богатства.

(одновременно на доске появляется инсценировка данного отрывка в виде схемы)

И вот пришла беда: разлад в семье. Бывало, никто не скажет: - «Это мое». А говорит: - «Это наше». А теперь, глядя, каждый норовит взять себе, отнять у другого. «Это мой бык», - говорит один. «Это мой конь», - говорит другой. «За этой козой я ходил, ты не трогай ее», - говорит третий. «Кто видел мою корову», - кричит четвертый. И так во всем. И так каждый день. Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадается под руки, прячет в свой сундук. Каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает вовсе…»

(А на доске должна «ожить» схема и появляется ее продолжение:)

img5.jpg (7655 bytes)

2. Фронтальная беседа.

- Что произошло в доме старика? (от них ушло общее счастье)

- Почему общее счастье покинуло семью старика?

Представь себе, что ты услышал такие ответы на этот вопрос:

А. Мне кажется, что «общее счастье» ушло из дома старика потому, что в начале сказки слишком часто повторяется число 13. Это число является несчастливым;

Б. Нет, причина в другом. В доме старика слишком много народа, они и мешали друг другу;

- Правильно ли ребята объясняют причину ухода Общего Счастья? Если у тебя возникло другое мнение, выскажи его.

- Остались ли они счастливы, после раздела имущества?

- Слышны ли были ласковые слова, и смех в доме старика после раздела имущества?

3. Опираясь на схему, полученную при работе с отрывком сказки, подвожу детей к выведению алгоритма.

- Какое «общее счастье»? (близко с понятием «общий множитель» у данного выражения). Выделяем его в сердечко.

- Сколько «сыновей» делили между собой богатство? Обозначим их в , , (обратить внимание : выделяем вместе со знаками!)

- Сколько «сыновей», столько маленьких семей появляется после раздела. Значит, столько раз появится

- И у каждого появится новый хозяин , , .

- В данной схеме нет знаков! Теперь впишем в схему наши числа

- Следующий шаг – перепишем данное выражение без символов

(Работа со знаками в произведениях детям понятна.)

Х (+ Y) (+7)

-5 * Х -5 * (+ Y) -5 * (+7) = -5Х -5Y -35

-Итак, что заметили?

Вывод: Мы познакомились с операцией раскрытия скобок.

При раскрытии скобок необходимо:

1) Знать общий множитель;
2)Повторить множитель столько раз, сколько слагаемых в скобках;
3) Уметь находить произведения.

V. Первичное закрепление нового материала

Цель: закрепить умение раскрывать скобки, применяя распределительное свойство.

Раскрыть скобки, по алгоритму:

- 5* (-7-а)= * (-7) * (-а)

-5 * (7-а)= *7 * (-а)

(-2)*(-х–у)=-2 -2

Вывод: использование данных символов нам позволило «увидеть» алгоритм раскрытия скобок.

VI. Закрепление изученного.

Цель: отрабатывание алгоритма, работа со словарем.

1. Продолжаем рисовать символы и работать по сказочному алгоритму, даем ему название «общее счастье»

- № 519 б;

- рабочая тетрадь № 2, № 17.2 (стр. 4)

2. Раскройте скобки, выберите правильный ответ и заполните таблицу

1. (-3) * (а -7) =
К. - 3а – 7 Б. - 3а – 21 Д. - 3а + 21
2. – 8 (в + 2) =
И. – 8в + 2 О. – 8в – 16 Р. – 8в + 16
3. 6 (t – n) =
Б. 6t – 6n Т. 6t – n А. 6t + 6n
4. – 5 (х – 3) =  
В. – 5х – 3 С. – 5х – 15 Р. – 5х + 15
5. – 2 (у – 6) =
И. – 2у – 12 Е. – 2у + 12 Й. – 2у – 6
6. 7 (-2 + с) =
К. – 14 + с В. – 14 - 7с Т. – 14 + 7с
7. – 4 (d – 2) =
Л. – 4d + 8 О. – 4d – 8 Я. – 4d – 2
8. – 9 (n – v) =
М. – 9n – 9v Ь. 9n + 9v В. 9n – v

1

2

3

4

5

6

7

8

               

-Найдите значение слова «добродетель» в словаре Ожегова.

Добродетель – добрая привычка, внутреннее стремление к совершению добра

3. Выбери наиболее подходящий для тебя афоризм, который совпадает с твоими выводами:

А. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей; Д. Дидро

Б. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон

В. При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. Саллюстий

VII. Домашнее задание.

Ответь на вопросы:

  1. Согласен ли ты с тем, что счастье может быть только общим?
  2. Чтобы спросил у «общего счастья» ты?
  3. Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?

Выполнить номера, используя символы (если испытываешь затруднения)

№ 521 аб

№ 522 аб

№ 543 а

№ 544 а

VIII . Итог урока

-Чему научились на уроке?

Посей поступок – пожнешь привычку,

Посей привычку – пожнешь добродетель или порок,

Посей добродетель или порок – пожнешь характер,

Посей характер – пожнешь судьбу.

P.S. вторую часть сказки можно использовать подобным образом на уроках «Упрощение выражений».