Интегрированный урок (народная культура + ИЗО) в 3-м классе "Мала пчела, да и та работает"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  • познакомить учащихся с народным праздником Пчельником, пословицами и поговорками о пчелах;
  • дать представление о бортничестве и пчеловодстве, об интересных фактах из жизни пчел;
  • дать понятие “витраж”, научить создавать композицию в технике витража;
  • совершенствовать умение работать кистью и красками;
  • научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
  • развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь, доброту и бережное отношение к окружающей природе, интерес к искусству и культуре русского народа.

Оборудование для учителя:

  • фотографии пчел, сот, пасеки, витражей;
  • плакаты, раскрывающие пользу пчел;
  • шаблоны ячеек;
  • образцы карандашного заполнения альбомного листа ячейками, в цвете и с контурной обводкой;
  • плакаты с холодными и теплыми цветами;
  • аудиокассета с записью звуков природы.

Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, баночка с водой, черный фломастер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Звучит запись звуков природы.

– Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте отгадать загадку.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела).

Учитель показывает фотографии с изображением пчел.

– Все знают, кто такие пчелы, многие видели пчел в природе, но мало кто знает об их удивительной жизни. Ведь не зря русский народ посвятил этим замечательным насекомым целый день народного календаря.

– Ребята, давайте вспомним, что такое народный календарь? (Ответы детей).

– Оказывается, у наших предков был свой календарь, который они составляли сами из года в год, наблюдая за природой. Этот календарь называется НАРОДНЫЙ. Еще народный календарь называют МЕСЯЦЕСЛОВОМ.

– По народному календарю 10 октября – Пчельник.

– Послушайте, какие замечательные пословицы русский народ посвятил этим трудолюбивым насекомым. Тема нашего урока также является русской народной пословицей. Попробуйте их объяснить.

Мала пчела, да и та работает.
Яблоньку за яблоки любят, пчелку – за мед.
Масло сладко, а мед лучше.
Сладок мед, да не по две ложки в рот. (Ответы детей).

Ученики объясняют смысл пословиц.

– Ребята, а что вы знаете о пчелах? (Ответы детей).

– Пчелы живут семьей. Семья состоит из многих тысяч пчел. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки (самки, или царицы) и 10 000–50 000, а иногда 100 000 рабочих пчел. Увидеть матку среди рабочих пчел непросто: рабочих пчел - десятки тысяч, а матка всего одна. Зато опознать ее можно с первого взгляда: она в полтора, а то и в два раза крупнее рабочей пчелы. Матка откладывает яйца.

– Все знают, что благодаря пчелам, мы с вами можем полакомиться вкусным медом. А что вы знаете о том, как пчелы собирают мед?

Весной, с наступлением теплых дней, перезимовавшие рабочие пчелы вылетают из гнезда. С появлением первых цветков начинают собирать с них пыльцу и нектар.

В улье пчелы передают друг другу информацию. Так, рабочая пчела, отыскавшая богатые нектаром растения, возвратившись в улей, начинает кружиться, виляя брюшком. Впечатление такое, что она танцует. Но она, таким образом, сообщает остальным рабочим, куда и на какое расстояние лететь. Она же передает им запах тех цветков, с которых сама недавно собирала нектар и пыльцу. После этого рабочие пчелы вылетают за кормом на указанные пчелой-разведчицей растения.

Пчелы одной семьи могут за лето посетить чуть ли не 250 млн. цветков. По капле, по пылинке впитывают они корм, находя его порой за километры от гнезда. Чтобы получить килограмм сладкого корма, пчелам надо собрать нектар со ста с лишним тысяч головок одуванчиков или с полутора-двух миллионов цветков акации.

Во второй половине лета рабочие пчелы заготавливают запасы меда на зиму. Каждой семье надо запасти около 12 кг меда. С наступлением холодов пчелы замазывают воском в улье все щели и готовятся к зимовке. Зимой они питаются заготовленным медом.

– Пчелы бывают домашние и дикие. Где живут домашние пчелы? (В улье).

– Особое место, где выставляются ульи с медоносными пчелами, называется ПАСЕКОЙ. (Показ фотографии пасеки).

– А где живут дикие пчелы? (В дуплах старых деревьев).

– В старину дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы, называли БОРТЬ. А человека, который собирал мед, называли БОРТНИК.

С глубокой древности БОРТНИЧЕСТВО занимало особенно важное место в хозяйстве славян: сахара в те времена еще не было, и все сладкие кушанья готовились на меду.

– Бортничество было делом тяжелым. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости. Как вы думаете, почему? (Пчелы могли ужалить, можно упасть с дерева).

Ранней весной бортнику приходилось пройти по лесу десятки километров, прежде чем удавалось найти следы диких пчел. Обнаружив деревья, дупла которых облюбовали пчелы, счастливец ставил на них свой знак. Они считались его собственностью, и каждую осень он выбирал из дупла мед, оставляя часть его пчелам на зиму.

Опасным был подъем к борти, требовавший особых навыков и немалой ловкости. У бортника для этого имелись специальные приспособления. Но и по сей день существует охотник за медом, который обходится без всяких приспособлений.

По чаще идет
Таежный хозяин –
Валежник ломает,
Пчел разоряет.
Что за зверь?
Кто угадает? (Медведь).

Конечно, это лакомка-медведь. В старину для защиты от этого любителя меда на веревках ниже борти привешивали деревянные чурбаны. Медведь взбирался по дереву к борти и, добравшись до висящих препятствий, лапами отталкивал их. Чурбан делал движение в сторону и, возвращаясь на место, наносил ему удар. Лакомка терял равновесие и падал вниз, на землю.

Впрочем, кроме медведей, находились и люди, которые не прочь были похитить из чужой борти и мед, и воск. Кражу меда из чужой борти считали преступлением и наказывали виновного.

– Ребята, знаете ли вы, как сейчас называется занятие по добыче меда? (Пчеловодство).

– А как называется профессия человека, добывающего мед? (Пчеловод).

– Чем же полезна пчела человеку? (Ответы детей).

– Польза пчел велика и многообразна. Пчелы дают питательный и целебный мед, а также воск. Полезные свойства есть и у пчелиного яда, который используют для лечения ряда заболеваний. Пчелы играют важную роль в опылении многих растений.

На доске – рисунки, с помощью которых учащиеся объясняют, чем полезна пчела.

Необходимо предупредить детей об опасности укусов пчел.

– Чем пчела опасна? (Может укусить).

– Надо остерегаться укусов пчел. При встрече с пчелой не следует отмахиваться от нее руками, а лучше замереть и подождать, пока пчела не отлетит в сторону.

От укуса пчелы погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что еж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы свое жало, погибает.

III. Практическая работа.

– Кто из вас знает, в чем пчелы хранят мед? (В сотах).

– В улье рабочие пчелы лепят из воска соты, состоящие из множества шестигранных ячеек. В ячейки они собирают нектар и пыльцу цветков – пищу впрок, а также для растущего поколения и самки.

Учитель показывает изображение сот, чтобы все дети имели представление о них. Обращается внимание на их природную красоту, интересную и правильную форму каждой ячейки.

Далее детям предлагается, используя мотив “соты”, создать композицию в технике витража. Учитель рассказывает о витраже, о цветовой гамме.

– ВИТРАЖАМИ называют картины, выполненные на стекле красками или составленные из кусков стекла с помощью свинцовых узких полос.

Это очень старое искусство появилось более полутора тысяч лет тому назад. Вначале оно украшало окна костелов, монастырей, церквей, затем перешло на общественные жилые здания. Свет, проникая через цветные стекла, отражаясь на полу, стенах, создает фантастическую, сказочную обстановку.

Детям раздаются шаблоны, и они с их помощью сначала карандашом изображают шестигранные ячейки по всему альбомному листу.

 

Рисунок 1.

Затем заполняют ячейки цветом. Им предлагаются разные варианты цветовых сочетаний и состояний. Колорит работы может быть в теплой или холодной гамме, на сближенных или контрастных сочетаниях.

Когда работа подсохнет, учащиеся делают контурную обводку “сот” фломастером черного цвета.

 

Рисунок 2.

 

Рисунок 3.

 

Рисунок 4.

IV. Подведение итогов урока.

В конце урока проводится выставка работ, детям предлагается угадать, какое состояние природы хотел отразить автор витража.

Краткий анализ работ. Вопросы по теме урока.