Международный летний лагерь изучения английского языка как способ познания поликультуры

Разделы: Иностранные языки


Летом 2006 года в городе Ростове-на-Дону работал международный лагерь изучения английского языка “Надежда”.

Грант на организацию летнего лагеря изучения английского языка для одаренных детей выиграла на международном российско-американском конкурсе выпускников американских программ (апрель 2006 г.) учитель английского языка МОУ СОШ № 12 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Макаренко Ирина Анатольевна.

Летний лагерь изучения английского языка для одаренных детей “Надежда” был создан для 62 учащихся школ г. Ростова-на-Дону.

Среди участников лагеря – большинство детей из социально-незащищенных, малообеспеченных семей.

Разработчики проекта - преподаватели и студенты вузов, учителя школ г. Ростова-на-Дону и Ростовской области – победители профессиональных российско-американских конкурсов, выпускники американских образовательных программ, специалисты американских советов по международному образованию.

Главной целью Проекта является формирование у школьников умений и навыков межкультурной коммуникации, изучение поликультуры для развития навыков эффективного межкультурного взаимодействия между народами России, США и других англо-говорящих стран в условиях диалоговой среды на основе компетентностного и личностно-смыслового подходов.

Основные задачи Проекта

1. Организация обучения английскому языку на основе формирования ключевых компетентностей:

  • коммуникативных умений и навыков в процессе учебных занятий, включающих развитие всех видов речевой деятельности;
  • межкультурных компетентностей через моделирование ситуаций диалога культур на основе изучения поликультурного мира (традиций, обычаев народов англо-говорящих стран и России), принципов демократии для приобщения детей к общегражданским ценностям с целью формирования толерантностного сознания и поведения учащихся, а также на основе развития навыков эффективного межкультурного взаимодействия между народами России и США;
  • социальных компетентностей, включающих в себя развитие умений общаться, работать в команде, решать учебные проблемы на основе диалога, делать осознанный выбор, быть лидером, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

2. Организация творческого саморазвития детей через проектную деятельность, работу в команде по подготовке конкурсов, праздников, сюжетно-ролевых игр по проблемам страноведения России и США.

3. Развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием английского языка; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия.

Финансирование Проекта осуществлялось за счет средств

  • офиса английского языка Посольства США в Москве,
  • МОУ СОШ № 12 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону,
  • МОУ СОШ № 43 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону,
  • Управления образования г. Ростова-на-Дону,
  • Донской государственной публичной библиотеки,
  • родителей.

Проект по созданию в Ростов-на-Дону летнего лагеря изучения английского языка “Надежда” был реализован летом 2006 года.

Сроки проведения:

1 этап

30 апреля –5 мая 2006 года (5 дней) - экскурсионный этап на теплоходе по маршруту: Ростов-на-Дону – Волгоград-Ростов-на-Дону. На данном этапе решались задачи по созданию команды вожатых летнего лагеря; апробированию выпускниками американской программы FLEX двух модулей программы языкового лагеря:

“Английский язык в коммуникативных играх”,

“Подвижные игры с элементами соревнований”.

2 этап

19 июня – 30 июня 2006 года (10 дней) – двухнедельный курс изучения английского языка в рамках программы лагеря на базе школы №12 г. Ростова-на-Дону.

3 этап

10 июля – 15 июля 2006 года (6 дней) – однонедельный курс изучения английского языка в рамках программы лагеря на базе школы №43 г. Ростова-на-Дону, в Центре электронных ресурсов и в Центре международных информационных ресурсов Донской государственной публичной библиотеки.

17 июля - 21 июля 2006 года (5 дней) - однонедельный курс изучения английского языка на оздоровительной базе лагеря “Ласточка” на Черном море в Краснодарском крае.

Общая продолжительность работы международного лагеря изучения английского языка “Надежда”: 5 дней + 10 дней + 6 дней + 5 дней = 26 дней.

Преподаватели и вожатые провели занятия по следующим модулям:

  • Я в поликультурном мире: география и культура США, других англо-говорящих стран и России (на основе учебной, документальной и художественной литературы американских авторов, мультимедийных, видео материалов и DVD фильмов)
  • Американская культура: единство в многообразии. Гражданские и культурные ценности американского народа
  • История и культура США в песнях
  • Музыкально-танцевальное шоу “Американские джазовые песни”
  • Английский язык с компьютером и Интернетом
  • Английский язык в коммуникативных играх
  • Подвижные игры с элементами соревнований

Примером успешного решения задач Проекта является проведения учебного курса

“Я в поликультурном мире: география и культура США и других англо-говорящих стран (на основе учебной, документальной и художественной литературы американских авторов, мультимедийных ресурсов, видео и DVD фильмов)” для учащихся 10-16 лет.

Занятия данного модуля проводились на основе учебной, документальной и художественной литературы американских и британских авторов, аутентичных мультимедийных, видео материалов и DVD фильмов, с использованием учебных игр американских авторов “Game Name It”, “ Game Candy Land, “Pictionary. Junior. The Game of Quick Draw for Kids,” “Taboo. The Game of Unspeakable Fun,” “Operation. Skill Game. Where You’re the Doctor”, “Just-A-Minute! The Game That Has Everyone Talking!” При проведении занятий для подростковой группы учащихся также использовались электронные ресурсы “Интерактивные уроки английского языка из специальных радио программ Голоса Америки “Listen+Read+Learn”, разработанные учеными Курского государственного университета.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

“Я в поликультурном мире: география и культура США и других англо-говорящих стран” для учащихся подростковой группы (13-16 лет)

Разработчик: И.А. Макаренко, учитель английского языка МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону

№ урока Тема урока Содержание урока Виды деятельности Оборудование урока
1 - 2. География и культура Великобритании.

Британское поликультурное общество

Особенности географического положения. Британское поликультурное общество.

Традиции и обычаи британцев

Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Путешествие по Великобритании”
3 - 4 Лондон – столица Великобритании История города.

Лондон – поликультурный город

Просмотр DVD фильма. Письменный тест DVD фильм “Лондон сегодня”
5 - 6 География и культура Австралии. Поликультурное австралийское общество Континент и страна.

Общечеловеческие ценности австралийцев

Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Австралия”
7 География и культура США Особенности географического положения Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Каникулы в США”
8 Вашингтон – столица США История США в истории города Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Каникулы в США”,

Интернет

9. Северо-запад США Красота дикой природы и культурные достижения американцев Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Каникулы в США”
10. Атлантическое побережье Америки Трудовая Америка Просмотр видеофильма.

Мини-изложение

Видеофильм “Каникулы в США”
11. Американский “дикий” Запад История освоения

“дикого” Запада

Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Каникулы в США”
12. Современная американская пустыня Красота дикой природы и освоение американской пустыни Просмотр DVD фильма. Письменный тест Видеофильм “Каникулы в США”,

Интернет

13. Американское общество – плавильный котел Сохранение обычаев и традиций.

Историческая память.

Просмотр видеофильма. Беседа Видеофильм “Каникулы в США”,

Интернет

14. Российское поликультурное общество Ценности россиян Просмотр CD. Беседа CD “Click on Russia”, Интернет
15. Я в поликультурном мире Общечеловеческие ценности.

Защита мини-проектов.

Конференция:

выступления с материалами мини-проектов

Компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет

В ходе разработки и реализации модуля “Я в поликультурном мире: география и культура США, других англо-говорящих стран и России” для учащихся 8-10 лет использовалась американская учебная литература, предоставленная нашему лагерю Посольством США в Москве.

Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, с. 5-10
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 11-18
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 19-20
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 21-40
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 41-46
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 47-51
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 52-72
Книга для внеклассного чтения “A Trip to Toy Town.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книга для внеклассного чтения “What’s for Breakfast ?”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книга для внеклассного чтения “Diego’s Big Day.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книга для внеклассного чтения “A Sweet Surprise.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книга для внеклассного чтения “Out the Window!”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книга для внеклассного чтения “Hop, Hop, Jump!”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книга для внеклассного чтения “Hide and Seek.” Автор: Judith Bauer. Oxford University Press
Книги для внеклассного чтения “Monster Parade”, “Snow Tracks.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press

Занятия модулей “История и культура США в песнях”, “Музыкально-танцевальное шоу “Американские джазовые песни”” для учащихся группы младших школьников проводились с целью изучения истории американских праздников, традиций и обычаев американского народа в занимательной форме посредством постановки мини-мюзиклов по песням американских авторов, представленных в учебном пособии “Holidays. Jazz Chants”, Carolyn Graham, Oxford University Press.

Работа в каждом из двух потоков лагеря завершалась конференцией “Международный российско-американский летний лагерь как средство изучения английского языка и поликультуры народов англо-говорящих стран и России”, в которой приняли участие российские и американские учащиеся – участники Проекта, их родители, педагогические работники лагеря, гости из США. Российские школьники показали достаточно высокий уровень сформированности умения общаться с носителями английского языка – американскими школьниками и их учителями. На конференции был обобщен опыт организации первого в Ростовской области международного российско-американского летнего лагеря по изучению английского языка “Надежда” как совместный образовательный российско-американский проект.

В нашем лагере занятия на английском языке помогли детям узнать больше об американской, британской и австралийской культурах, образовании США, Великобритании, Австралии и сформировать лидерские навыки. Взаимопонимание всех разработчиков и участников международного Проекта было построено через общественные связи и социально-ориентированные программы.