Урок литературного чтения произведения А.А.Прокофьева "Берёзка"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Образовательные:

– познакомить учащихся со стихотворением А.Прокофьева “Берёзка”;

– учить детей выразительному чтению стихотворения;

– научиться анализировать произведение: с помощью интонации передавать чувства автора   при чтении стихотворения.

Развивающие:

– развивать у учащихся устную речь, её последовательность, содержательность, точность,   выразительность;

– развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;

– развивать навык чтения;

– развивать память, внимание, мышление, воображение.

Воспитательные:

– воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

– воспитывать чувство гордости за свой край;

– воспитывать у учащихся дружбу и взаимопомощь.

Оборудование:

– учебники;

– портрет поэта;

– репродукции картин художников И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.И.Левитан

“Берёзовая роща”;

– рисунки детей;

– магнитофон;

– аудиозапись русской народной песни “Во поле берёза стояла”.

Оформление доски:

А.А.Прокофьев “Берёзка” ( 1900-1971)

портрет поэта

– эпиграф: “Ты тоже родился в России –

В краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне берёзка –
Берёзка под каждым окном”. (М.Агашина).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

II. Подготовка к восприятию произведения.

Учитель читает стихотворение:

“За окном мороз да вьюга.
Всем нам хочется тепла.
Очень часто на досуге
Вспоминаем вас, друзья:
Лето красное и осень,
И красавица-весна!”

– Дорогие, ребята! В этот зимний морозный день я предлагаю всем вместе совершить путешествие в увлекательный мир природы, заглянуть в её интересные и прекрасные уголки, полюбоваться её красотой. Совершим своё путешествие ни одни, а со своей спутницей, которую зовут – поэзия.

– В путешествии нужно быть внимательными, наблюдательными. Постараться, как можно больше узнать нового и интересного.

1.Эмоциональная подготовка.

а). Звуковая разминка.

– Итак, в путь. Чтобы в пути было интересно, я вам предлагаю спеть.

а-о-у-ы-и-е-ю

ла-ло-лу-лы-ли-ле-лю (хором)

б). Речевая разминка.

– Вдали показался лес. Давайте отгадаем загадку и узнаем, какие деревца растут в том лесу.

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

Дети читают загадку молча, отгадку говорят на ухо учителю, после отгадывания вслух читает сильный ученик, затем средний ученик, затем слабый.

– По каким признакам узнали, что это берёзка?

в). Упражнение “Фотоглаз”.

– Приготовили свои глазки – “фотоаппараты” и сфотографируем, что мы видим вокруг себя.

Ромашка

Берёза

Василёк

Колокольчик

– Что здесь лишнее? Почему?

– Мы с вами пришли в лес, где растут одни берёзки. Как называется такой лес?

Физкультминутка (на фоне музыки).

– Ребята, встанем и полюбуемся красотой рощи.

Посмотрим вверх, какие там высокие берёзы; вниз, какие растут растения; посмотрим влево – вправо, какая кругом красота! (повторить 3-5 раз)

г). Чистоговорка.

-А сейчас в этой берёзовой роще сделаем привал и прочитаем чистоговорку (хором , затем средний ученик, слабые ученики по одной строчке).

Лю-лю-лю – я берёзоньку люблю.

Лу-лу-лу – я берёзку не срублю.

Ша-ша-ша – до чего же хороша.

2. Содержательная подготовка.

– А теперь сядем “поудобнее” и послушаем рассказ Саши о нашей красавице – берёзке.

Рассказ ученика:

– Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки: река Березина, село Берёзово. И у нас в Вачском районе есть д. Берёзовка. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках, и в стихах, и в картинах художников.

– Обратите внимание на репродукции картин И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.И.Левитана “Берёзовая роща”, каких берёз-красавиц мы там увидим в разные времена года. Посмотрим на ваши рисунки, и там мы увидим берёзки такими, какими вы представляете их сами.

Посмотрим за окно, и там берёзки. Какая кругом красота!

– Давайте вспомним, а какое стихотворение о берёзке вы уже знаете?

Ученик читает наизусть стихотворение С.Есенина “Берёза”.

Учащиеся хором читают эпиграф к уроку.

3. Сообщение темы урока.

– Ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворением А.А.Прокофьева “Берёзка”.

4. Сообщение детей о жизни и творчестве А.А.Прокофьева.

– Юля подготовила для нас небольшое сообщение об авторе, послушаем её. (Рассказ ученицы).

III. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.

Учитель наизусть читает стихотворение. (Учебники детей закрыты).

2. Проверка первичного восприятия текста.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение?

3. Работа над содержанием произведения.

Дифференцированная работа в группах.

Высокий уровень.

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

С чем сравнивается берёзка?

Что поэт имеет в виду, говоря о “белом сарафанчике”, “платочки в карманчиках”, “красивые застёжки”, “зелёные серёжки”?

Средний уровень.

Прочитайте стихотворение и выберите слова, которыми поэт описывает образ русской берёзки.

Низкий уровень.

Прочитайте стихотворение цепочкой по строчке и подберите однокоренные слова к слову берёзка.

4. Проверка выполнения заданий.

– Какое слово повторяется в стихотворении несколько раз? (Люблю)

– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Любви, нежности)

– Почему автор выбрал для своего произведения название “Берёзка”, а не “Берёза”?

– Что он этим хотел сказать?

Физкультминутка.

– Представим, что мы с вами берёзки.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

IV. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Работа в парах. (Сильный – слабый)

1. Самостоятельно прочитайте стихотворение ещё раз. Приготовьтесь выразительно читать. Постарайтесь при чтении передать настроение поэта.

2. Прослушивание трёх учащихся. (Сильный, средний, слабый)

3. Высказывания критиков – слушателей.

V. Обобщение и определение актуальности изученного материала.

– В стихотворении наблюдается два состояния берёзки: весёлое и грустное. Когда берёзка может быть весёлой?

– Когда берёзка может быть грустной?

– Что нужно делать, чтобы берёзка была всегда весёлой и радовала нас своей красотой?

VI. Знакомство с народными обрядами.

– Берёзку прославляют в народных песнях, танцах. Летом перед Троицей в четверг отмечают праздничный обряд “Семик”.

Сейчас бабушка Артёма расскажет об этом празднике.

Рассказ бабушки.

“Семик” знаменует прощание с весной и встречу с летом, окончание весенних полевых работ, прославляет зеленеющую землю с центральным персонажем – берёзкой.

В этот день дома украшали снаружи и внутри берёзовыми ветками. В некоторых местах молодую берёзку украшали или одевали в женскую одежду и устраивали гулянья, игры, хороводы вокруг берёзки.

А берёзка должна была отдать всё свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и благополучию людей. Сейчас эти традиции постепенно возвращаются в нашу жизнь.

– Давайте и мы с вами исполним русскую народную песню “Во поле берёза стояла”. (Дети встают в хоровод и поют песню). Звучит фонограмма данной песни.

VII. Итог урока.

-Наше путешествие подходит к концу. Что нового узнали о берёзке во время путешествия?

-Чему научились на уроке?

-Молодцы, все поработали хорошо. Я думаю, эта работа вам поможет выполнить домашнее задание.

VIII. Домашнее задание.

Высокий уровень.

Выучить стихотворение наизусть и написать мини– сочинение, начиная словами “Я люблю берёзку за то, что…”.

Средний уровень.

Выучить стихотворение наизусть и составить устно мини– сочинение, начиная словами “Я огорчаюсь, когда берёзку(ке)…”.

Низкий уровень.

Выучить стихотворение наизусть.