Строение и свойства вещества

Разделы: География


Тема “Строение и свойства вещества” имеет большое пропедевтическое значение, т.к. включает систему понятий, являющихся опорными на второй ступени обучения для таких учебных дисциплин, как химия, физика, биология, физическая география. Поэтому на уроке я уделяю большое значение контролю терминологии.

Урок имеет большое развивающее и воспитывающее значение. Учащиеся на этом уроке показали спектр ключевых компетентностей: работа в паре, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Цель урока: проверить усвоение знаний по теме “Строение и свойства вещества”.

Знать: основные термины и понятия, классификацию веществ и их свойства.

Уметь: применять теоретические знания на практике для объяснения природных условий.

Развивать: навыки анализа, синтеза, рефлексивной деятельности учащихся.

Воспитывать: коммуникативность, чувство товарищества, творческое отношение к предмету.

Форма урока - лабораторное занятие.

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

1.Психологический настрой.

2. Объявление целей и задач.

3. Контроль знаний (ТЕСТ) .

Тест

1. Твердые тела:

А) способны сохранять неизменную форму и объем;

Б) не способны сохранять неизменную форму и объем.

2.Жидкости:

А) способны сохранять объем;

Б) не способны сохранять объем;

В) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.

3.Газы:

А) способны сохранять форму и объем;

Б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;

В) способны применять форму того сосуда, в котором они находятся.

4.К органическим веществам относятся:

А) вода; б) соли; в) углеводы.

5.К простым веществам относятся:

А)кислород; б) вода; в) углекислый газ.

6.К сложным веществам относятся:

А) озон; б) кислород; в)азот; г) белки.

7.Вещества, образованные атомами одного вида, называют:

А) сложными; б) простыми;

в) неорганическими; г) органическими.

8.Сложное вещество образовано:

А) атомами одного химического элемента;

Б) атомами разных химических элементов.

9.К физическим явлениям относится:

А) таяние сосульки; б) набухание почек; в) перегнивание листьев.

10.К химическим явлениям относится:

А) медленное окисление в живых организмах; Б) гроза; в) ветер

4. Работа с использованием коммуникационных технологий (проверка на знание понятий и терминов)

1.Твердые тела способны сохранять неизменными _____ и _____.

2.________ способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.

3.Любые изменения формы, размеров и объема тела называются ….

4.Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия называется …..

5.Частицы, на которые делится молекула, называются ….

6.Молекулы находятся в постоянном …

7. Сила, которая удерживает частицы вместе, называется …..

8.Тела неживой природы образованы …… веществами.

9.При физических явлениях ……. новое вещество.

10.Реакцию, сопровождающуюся выделением тепла и света, называют …

5. Работа в парах (взаимопроверка)

Карточка № 1

1. Подписать под какими схемами изображены простые, а под какими –  сложные вещества.

 

2.Почему, если на человеке загорелось платье, на него надо сразу же набросить одеяло, пальто или другую плотную одежду (ответ детей: плотная ткань прекращает доступ воздуха).

Карточка № 2

  1. Для чего проветривают помещение после уроков? (При дыхании состав воздуха изменяется: количество кислорода уменьшается, а углекислого газа становится больше. Проветривают помещение для того, чтобы увеличить количество кислорода и удалить избыток углекислого газа.)
  2. Подпишите названия частей пламени свечи на рисунке

6. Работа в группе (один из учащихся – консультант)

Карточка 3

Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова:

свинец, рельс, свист, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мед, самолет, мел.

тела

вещества

явления

     

 

 

 

 

 

Карточка 4

Заполните схему:

Карточка 5

Провести мини-исследование на упругость

Надуйте воздушный шарик (не очень сильно) и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Опустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Надуйте шарик еще раз. Бросьте его на пол, чтобы он подпрыгнул. Какие свойства газообразных тел вы наблюдали?

(Вывод учащихся: газы не сохраняют формы, занимают весь предоставленный им объем)

7. Творческое задание (презентация домашнего задания-сказки) например: Сказка “Умная лисичка”

Однажды бабушка с дедушкой слепили колобка из теста. Разожгли печь и хотели его пожарить, как вдруг колобок выскочил из окна и покатился.

Катится, катится, докатился до леса. Вдруг навстречу ему идет заяц и говорит: “Колобок, Колобок, я тебя съем”. “Ты съешь меня, - говорит колобок, - когда скажешь, какими свойствами я обладаю”. Заяц думал, думал и ответил: “Упругостью”. “Неправильно”,- сказал Колобок и покатился дальше.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему идет косолапый медведь. “Колобок, Колобок, я тебя съем”, - говорит медведь. “А ты съешь меня только тогда, когда скажешь, какими свойствами я обладаю” - Не долго думая, косолапый ответил: “Изменяешь объем и не меняешь формы”. “Неверно”- сказал Колобок и покатился дальше.

Катится, катится Колобок и думает: “Какие же звери глупые”! И вдруг навстречу ему выходит лисичка. Остановила она Колобка. Так с хитростью и говорит: “Колобок, какой ты красивый, круглый”! Понравились Колобку лукавые слова, да и рассказал он о своих свойствах. Узнала лисичка его свойство пластичности, растянула Колобка и проглотила.

Вот и сказочке конец. Кто знает свойства веществ - молодец!

8. Рефлексия урока.

9. Итог урока.