Реки Африки

Разделы: География


Тема: Реки Африки

Задачи:

  1. Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение.
  2. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности учащихся, применять межпредметные связи, развивать географическое мышление.
  3. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе; получать больше интересного по географии из других источников, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: Физ. карта Африки, картина “В долине Нила”, атлас 7-й класс, контурная карта Африки, простые карандаши, портрет Гумилёва, листы со стихами, видеомагнитофон.

Тип урока: Новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока и цели.

Учитель Тема: Урок - кроссворд по теме “Реки Африки”

Цель: Изучить особенности рек Африки, используя при этом творчество одного из известных русских поэтов.

На доске

1. Название темы, число.

2. Эпиграф к уроку

3. Кроссворд Рисунок1

4. Портрет Н.С Гумилёва

5. Картина “В долине Нила”

6. Д. задание

III. Деятельность учителя и учащихся.

(В скобках – примерные ответы учащихся).

Учитель зачитывает эпиграф с доски: “…Есть Музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой;

В час, когда я устану быть только поэтом,

Ничего не найду я желанней его…”

- Эти слова о Петербургском Музее этнографии произнес известный русский поэт, не просто много написавший об Африке, а бесконечно влюбленный в этот материк, в его бескрайние саванны, непроходимые леса, огромные пространства пустынь, и, конечно же, в великие африканские реки.

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться отрывками из стихотворений этого поэта при характеристике многих рек материка.

- А его имя и фамилию вы узнаете в конце нашего урока, разгадав кроссворд, выделенные буквы в котором и укажут вам его фамилию.

Работать мы с вами будем так:

  1. Я читаю задание.
  2. Вы выполняете задание и вписываете в клетки кроссворда название реки.
  3. Угадав все названия рек Африки и узнав их особенности, вы заодно и узнаете и фамилию поэта.
  4. Для выполнения заданий вам потребуется:

    • Лист со стихами.
    • Карандаши.
    • Карты атласа на страницах 11 и 14.

Вопрос №1 – Африканская река, дважды пересекающая экватор (Конго).

    • Верно, это Конго, прочитайте о реке и скажите, почему она полноводна круглый год? (Экватор – дожди идут ежедневно).

Вопрос №2 – Правый приток реки Конго (река Убанги)

Вопрос №3 – Используя атлас, назовите реку, на которой расположен водопад Виктория (Замбези).

Отрывок 1. Точно медь в раскаленном железе,
Иглы пламени врезаны в ночь,
Набухают валы на Замбези
И уносятся с гиканьем прочь.

    • Каков характер течения? (пороги, водопады).

Вопрос №4 – Древние египтяне называли её “священной рекой”, обожествляли её (Нил)

    • Посмотрев отрывок из видеофильма и глядя на карту, ответьте на вопрос: Почему Нил называют “священной рекой”, обожествляют его (дает жизнь, путь из царства живых в царство мертвых).

Отрывок 2. Для него ежегодно разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.

    • Как люди использовали и используют реку в хозяйственной деятельности? Обратите внимание на картину картину “В долине Нила” (орошение, судоходство, земледелие).

Отрывок 3. И его ограждают пороги
Полосой острогрудых камней
От нежданной полночной тревоги,
От коротких нубийских мечей.

    • Что можно сказать о характере течения реки Нил?(среднее течение - пороги).

Вопрос №5 – В этой строчке из стихотворения К.И. Чуковского есть название ещё одной африканской реки.

“И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит - …, …, …” (Лимпопо)

    • К бассейну какого океана относится река Лимпопо? (Индийского)

Вопрос №6 – Отрывок 4. Я на карте моей под ненужною сеткой
Сочиненных для скуки долгот и широт
Замечаю, как что-то чернеющей веткой,
Виноградной оброненной веткой ползет.

    • Какая река похожа на ветвь винограда? (Нигер)

Если не угадали, то читайте Отрывок 5.

Но не верю, не верю я, справлюсь по книге,
Ведь должна же граница и тупости быть!
Да, написано Нигер… О царственный Нигер,
Вот как люди посмели тебя оскорбить!

    • Чем возмущен автор? Почему “оскорбить” (Нигер – означает “черный”, “река в стране черных людей”).

Отрывок 6. Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с целою стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов.

    • Что вы узнаёте о реке из этого стихотворения? (широкая, постоянная борьба с песками).
    • Используя политическую карту мира на стр. 11 атласа, найдите ошибку автора стихов (Нигер не течет по территории Судана)

Вопрос №7 – Эта река на юге Африки называется так же, как второй из цветов радуги, следующий за красным? (Оранжевая).

Итак, в вертикальных клетках кроссворда читаем фамилию поэта – ГУМИЛЁВ.

  1. Рассказ о биографии поэта одного из учащихся.
  2. Гумилев Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. Сын морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-03 — в Тифлисе, где в местной газете впервые было опубликовано стихотворение Гумилева (1902). Учился в петербургской и тифлисской гимназиях. Осенью 1903 семья Гумилевых вернулась в Царское Село, где юноша завершил (1906) гимназическое образование. В 1918 Гумилев был привлечен М. Горьким к работе в издательстве “Всемирная литература”, читал лекции в институтах, преподавал в литературных студиях. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия). Издал несколько сборников стихов, в том числе лучшую свою книгу “Огненный столп” (1921; посвящена его второй жене — А. Н. Энгельгардт). Осенью 1920 Гумилев неопределенно обещает участникам так называемого “таганцевского заговора” свое содействие в случае антиправительственного выступления и номинально вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение.

  3. Слово учителя о поэте.
  4. 4 раза Николай Гумилев побывал на Африканском континенте – 1907, 1908, 1910, 1913 гг., причем два последних раза в Центральной части материка – Эфиопии. Почему именно Африка? Гумилев писал: “Думаю уехать на полгода в Абиссинию (Эфиопию), чтобы в новой обстановке найти новые слова” - Африка вдохновляла его, была его музой.

IV. Закрепление материала.

Работа с контурной картой.

    • Нанести на контур изученные на уроке реки.

V. Итог урока, отметки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание §27 стр. 120-122.

В заключение хочу прочесть ещё 8 строк – продолжение эпиграфа к нашему уроку:

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалека привез,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.
И я вижу, как знойное Солнце пылает,
Леопард, изогнувшись, ползет на врага
И как в хижине дымной меня поджидает
Дли веселой охоты мой старый слуга.