Система работы дополнительного образования гимназии № 1529

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Дополнительное образование - неотъемлемая часть воспитательной системы гимназии № 1529. Реализуемые в этой области нашей деятельности программы призваны обеспечить успешную социализацию обучающихся с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей и социальных реалий современного общества и государства. Они направлены на выявление и развитие способностей и интересов детей, осуществление мероприятий по гражданско-патриотическое воспитанию подростков и молодежи, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.

Работа системы дополнительного образования гимназии базируется на таких принципах, как добровольность, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, аксеологичность, дифференциация и индивидуализация обучения, включенность ребенка в деятельность, приносящую социально значимый результат, последовательность и преемственность в работе кружков и объединений.

Дополнительное образование позволяет нам осуществлять на практике связь предметов школьной программы, изучаемых в первой половине дня, с деятельностью учащихся во второй половине дня (рисунок 1). Его тесная связь с экспериментальной деятельностью гимназии позволяет нам включать в содержание образования то, что ещё не стало общим и обязательным для всех обучающихся. Это делает дополнительное образование мощным средством гуманизации системы образования в целом - все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.

Поскольку управление системой дополнительного образования в нашей гимназии осуществляется через включение её в работу воспитательного сектора, это позволяет педагогам дополнительного образования поддерживать тесную связь с методическим объединением классных руководителей и корректировать работу с обучающимися во второй половине дня в зависимости от их успехов или неудач в первой (рисунок 2). Участие в работе кружков в системе дополнительного образования способствует организации в рамках гимназии процесса единого непрерывного педагогического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, повышает сплоченность школьного коллектива и усиливает интерес к гимназической жизни.

Говоря о структуре системы дополнительного образования, отметим, что всего в гимназии функционирует 33 кружка, которые посещают 100% обучающихся (рисунок 3). В процентном выражении кружки, функционирующие в рамках системы дополнительного образования гимназии № 1529, распределяются следующим образом: 55% - предметные кружки, в которых осуществляется учебно-исследовательская работа и работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся; 15% - спортивные кружки; 12% - творческие кружки; 9% - технические кружки; 9% - психологические и досуговые кружки.

На основании вышесказанного мы можем говорить о следующих особенностях системы дополнительного образования гимназии № 1529:

  • Тесная связь с программой гуманитарных предметов, изучаемых в гимназии
  • Использование результатов работы экспериментальных площадок гимназии
  • Нацеленность на получение социально значимого, практического результата

Реализация и эффективность данных принципов и особенностей работы системы дополнительного образования наглядно видна при рассмотрении функционирования кружков и творческих объединений гимназии № 1529 за последние три учебных года.

Во многих образовательных учреждениях сейчас налаживают работу школьного самоуправления. В нашей гимназии в рамках системы дополнительного образования налажена специальная работа по выявлению ребят с лидерскими задатками и разработана программа по их развитию в ходе деловых игр, психологических тренингов, разнообразных практических мероприятий. Актив гимназистов объединен в клуб “Лидер”, где ребята могут получить как теоретические знания, так и практическую помощь при планировании, подготовки и осуществлении коллективных творческих дел и социально ориентированных проектов. Такой клуб работает у нас уже в течение нескольких лет и мы добились неплохих результатов: система школьного самоуправления заняла первое место в Центральном округе и втрое – в городе на конкурсе детских общественных организаций, центровая команда “Лидер”, сформированная на основе активистов клуба, заняла второе место в прошлом учебном году в округе, активно развивается работа школьного пресс-центра, школьного радио и телевидения. Участников школьного соуправления привлекают к подготовке и проведению общешкольных мероприятий. На этом примере отлично видно, как на практике осуществляется взаимодействие внутри гимназии между разными кружками в системе дополнительного образования – туристическим, музейным, спортивными, предметными, а также с учителями, ведущими элективные курсы и основные предметы, к которым учащиеся обращаются за консультациями при подготовке конкурсных заданий и проектов.

Работа спортивных кружков и секций (волейбол, баскетбол, мини-футбол, фитнес) позволяет не только достигать высоких результатов на районных и окружных соревнованиях, но и проводить спортивные праздники для учащихся разных параллелей гимназии, а также подготавливать и проводить на высоком уровне общешкольные спортивные мероприятия, например, День здоровья. Работа таких кружков имеет большое значение и при реализации гимназических программ здоровьесбережения.

Одним из интересных творческих кружков, где осуществляется программа эстетического воспитания гимназистов, является студия пластической миниатюры. Обучение сценическому движению, пластике, танцу, участие в постановке школьных спектаклей – лишь один из результатов деятельности этой секции. Руководители кружка и их воспитанники принимают активное участие в социальном проектировании, являющемся основой воспитательной системы нашей гимназии. Они активно включились в программу благотворительной помощи детским домам, с которыми сотрудничает наша гимназия, в том числе выезжают туда с концертами.

Активно ведется в системе дополнительного образования экскурсионная работа. Большой интерес у обучающихся вызывают одно- и многодневные поездки по городам России и за границу. По результатам этих поездок обучающиеся создают проекты, с которыми впоследствии выступают на гимназической научно-практической конференции и на окружных и городских конференциях. Это позволяет осуществлять связь дополнительного образования с учебными предметами первой половины дня. В настоящее время мы всё больше внимания обращаем на создание межпредметных проектов, чему работа во второй половине дня в немалой степени способствует. Экскурсионная работа позволяет расширять и закреплять знания гимназистов по всему спектру учебных предметов (рисунок 4).

Активно работает в гимназии туристический кружок, в рамках которого осуществляется работа по нескольким направлениям. Это и экологический туризм, и поисковая деятельность, и туристско-краеведческая. В работу данного кружка, кроме его актива, вовлекаются так или иначе все гимназисты. Например, при проведении осеннего общего слета.

Наша система дополнительного образования – открытая и активно развивающаяся система. Среди перспективных направлений нашей работы назовем такие, как:

  • развитие школьного соуправления;
  • участие в конкурсах социальных проектов;
  • усиление междисциплинарного характера дополнительного образования в гимназии.

Мы надеемся, что наша работа и в дальнейшем будет не менее продуктивной и интересной для всех участников образовательного процесса – и для детей, и для их родителей, и для наших учителей.